Егорьевского историко-художественного музея




Светлана Николаевна Хлебникова

научный сотрудник

Егорьевский историко-художественный музей, г. Егорьевск

Графика Андрея Алексеевича Ушина (1927-2005 гг.)

В коллекции

Егорьевского историко-художественного музея

(70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне посвящается)

 

Есть люди, судьба которых удивительным образом соотносится с эпохой, со временем, в котором им довелось родиться и с местом, где довелось жить. И в этой слитности угадывается не только некая поразительная цельность натуры, но и высшая отмеченность, едва ли не избранность. А если еще дан и талант?

Творчество Андрея Ушина известно, можно сказать, всему миру, его произведения находятся более чем в двухстах российских и зарубежных музеях, в том числе, и в коллекции Егорьевского историко-художественного музея. Художник выбрал на весь свой творческий путь лишь два сугубо графических цвета - черный и белый, и при этом прожил жизнь яркую, во всю необъятность цветовой живописной палитры. Человек неуемной энергии, неуемной любви, жажды и интереса к жизни, он стал одним из столпов ленинградской графики, мэтром линогравюры.

А начиналась она, эта жизнь, ой как не сладко! Ленинградская блокада настигла четырнадцатилетнего Андрея Ушина двумя невосполнимыми потерями - от голода умерли отец и родной дядя будущего графика, оба превосходные художники, первоклассные мастера. Его дядя Николай Алексеевич Ущин был награжден Золотой медалью на Парижской выставке 1937 года за лучшую работу в области книжной графики - серию иллюстраций к «1001 ночи» Он оформил более пятидесяти спектаклей, а также создал галерею портретов, натюрмортов, серии пейзажей, путевых зарисовок, экслибрисов…

Отец художника Алексей Алексеевич Ушин, так же, как и его брат Николай, отличался невероятной работоспособностью - за два десятка лет он оформил более 500 книг. Мама художника Антонина Севастьяновна научила сына игре на фортепиано, подготовив его к поступлению к поступлению в музыкальную школу при консерватории. Но поступил Андрей в 1939 году в среднюю школу при Академии художеств.

Счастливая творческая дружная семья. Все жили вместе в одной просторной квартире на Васильевском острове на реке Малая Невка. Блокада разрушила всё. Тогда, в блокадном Ленинграде, после того, как Андрей похоронил весной 1942 года умерших от истощения дядю и отца, он остался единственным мужчиной в семье с обессиленной, убитой горем матерью и четырехлетней сестрой, которая от истощения перестала говорить и ходить.

В блокаду ленинградские дети взрослели быстро… В тринадцать лет Андрей стал бойцом МПВО - отряда местной противовоздушной обороны. Записался он в этот отряд 8 сентября 1941 года, в день своего рождения. Был ясный солнечный день, но к вечеру над городом поползли зловещие черные тучи - это горели Бодаевские продовольственные склады. Город содрогался от воя самолетов, грохота зениток, разрывов бомб. Это был, как говорили тогда, «массированный налет вражеской авиации», налет долгий и страшный. Десятки тысяч зажигательных бомб были сброшены на ленинградские крыши и улицы. 8 сентября, когда немцы взяли Шлиссельбург, замкнулось кольцо Ленинградской блокады… Начались 900 дней осажденного города.

Андрею, с рождения росшему в творческой атмосфере, учившемуся сложному графическому ремеслу со всеми его тайнами и обилием технических приемов, довелось продолжить ушинскую династию. Блокадной зимой 1943 года, при свете коптилки Андрей совершил свои первые опыты в эстампе. Он нашел дома пальмовые доски и штихели, оставшиеся от дяди-художника, и в короткий срок с 1943 по 1946 год создал несколько сотен гравюр, но сохранились из них немногие.

Несмываемые блокадные впечатления и потрясения позже вылились в, пожалуй, самое сильное пластическое отражение этих трагических страниц в российском изобразительном искусстве. Блокадные линогравюры Ушина - это целая эпоха в ленинградской графической школе: острые, предельно-выразительные, удивительно полнокровные, несмотря на крайнюю скупость изобразительных средств.

Композиция его при самых трагических, самых душераздирающих сценах проста, изысканна и безупречна, а линия тверда и единственно возможна. Блокадная серия Андрея Ушина - одно из самых пронзительных (и, как не кощунственно это звучит, блестящих в художественном отношении) документальных свидетельств того страшного времени.

Гравюры Андрея Ушина - дневник воспоминаний о блокаде. Память эта снова и снова оживает в графических листах художника, суровых, чеканных, скупых. Идут по ленинградским улицам ополченцы. В сугробах снега застыли троллейбусы и трамваи.Темные глазницы окон в темных домах. Развалины дома, едва припорошенные снегом. Черные фигурки согбенных людей, волокущих с Невы санки с ведрами застывшей от мороза воды. В сумраке подворотни - белые свертки запеленатых в простыни застывших человеческих тел. Голод и холод не щадили ни старых, ни малых. А черные фигурки ленинградцев движутся и движутся по заснеженным улицам. Идут утром на заводы, на дежурства.А вечером, усталые, возвращаются домой. Стоят в очереди за хлебом. Разбирают завалы разбомбленных.Слушают сводки Совинформбюро. Но как трагически прекрасен замерзший город, скованный стужей, окутанный маревом летящего снега, высвеченный лишь неровным светом луны.

Из дневника Андрея Ушина от 11 февраля 1943 года: «Сейчас где-то близко падают снаряды, но мы теперь привыкли к этому. Теперь как-то странно, если день проходит без этого. Мама впадает в грусть, тоску, плачет и твердит заученную фразу «… и наконец, настал конец».А я уже не боюсь ничего. Честное слово. Я работаю у нас в доме комендантом бомбоубежища. А еще заколачиваю окна у всех умерших за зиму и уехавших. У нас в доме умерло от голода 250 человек».

В том же 1943 г. школьник получил медаль за оборону Ленинграда. А в 1945 году ему была вручена награда «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?...

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом – паспорта…

Юрий Воронов.

 

После войны продолжил занятия в СХШ, затем учился в Ленинградском художественном училище на Таврической улице. С 1948 года был мультипликатором на киностудии «Леннаучфильм». Создал множество живописных полотен, офортов, ксилографий.

Надо сказать, непосредственно с натуры Андрей Алексеевич не работал. Смотрел цепким глазом, запоминал цепкой памятью, но доску резал набело, без всяких предварительных эскизов, по «внутреннему экрану». «Внутренний экран» - это его художественная неповторимая личность, его творческий метод.

Еще одна грань ушинского творчества - продолжение семейной традиции: книжная иллюстрация, экслибрис. Несколько книг были сделаны вместе с другом, поэтом Михаилом Дудиным, все они в своем художественном решении интересны и значительны. Любил Ушин иллюстрировать и Есенина. Но все же настоящий его шедевр - блистательная серия иллюстраций к произведениям Достоевского. И в этом сказалась страстность и взрывной темперамент Андрея Алексеевича: увидел Иннокентия Смоктуновского в роли князя Мышкина в постановке БДТ «Идиот», и буквально заболел.И Достоевским, и Смоктуновским. Ходил практически на каждый спектакль, навсегда подружился с актером - и его приохотил вдвоем на мотоцикле носиться по любимым тропинкам Карельского перешейка. А Достоевского начал иллюстрировать всерьез, причем как бы обобщенно: не конкретное произведение, а, так сказать, по мотивам. Ушинский Достоевский - давно наша классика. Высокий смысловой драматизм, переданный все теми же черно-белыми средствами: буквально физическое ощущение человеческой затерянности и одиночества в этом враждебном человеку, но невероятно красивом даже в самых нищих трущобах и невероятно жестоком городе. Абсолютная гениальность визуального ряда атмосферы текстов Достоевского – вот что такое иллюстрации мастера.

Это умение передать атмосферу настроения просматривается и в его пейзажах. Созданная в 1956 г. серия ксилографий «Гатчина» запечатлела живописные уголки природного парка.

Пятьдесят работ Андрея Ушина экспонировались в марте-апреле 2003 года в выставочном зале Егорьевского историко-художественного музея, и после окончания выставки были переданы в дар музею. В 2010 году произведения Ушина демонстрировались на выставке в ЕИХМ под названием «Война и мир» (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: