Образец методической разработки экскурсии




Маршрут Остановка Объекты показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания  
             
             

 

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки не более 10-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе " Маршрут экскурсии " называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе " Остановки " называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: "Улица Коммунаров", необходимо называть точное место.

В графе " Объекты показа " перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту - издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа " Продолжительность экскурсии ". Время, которое называется в этой графе, представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа " Наименование подтем и перечень основных вопросов " содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе " Организационные указания " помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие "Техника ведения экскурсии". Приведем пример записи: "Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание". "На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования". В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

Графа " Методические указания " определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов.

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов "портфеля экскурсовода", включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, "После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом", "Экскурсоводу следует объяснять термины..." и т. д.).

Комплектование "портфеля экскурсовода"

" Портфель экскурсовода " - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач "портфеля экскурсовода" состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорама строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача, показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним. И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте.

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии.

Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

 

Технологическая карта экскурсии Тема экскурсии ___________________________________________ Длительность (час) ________________________________________ Протяженность (км) _______________________________________ Автор-разработчик ________________________________________ (автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии _____________________________________ _________________________________________________________ Маршрут экскурсии, _______________________________________ _________________________________________________________ в том числе варианты маршрута (летний, зимний) ______________ _________________________________________________________
Участки перемещения по маршруту Места остановок Объект показа Длительность Основное содержание информации Указания по организации Методические указания
             
             

В графе 1 «Участки (этапы) перемещения по маршруту» указываются улицы, проспекты, бульвары, шоссе, площади, по которых должна проезжать или проходить экскурсионная группа. Первым указывается место, где экскурсовод делает (или начинает) вступление в экскурсию. Потом называется отрезок пути к объекту показа, из которого, согласно технологической карте, намечено раскрывать первую подтему экскурсии. Далее записываются отрезки пути от предыдущего объекта к следующему.

В графе 2 «Места остановок» указываются точки маршрута, где предусмотрена остановка автобуса и обзор объекта без выхода из него или остановка автобуса и выход группы, а также остановка группы в пешеходной экскурсии. Остановки следует указывать конкретно и точно. Целесообразно указать зимние и летние варианты выходов из автобуса, на случай дождя и других неблагоприятных метеорологических условий.

В графе 3 «Объект показа» указывают конкретные экскурсионные объекты, которые показываются экскурсантам на остановке, проездом без остановки автобуса или при передвижении пешком. Могут быть указаны как основные, так и дополнительные объекты. Записывают полное название объекта, приводят фамилии авторов - скульпторов и архитекторов.

Время, необходимое для показа объекта и экскурсионного рассказа, связанного с ним, отмечается в графе 4 «Длительность». В этом же промежутке времени следует учитывать и время, назначенное на самостоятельный обзор объекта экскурсантами и предусмотренное на передвижение к следующему объекту. Сумма отрезков времени, указанных в 4-й графе, составляет общую длительность экскурсии.

В пятой графе «Основное содержание информации» перечисляются наименование подтем с короткой их аннотацией. Подтемы последовательно раскрывают тему согласно внутренней логике материала экскурсии. Подтема может быть раскрыта на одном или нескольких объектах.

* Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации. ** Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: