ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРАМ

Обучение детей играм «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» должно проводиться последовательно, с учетом индивидуальных спо­собностей ребенка.

1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточ­нение их названия, соотношение частей по разме­рам, усвоение способов соединения их между со­бой.

Дети должны знать и уметь практически выде­лять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырехугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в со­здании разнообразных новых геометрических фи­гур из фигур данного набора.

Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). После ряда таких упражнений можно пе­реходить ко второму этапу.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элемен­тному изображению предмета.

Составление предметных фигур по элементному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и со­единение.

Такой способ не позволяет ребенку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго за­держиваться на данном этапе нежелательно. До­статочно предложить детям 2—3 силуэта и пере­ходить к следующему этапу.

3 этап. Составление сюжетных фигур по частич­ному элементному изображению.

Детям предлагаются образцы, на которых ука­зано место расположения одной—двух составных частей, остальные они должны расположить са­мостоятельно.

Дети могут накладывать части на образец, учи­тывая направление линий контура, пропорциональ­ное соотношение. Ребенок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата.

4 этап. Составление сюжетных фигур по контур­ному, или силуэтному, образцу.

На этом этапе ребенок должен научиться зри­тельно дифференцировать направление линий си­луэта (контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зри­тельно расчленить сложную фигуру на составля­ющие элементы. После чего практически прове­рить свое предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызыва­ет активную работу мысли, воображения.

 

В некоторых программах используется уникальный по своим возможностям дидактический материал – логические блоки Дьенеша. Их разработал венгерский психолог и математик Дьенеш. Блоки являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики, причём на протяже­нии всего дошкольного детства, начиная с яслей. С логическими блоками ребёнок выпол­няет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит ме­жду «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждает. Основная цель логических блоков - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выделять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать по одному, двум, трём свойствам. Так, дети младшего и среднего воз­раста выстраивают длинные цепочки от произвольно выбранной фигуры, «нанизывают» бусы на нитку, украшают ёлочку бусами, кормят печеньем медвежат. Дети старшего воз­раста отправляются в путешествия, ищут спрятанные клады, помогают фигурам выбрать­ся из леса и сами учатся составлять условия к логическим задачам.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспита­ния у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизи­рует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений можно встретить использование работы с палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основам математики.

Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех наборов единый принцип конструкций: все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной равной 1см; палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1 см можно назвать «кубик»; каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая - 2, голубая - 3 и т.д. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения [3].

Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с к течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Эффективность использования наглядных моделей в качествесредств обучения дошкольника основана на их соответствиискладывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей. Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.

Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:

-позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

-улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

-повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.

Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

Предлагается использовать метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания, поскольку данный метод дает наиболее ощутимые результаты.


 

 



 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...