Занятие 1. Причины производственного травматизма. (1-2ч)
I. Причины производственного травматизма разделяются на: организационные, технические, санитарно-гигиенические, природные, экономические, психофизиологические.
Организационные причины.
• некачественное обучение вопросам охраны труда.
• отсутствие или неудовлетворительное проведение инструктажа;
• отсутствие проекта проведения работ, инструкций по охране труда, руководства и надзора за работой.
• неудовлетворительный режим труда и отдыха;
• неправильная организация обслуживания и содержания рабочих мест, движения пешеходов и транспорта;
• отсутствие, неисправность или несоответствие условиям работы спецодежды, средств индивидуальной защиты;
• неудовлетворительная организация управления безопасностью труда;
• недостатки в организации санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работающих.
Технические причины.
Подразделяются на конструкторские, технологические и эксплуатационные.
2.1. Конструкторские причины:
- несоответствие требованиям безопасности конструкции технологического оборудования (несоответствие основных элементов конструк ции, органов управления, средств защиты требованиям ГОСТов ССБТ и других нормативно-технических документов), конструкции технологической оснастки (приспособлений, инструмента), конструкции грузоподъемных машин, транспортных средств и грузозахватных устройств, конструкции ручного и переносного механизированного инструмента;
- отсутствие или несовершенство технических средств безопасности.
2.2. Технологические причины:
- неправильный выбор безопасных технологических методов и режимов работы, оборудования, средств механизации, автоматизации;
- не соответствующее требованиям безопасности размещение оборудование;
- отсутствие требований безопасности в технологической документации;
- нарушения технологического процесса;
- отсутствие контроля требований безопасности в действующих технологических процессах.
2.3. Э ксплуатационные причины:
- отсутствие или несоблюдение сроков планового профилактического осмотра и ремонта технологического оборудования, транспортных средств;
- неисправное состояние технологической оснастки, электрооборудования, средств защиты от электрического тока, ручного и переносного механизированного инструмента, подъёмно- транспортного оборудования, тары и грузозахватных устройств;
- нарушение безопасности эксплуатации внутризаводского транспорта.
3. Санитарно-гигиенические причины:
- повышение уровня вибрации, шума, инфразвука, ультразвука;
- несоответствие требованиям естественного и искусственного освещения, параметров микроклимата на рабочем месте, состояние воздуш:ной среды в рабочей зоне;
- наличие вредных излучений (инфракрасных (тепловых), электромагнитных, ионизирующих и др).
- неудовлетворительное содержание бытовых помещений.
4. Экономические причины:
- неритмичность работы, стремление к сверхурочным работам, нарушение сроков выплаты заработной платы, неудовлетворительные жилищные условия.
5. Психофизиологические причины.
- несоответствие анатомо-физиологических и психологических особенностей организма человека условиям труда;
- тяжесть и напряженность труда (статическая и динамическая физическая нагрузка, нерациональная рабочая поза, напряжённость зрения, большое число важных объектов наблюдения, повышенный темп работы, монотонность, нерациональный режим труда и отдыха);
- несоответствие психофизиологических возможностей человека и индивидуальных особенностей его организма характеру выполняемой работы (антропометрические особенности, скорость и точность реакции, устойчивость внимания, личностные качества);
- неудовлетворительная профессиональная подготовленность работников (обученность, освоение безопасных приёмов труда, знание правил и инструкций по охране труда);
- нарушение правил применения средств индивидуальной защиты;
- невыполнение требований инструкций по охране труда и технологической документации, трудовой и производственной дисциплины;
- неудовлетворительный психологический климат в коллективе.
II. Анализ причин и статистика производственного травматизма.
В мастерских, цехах наибольшее количество травм приходится на металлообработку (31,1 %) и ремонтно-монтажные работы на механизмах (21,9 %).
Наблюдается большой процент травмирования на погрузочно-разгрузочных работах (62,5 %) по транспортному цеху.
Исследования зависимости распределения несчастных случаев от дней месяца выявили, что наибольшее увеличение количества травм наблюдается в третью декаду месяца. Объясняется это увеличением объёма и интенсивностью производства работ.
Наибольшее количество несчастных случаев происходит в среду - 20,4 % от общего количества травм, а в понедельник - 19,3 %. Таким образом, начало и середина рабочей недели требуют особо чёткой организации работ.
Большое количество травм происходит из-за неосторожности, невнимательности, поспешности и непродуманности действий. За всеми этими причинами скрывается человеческий фактор.
Изучение травматизма по времени суток происшествия показало, что наиболее часты травмы в дневной смене с 9.00 до 14.00 часов. Объясняется это тем, что в дневной смене наряду с основными производственными процессами проводятся и все вспомогательные работы, связанные с ремонтом и обслуживанием машин и оборудования.
Распределение несчастных случаев по возрастным группам в целом показало, что на долю работающих в возрасте от 21 до 30 лет приходится 32,5 % общего количества травм, а на возрастную группу от 51 до 55 лет (33,4 %), что связано с возрастными физическими изменениями в организме и с быстрейшим наступлением утомления работающих в процессе работы.
Анализ зависимости количества несчастных случаев от стажа работы, при выполнении которой произошло травмирование, показывает, что большой удельный вес от общего объёма травматизма приходится на рабочих со стажем до 1 года - 19,5 %, от 1 до 3 лет - 20,2 %, от 3 до 5 лет - 14,3 % и от 5 до 10 лет -15,8 %. Это объясняется тем, что при стаже до 3 лет вновь принятые рабочие не имеют достаточных навыков и приёмов работы. После приобретения ими определённых навыков и приёмов работы вновь возрастает число несчастных случаев. Причинами являются выполнение более ответственных работ и пренебрежение работающими инструкции по охране труда.
Распределение травм по половому признаку пострадавших и по виду работ, ими вьполняемых, показывает, что среди мужчин произошло в среднем 84,3 % травм от общего количества несчастных случаев. Наиболее часто травмируются слесари - 22 %, токари - 12,5 % и сварщики 8,1 %.
По характеру травмирования наибольший удельный вес составляют переломы и трещины (42,9 - 46,4 %), а также ушибы (9,7 - 19,6 %). Механические повреждения локализованы в основном в области верхних и нижних конечностей. На травмы верхних конечностей приходится в среднем 40 % общего количества травм, 20 % связано с травмами нижних конечностей.
Обращает на себя внимание высокий процент глазного травматизма в механических цехах (21,4 %).
. Наибольшее количество несчастных случаев произошло при работе с приспособлениями, инструментами, машинами и механизмами (34,5 %), а также от отлетающих частиц обрабатываемых материалов, элементов оборудования и приспособлений (27,7 %). При обслуживании транспортно-технических средств, подъёмного оборудования, транспортёров, лебёдок и машин выявлено 16 % общего числа травм. Травматизм от падения людей составляет 6, 7 %.
Наиболее распространённой причиной травм являются элементы производственной среды, вызывающие до 40 % всех травм. Основными среди них являются поверхности мест для работы и передвижения, препятствия и углубления на пути, различные лестницы и подсобные сооружения (леса, настилы и т. п.). Около одной трети из общего числа причин травм приходится на неправильную организацию труда. Средства транспортировки причиняют в нетранспортных отраслях до 25 %, а в транспорт- ных - около 40 % травм. Орудия труда - машины и ручной инструмент - причиняют 17-25 % травм, причём доля травм с инвалидным исходом составляют 18-20 %. От половины до двух третей травм происходит при падении, спотыкании, проскальзывании, столкновении с людьми, транспортом т. е. не при работе на основном технологическом
оборудовании. Падение с высоты чаще происходит со стационарных и переносных лестниц, с различных платформ, лесов, крыш и других, расположенных на высоте рабочих мест.
Причиной 90 % падений, спотыканий и поскальзываний являются неудовлетворительные конструкции, качество покрытия, состояние поверхности для передвижения, свойство подошв обуви и поведение людей. Влияет на частоту несчастных случаев повышенный уровень шума, недостаточное освещение, климатические условия, движение транспорта, необозначенные края и отсутствие ограждений на погрузочно-разгрузочных платформах.
Более 30 % несчастных случаев обусловлены неудовлетворительным поведением работников, которые были плохо обучены, не вьшолняли свои обязанности, не обладали необходимыми профессионально значимыми качествами или находились в нетрезвом состоянии. Среди алкоголиков несчастные случаи происходят в 2-4 раза чаще, чем среди непьющих.