МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОКУРАТУРЫ РФ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ(ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ)




Дементьев Александр Валерьевич, 3 курс ИПСУБ

город Ижевск, Россия

Научный руководитель: Тенсина Елена Фанавиевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и правоохранительной деятельности

E-mail: avdementyev1996@gmail.com

Актуальность данной темы состоит в том, что все проблемы правоприменения касательно международного сотрудничества, в том числе и системы органов прокуратуры состоит в так называемом “законодательно-неопределённом” положении и имеются определённые проблемы правоприменения(правового регулирования). Для начала бы хотелось отметить, что же такое “международное сотрудничество”. Международное сотрудничество – обязанность государств, независимо от различий в их политических, экономичес­ких и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания междуна­родного мира и безопасности и содействия международной экономи­ческой стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия. Исходя из данного выше определения и ст. 2 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации”, можно сказать, что международное сотрудничество прокуратуры РФ – это осуществление прямых связей со стороны генеральной прокуратуры с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации, а также регулируемую нормами международного и внутригосударственного права совместную и согласованную деятельность правоохранительных органов различных стран по защите интересов личности общества государства и международного сообщества от преступных посягательств имеющих международный транснациональный характер. В ст. 3 ФЗ “О прокуратуре Российской Федерации” сказано, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются также международными договорами Российской Федерации, то есть международные НПА также являются основами деятельности прокуратуры РФ.

Итак, в рамках данного исследования были выявлены следующие проблемы: 1) В ФЗ от 30.10.2007 № 237-ФЗ “О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года” имеется оговорка следующего содержания: “Российская Федерация в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конвенции заявляет, что по вопросам передачи судопроизводства по уголовным делам с назначенными органами Договаривающихся государств сносится Генеральная прокуратура Российской Федерации”. Указом Президента РФ от 26.10.2004 № 1362 “О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, касающихся взаимной правовой помощи” Генпрокуратура РФ обозначена как центральный орган по уголовно-правовым вопросам. В связи с этим возникает необходимость нормативно урегулировать этот вопрос, а именно Генпрокуратуру РФ обозначить как центральный орган по уголовно-правовым вопросам, поскольку Генпрокуратура выступает как орган, координируют деятельность по борьбе с преступностью.

2) В приказе Генпрокуратуры РФ от 12.03.2009 N 67 "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации" ничего не сказано про налаживание постоянное взаимодействие с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел РФ, соответствующими правоохранительными ведомствами РФ.

3) В ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. При этом устанавливается приоритет международного договора над положениями федерального закона. Вместе с тем если обнаруживается противоречие между международным договором РФ и Конституцией РФ, то оно разрешается в пользу Конституции РФ на том основании что она имеет высшую юридическую силу прямое действие и применяется на всей территории РФ ч. 1 ст. 15, что вызывает необходимость внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ.

4) Следует отметить, что межведомственные соглашения Генпрокуратуры РФ с генеральными прокуратурами зарубежных стран играют субсидиарную дополнительную роль — они детализируют установленные международными договорами и внутренним законодательством формы и механизмы сотрудничества в сфере уголовной юстиции. В таких соглашениях не содержится правовых норм устанавливающих порядок производства по уголовным делам и регулирующих процессуальные правила оказания правовой помощи и выдачи лиц для уголовного преследования. Следовательно, следует принять соответствующий НПА, который бы устанавливал порядок.

5)При организации работы органов прокуратуры РФ по передаче приему лиц страдающих психическими расстройствами для продолжения принудительного лечения следует учитывать, что Конвенция о передаче лиц страдающих психическими расстройствами для проведения принудительного лечения 1997 г. действует только на территориях государств — участников СНГ подписавших и ратифицировавших данный международно-правовой акт. С другими иностранными государствами Россия не заключила договоры об оказании правовой помощи по рассматриваемому вопросу. Нормативной основой для международного сотрудничества и взаимодействия Генпрокуратуры РФ с прокуратурами зарубежных стран являются двусторонние и многосторонние межведомственные соглашения, которые заключены в настоящее время с компетентными органами 40 иностранных государств. Как правило на базе таких соглашений подписываются программы сотрудничества и реализуются предусмотренные в них мероприятия осуществляется обмен опытом работы нормативными правовыми актами и методическими материалами проводятся совместные круглые столы семинары конференции и практические тренинги консультации по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам и др. Такие соглашения могут устанавливать только механизмы «реализации отдельных процессуальных норм способствовать наи‑ более оптимальной организации работы по международному взаимодействию на основе норм национального уголовно‑процессуального права и ратифицированных международных договоров». В связи с этим следует признать необоснованной рекомендацию о том что «межведомственные соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по своей сути относятся к международному уголовно‑процессуальному праву так как их нормы практически содержат процессуальные предписания». Эта точка зрения противоречит положениям Конституции РФ и международным договорам РФ, а также уголовно‑процессуальному законодательству РФ.

 

Литература

1. Н. А. Ушаков “Международное право”. Учебное издание. Учебник. – М Юрист, 2000. – 33 с.

2. Кехлеров, С. Г. Настольная книга прокурора в 2 ч. Часть 1: практ. пособие / С. Г. Кехлеров, О. С. Капинус, А. Ю. Винокуров; под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. – 23 с.

3. Кехлеров, С. Г. Настольная книга прокурора в 2 ч. Часть 1: практ. пособие / С. Г. Кехлеров, О. С. Капинус, А. Ю. Винокуров; под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 12.03.2009 N 67 (ред. от 22.07.2011) "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

6. Бобров, В. К. Прокурорский надзор: учебник для СПО / В. К. Бобров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

7. Прокурорский надзор. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / О. С. Капинус [и др.]; под общ. ред. О. С. Капинус. — 3-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2018.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: