Особенности восприятия пространства дошкольниками




Тема: Развитие у детей представлений и практических ориентировок в пространстве

План

1. Понятие о пространстве и пространственной ориентировке

 

2. Значение формирования пространственных представлений у дошкольников

 

3. Генезис пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста

1. Содержание п онятия о пространстве и пространственной ориентировке

 

Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета.

Пространствоэто форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность.

Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память.

 

В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы:

- кинестетический (двигательный),

- осязательный,

- зрительный,

- слуховой,

- обонятельный.

При восприятии пространства главными яв­ляются зрительные и двигательные (кинестетические) анализаторы, а дополни­тельными — осязательные, слуховые и обонятельные анализаторы.

 

Выражение «пространственная ориентация» - это ориентировка на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве подразумевается:

А) определение «точки стояния», т.е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам. Например, «Я нахожусь справа от дома» и т.п.

Б) определение места нахождения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве. Например, «Шкаф находится справа, а дверь слева от меня».

В) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».

 

Проблему восприятия пространства детьми раннего и до­школьного возраста исследовали П. Ф. Лесгафт, М. Ю. Кистяковская, Б. Г. Ананьев, Т. А. Мусейибова, Э. Я. Степаненкова и др. В частности:

Ø - П. Ф. Лесгафт и М. Ю. Кистяковская изучали особенности зрительной ориентировки в простран­стве на основе двигательных ощущений.

Ø - Б. Г. Ананьевым сделан психологический анализ поэтапного развития про­странственных ориентировок у детей разного возраста. Им обосновано, что в раннем возрасте ребенок воспринима­ет пространство в основном на чувственной основе. В до­школьном возрасте обучение опирается как на чувственную, так и на логическую (словесную) основу. В школьном возра­сте учащиеся ориентируются в пространстве по основным сторонам горизонта.

Ø - В исследовании Т. А. Мусейибовой разработана методика обучения детей раннего и дошкольного возрастов простран­ственным ориентировкам: на себе, от себя, от любого пред­мета, на основе словесных указаний.

Ø - Э. Я. Степаненкова исследовала развитие пространствен­ных ориентировок в связи с организацией занятий по физи­ческой культуре и пешеходных прогулок.

 

Ориентировка в пространстве — это очень ёмкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве.

Начальный этап ориентировки в ограниченном или малом пространстве — это:

- ориентировка на собственном теле (знание частей собственного тела, знание о пространственном расположении частей тела, обозначение расположения частей своего тела соответствующими пространственными терминами, сравнение реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале);

- на плоскости стола (располагать предметы на поверхности стола слева направо и в названных направлениях, определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов);

- на листе бумаги (правая и левая, верхняя и нижняя стороны листа, середина).

Начальная ориентировка в большом пространстве — это:

- знакомство с расположением объектов, составляющих близлежащее окружение ребенка в помещении дома и вокруг него (ориентировка в квартире, в помещении, на улице, использование терминов справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко и т.д.).

 

Особенности восприятия пространства дошкольниками

- В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.

- В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой от­счета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево.

- В период школьного обучения дети овла­девают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, за­пад, восток.

Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей.

 

Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность. Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно:

- вначале он следит за горизонтально движущимся предметом (вперед – назад, налево – направо)

- затем вертикально (вверх – вниз).

- и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости.

- Затем начинает осваивать глубину пространства.

 

Основными принципами формирования представлений и понятий о пространстве являются:

v постепенность,

v после­довательность,

v использование в обучении наглядности в со­четании чувственного и логического,

v учет возрастных и ин­дивидуальных особенностей.

 

Главными дидактическими средствами формирования ори­ентировки в пространстве следует считать:

§ собственную двига­тельную активность ребенка,

§ использование художественных картин, иллюстраций, фотографий,

§ сочетание наглядности, образа со словом в виде схем, таблиц, моделей и др.

 

Основными методами и приёмами являются:

· организация активной деятельности ребенка;

· наблюдение, рассматривание картин, таблиц;

· объяснения, указания;

· дидактические игры и упраж­нения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: