Анализ состояния безопасности воздушного движения




МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОВД И ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОВД

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ 21.09. 1998г 7/И

(с введением данной Методики утрачивает силу глава 4 ⌠Типовой документации службы движения ГА, утвержденной МГА от 30.09.85)

Проведение анализа и составление отчетности о деятельности органа ОВД

Контроль и анализ деятельности органа ОВД проводится:

- руководителем органа ОВД (директором по УВД, заместителем директора филиала по УВД,

начальником службы УВД (движения), или лицом, им определенным);

- инспекторским составом по безопасности воздушного движения.

Анализ деятельности органа ОВД включает:

- анализ интенсивности воздушного движения;

- анализ состояния безопасности воздушного движения;

- анализ обеспечения воздушного движения;

- анализ сведений о персонале ОВД;

- разработку мероприятий по обеспечению безопасности воздушного движения.

Сроки проведения анализа и представления отчетности о деятельности органа ОВД:

- полугодовой - к 20 июля;

- годовой - к 20 января.

Анализ интенсивности воздушного движения

Для определения количественных показателей и тенденции изменения интенсивности движения ВС в воздушном пространстве, контролируемом органом ОВД, производится анализ самолетопотоков. Определяется фактическое количество воздушных судов гражданской, государственной, экспериментальной авиации, других министерств и ведомств, а также воздушных судов иностранных авиакомпаний, обслуженных в районе аэродрома и в районе (зоне) ответственности органа ОВД. Сведения по интенсивности воздушного движения за определенный период времени (полугодие, год) заносятся в таблицу 1 - 2 Приложения на основании данных о количестве обслуженных ВС из журналов, предусмотренных Типовой документацией. Для сравнения представляются аналогичные характеристики прошедшего периода.

Анализ позволяет:

- получить обобщенные данные по загруженности органа ОВД и интенсивности воздушного движения в контролируемой зоне (районе) УВД;

- принимать своевременные решения о необходимости проведения мероприятий по реорганизации УВД.

Таблица 1

Сведения о количестве обслуженных ВС в зонах (районах) УВД за __________________________ (период)

Наим Зона взлета и посадки Район подхода РайонУВД РайонМДП Всего
орг.ОВД 1998г. 1997г. % изм 1998г. 1997г. % изм 1998г. 1997г. % изм 1998г. 1997г. % изм 1998г. 1997г. % изм
                               
                               

 

Таблица 2

Сведения о количестве обслуженных ВС по принадлежности за __________________ (период)

Наименование ргана ОВД Количество обслуженных ВС
РФ Международных Всего
1998г. 1997г. % изм 1998 г. 1997г. % зм 1998 г. 1997г. % зм
                   
                   

Анализ состояния безопасности воздушного движения

Рассматривается общее состояние безопасности воздушного движения в контролируемом органом ОВД воздушном пространстве за определенный период времени (полугодие, год). Указываются сведения об авиационных происшествиях, инцидентах. Заполняется таблица 3 Приложения и рассчитывается общий сравнительный коэффициент безопасности воздушного движения (отдельно для каждого события - АП или инцидентов) по формуле:

К = N / Q х 100000

где К - сравнительный коэффициент безопасности воздушного движения;

N - общее количество АП или инцидентов;

Q - количество обслуженных воздушных судов в контролируемой зоне (районе) УВД за определенный период времени (полугодие, год).

При составлении анализа учитываются проведенные основные мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности полетов при УВД, приводятся примеры проявления высокого профессионализма персоналом ОВД, способствовавшим предотвращению АП, инцидентов, описываются обстоятельства причин нарушений, инцидентов, АП, допущенных персоналом ОВД.

Учитывая, что одной из главных целей анализа деятельности органа ОВД является предупреждение АП (инцидентов), настоящая Методика предусматривает порядок выявления (определения) нарушений (ошибок, отклонений) в деятельности персонала ОВД.

Для получения полной, своевременной и достоверной информации о качестве деятельности персонала ОВД осуществляется постоянный контроль его работы.

При этом используются следующие методы контроля:

- контрольное наблюдение за действиями персонала ОВД на рабочем месте;

- анализ действий персонала ОВД, зафиксированных какими-либо регистраторами воздушной обстановки (диспетчерский график движения ВС, планшет, стрипы, магнитофон, фоторегистратор, средства видеозаписи и др.);

- проверка на рабочем месте;

- устная или письменная проверка знаний.

Для фиксирования максимального количества параметров деятельности персонала ОВД используется комплекс технических средств контроля, к которым относятся:

- выносные индикаторы воздушной обстановки (индикаторы радиолокационных станций);

- аппаратура прослушивания каналов радиосвязи между диспетчерами и экипажами;

- магнитофонная запись радиообмена между персоналом ОВД и экипажами воздушных судов, другими абонентами;

- фоторегистрирующая аппаратура;

- диспетчерский график движения ВС, планшет, стрипы;

- средства видеозаписи воздушной обстановки;

- бортовые средства сбора полетной информации.

Комплексное использование перечисленных средств дает возможность объективно воспроизвести воздушную обстановку, оценить качество обслуживания воздушного движения и разработать эффективные мероприятия по устранению выявленных нарушений (ошибок, отклонений).

Нарушения (ошибки, отклонения) в работе персонала ОВД оцениваются сопоставлением установленных нормативными и регламентирующими документами (наставлениями, технологиями работы, правилами и фразеологией радиообмена, должностными инструкциями, табелем сообщений и др.) обязанностей с фактическими действиями, приведшими к нарушению (ошибке, отклонению) или способствующими их возникновению.

На основе использования объективной информации о нарушениях, допущенных персоналом ОВД, для их учета и анализа заполняется таблица 4 Приложения.

Таблица 3

Сведения об авиационных происшествиях, инцидентах, допущенных персоналом ОВД за _____________ (период)

Наим. ргана ВД Количество
Инцидентов Авиационных происшествий
Анализируемый период Сравниваемый период % змен. Анализируем. период Сравниваем. период % змен.
             
             

Таблица 4

Сведения о персонале ОВД _________(орган ОВД)__________, допустившем нарушения

Наименование нарушения правил УВД и порядка ИВП Диспетчерский пункт Время
День/ночь начало, середина, окончание смены
       
1. Нарушение установленных правил и схем набора высоты, выхода из зоны аэродрома, снижения и захода на посадку с разрешения специалиста УВД.      
2. Нарушение безопасной высоты полета вследствие неправильных действий специалиста УВД.      
3. Нарушение минимума погоды при взлете, посадке или полете по трассам (МВЛ).      
4. Нарушение установленных правил эшелонирования.      
5. Нарушение порядка и сроков передачи экипажу ВС информации о состоянии погоды по маршруту полета, пунктам взлета и посадки, штормовых предупреждений.      
6. Прием и выпуск ВС с неподготовленной ВПП.      
7. Прерванный взлет по причинам, связанным с ошибочными действия персонала ОВД.      
8. Столкновение или угроза столкновения с объектами на земле (люди, животные, наземные препятствия, транспортные средства на летной полосе, РД, перронах).      
9. Опасное сближение ВС в полете.      
10. Попадание в зону опасных метеоявлений из-за отсутствия информации об этом по вине специалиста УВД.      
11. УВД без знания фактической метеообстановки.      
12. Разрешение на вылет при отсутствии прогноза или с просроченным прогнозом погоды.      
13. Передача экипажам ВС данных о погоде, не соответствующих установленным срокам наблюдения и фактической погоде, полученной от оперативных органов Госкомгидромета.      
14. УВД диспетчером, не имеющим соответствующего допуска к самостоятельной работе.      
15. Передача УВД диспетчерами на неустановленных рубежах и высотах.      
16. Выпуск ВС по ПВП при отсутствии соответствующих метеорологических условий.      
17. Нарушение диспетчерами установленной фразеологии при радиообмене с экипажами ВС.      
18. Нарушение технологии работы диспетчеров при УВД.      
19. Оставление рабочего места диспетчерами (без подмены) при наличии ВС в контролируемой зоне (районе).      
20. Отсутствие радиолокационного контроля за движением ВС при наличии исправных РЛС.      
21. Нарушение Табеля сообщений о движении воздушных судов ГА.      
22. Нарушение установленных требований при выдаче диспетчерского разрешения на вылет.      
23. Нарушение установленных правил использования воздушного пространства и правил извещения органов ПВО.      
23.1. Разрешение на вылет без предварительного извещения органов ПВО.      
23.2. Разрешение на вылет ранее или по истечении срока действия заявки без согласования с соответствующими органами ПВО и УВД.      
23.3. Пролет ВС запретных зон без специального разрешения или на неустановленных высотах с ведома специалистов УВД.      
23.4. Несоблюдение порядка пролета Государственной границы и условий (установленных органами УВД), указанных в заявке на ее пролет.      
23.5. Разрешение посадки ВС на непланируемые (незаявленные) аэродромы, кроме случаев вынужденной посадки.      
23.6. Полет группы ВС, количество которых больше указанного в заявке (извещении).      
24. Другие нарушения, ошибки, отклонения.      

 

Возраст Классность Стаж работы
<30 30-40 40-50 >50       <3 3-5 6-10 >10
                     
                     

Примечание:

1. При отсутствии нарушений настоящая таблица не заполняется и в анализ не включается.

2. При наличии нарушений заполняются строки, соответствующие допущенным нарушениям. При этом количество строк в таблице определяется количеством нарушений.

 

Проведение анализа основывается на информации, содержащей сведения:

- о характере и объеме работы;

- о допущенных нарушениях (ошибках, отклонениях);

- о персонале ОВД;

Сведения об обстоятельствах нарушений (ошибок, отклонений) заносятся в таблицу 5 Приложения, которая позволяет накапливать информацию по единой системе признаков.

Таблица 5

Сведения об обстоятельствах нарушений (ошибок, отклонений), допущенных персоналом ОВД _______________(орган ОВД)_____________________

Сведения персонал ОВД (ФИО, класс, стаж, возраст) Дата, время, день недели время суток Дисп. пункт Тип решаем. технол операц Наименов. наруш, ошибки, отклонен. Правила и условия полетов (СМУ, ПМУ) Высота полета и тенденц. ее изменен
             
             

 

Тип и номер ВС (позыв) Интенсивность воздушного движения Объем работы за смену Качество обеспечения воздушного движения
в период наруш За 1 ч. до наруш Метео Радио и ЭСТ Аэродромн. Др.
               
               

 

Для учета всех нарушений (отклонений, ошибок) необходимо:

- систематически контролировать работу дежурных смен прослушиванием радиообмена с рабочего места руководителя полетов, посещением рабочих мест диспетчеров, проверкой данных средств объективного контроля и др.;

- фиксировать выявленные нарушения независимо от их последствий.

Собранная в таблице 5 Приложения информация значительно снижает затраты времени на ее анализ и учитывает:

- сведения о персонале ОВД, допустившем нарушение (ошибку, отклонение);

- дату, время (UTC), день недели;

- диспетчерский пункт;

- тип решаемой технологической операции;

- наименование нарушения (отклонения, ошибки);

- правила и условия полета;

- высоту полета и тенденцию ее изменения;

- тип и номер ВС (позывной);

- интенсивность воздушного движения в период нарушения и в течение часа, предшествующего ему;

- объем работы за смену;

- влияние метеорологического, радиотехнического, электросветотехнического, аэродромного и др. обеспечения на допущенное нарушение (ошибку, отклонение) персоналом ОВД.

Технологическими операциями, учитываемыми в таблице 5 Приложения являются:

1. Подготовка, сбор и обработка всей информации, необходимой для выдачи диспетчерского разрешения.

2. Выдача диспетчерского разрешения.

3. Обеспечение и контроль за выполнением принятого командиром ВС решения.

4. Подготовка к приему ВС на УВД (согласование условий входа ВС со смежным диспетчерским пунктом).

5. Прием ВС на УВД (выработка решения о способе предотвращения конфликтных ситуаций и выбор бесконфликтной траектории движения).

6. УВД в районе ответственности (реализация бесконфликтного плана полета, коррекция, принятие решений в конфликтных ситуациях).

7. Подготовка к передаче УВД смежному диспетчерскому пункту.

8. Передача УВД смежному диспетчерскому пункту.

Полученная информация изучается и анализируется. Анализ должен включать:

- выявление (определение) причины нарушения (ошибки, отклонения);

- определение зависимости причины нарушения (отклонения, ошибки) от:

а) уровня подготовленности персонала ОВД осуществлять свои функции;

б) влияния интенсивности воздушного движения и объема работы на развитие события;

в) влияние качества обеспечения воздушного движения на работу персонала ОВД;

- расчет следующих сравнительных коэффициентов безопасности воздушного движения:

а) Сравнительный коэффициент безопасности воздушного движения по классу персонала ОВД

Кк = S nk / N sk

где: S - общее количество персонала ОВД;

N -общее количество нарушений, допущенных персоналом ОВД;

sk - количество специалистов выбранной классификационной группы;

nk - количество нарушений, допущенных специалистами sk.

б) Сравнительный коэффициент безопасности воздушного движения по стажу работы персонала ОВД

Кс = S nc / N sc

где: nc - количество нарушений, допущенных специалистами sc;

sc - количество специалистов определенным стажем работы.

в) Сравнительный коэффициент безопасности воздушного движения по возрасту персонала ОВД

Кв = S nв / N sa

где: nв - количество нарушений, допущенных специалистами sa;

sв - количество специалистов определенного возраста.

г) Сравнительный коэффициент безопасности воздушного движения по решению конкретной технологической операции персоналом ОВД

Ко = Q /Х

где: Q - количество нарушений по решению конкретной технологической операции;

Х - общее число выполненных технологических операций.

При определении зависимости причины нарушения (ошибки, отклонения) от уровня подготовленности персонала ОВД определяется:

- отвечает ли персонал ОВД предъявляемым требованиям;

- способность персонала ОВД выполнять свои должностные обязанности без нарушений (ошибок, отклонений);

- необходимость дополнительного обучения, стажировки, тренажерной подготовки персонала ОВД.

При определении влияния интенсивности воздушного движения и объема работы на допущенное нарушение

(ошибку, отклонение), если определено, что персонал ОВД отвечает установленным требованиям, возможно рассмотрение вопроса о совершенствовании структуры воздушного пространства в контролируемом районе (зоне).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: