Особенности технологий социальной работы с неполными семьями
Технология (от греч. «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — учение) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта [11].
Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов [11].
Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [11].
Семейная система, как правило, состоит из следующих подсистем: брачная подсистема - взаимоотношения супругов как родителей ребенка (детей); подсистема «родители- дети»- взаимоотношения между поколениями, при изучении которых особый интерес для социального работника представляет определение границ власти и ответственности; подсистема «братья- сестры».
С точки зрения системно- структурного подхода становится особенно заметной «ущербность» неполной семьи: она имеет «урезанные» брачную, родительскую и родительско- детскую подсистемы.
Важный для специалиста по социальной работе аспект анализа неполной семьи - это ее сплоченность, которая порождает чувство «мы - одна семья» и создает благоприятный эмоциональный фон, существенный для самочувствия и психологического комфорта всех ее членов, в первую очередь детей.
В семейных отношениях присутствуют как привязанность членов семьи друг к другу, так и рознь, отчуждение, что необходимо учитывать социальному работнику. Семейные правила и нормы являются средством сплочения семьи. Выявление того, что дозволяется в семье взрослым и детям и при каких обстоятельствах, помогает социальному работнику установить взаимосвязи членов семьи. В семье часто имеются противоречивые ожидания, которые необходимо выявлять, так же как и влияния, которое оказывает на семью предрассудки и ее дискриминация в следствии какого-то отличия от окружающей среды.
Важно знать характер и степень влияние на семью таких систем как церковь, школа, экология и другие объективные и субъективные факторы.
Для лучшего понимания неполной семьи специалист по социальной работе должен иметь представление значительные события, повлекшие за собой серьезные изменения внутри семейной системы, ее адаптацию к изменившимся обстоятельствам.
Практика социальной работы с неполной семьей показывает, что важно рассмотреть типы индивидуальных клиентов в первую очередь родителей: кто просит помощи для себя; просит помощи для другого человека или группы лиц; не ищет помощи, но тем или иным способом препятствует нормальному функционированию другого человека (члена семьи); ищет или использует помощь как средство достижения собственных целей; ищет помощи, но для достижения недостойных целей.
Взаимодействия социального работника и клиента будут значительно различаться в зависимости от типа клиента и характера ожидаемой помощи. Социальный работник должен определить, что заставило клиента обратиться за социальной услугой - проблемы социального, психологического, педагогического характера; недостаток или отсутствие материальных средств; межличностные отношения; психические расстройства; расхождение между ожиданиями родителей и потребностями возможностями ребенка; расхождение между ожиданиями окружающих и запросами самого клиента.
Специалист по социальной работе может поддерживаться следующей схемы целенаправленного изучения социальной ситуации: характеристика места проживания клиента, культурное окружение, социально- экономические условия, экологические условия, политическая система, образовательная система, социокультурная система, система гуманитарной помощи.
Важнейшим направлением деятельности специалиста по социальной работе является социальная защита детей, в том числе и детей из неполной семьи: воздействие на условия среды, где он растет, оказание поддержки его воспитателям, в том числе родителям. Необходимо создать детям необходимые предпосылки, отвечающие установленным общим правилам их содержания и целям воспитания.
В решении трудных вопросов семейного воспитания, а также психолого- педагогическом просвещении родителей участвуют специалисты социальных ведомств.
В России существуют психолого- педагогические и медико- социальные центры индивидуального сопровождения и развития ребенка в городских районах, в которых работают психологи, социальные работники, социальные педагоги, врачи, логопеды и дефектологи.
Клиентами подобных центров являются родители и дети из проблемных семей, в частности неполных. Нередко такая семья в полном составе посещает консультативный центр, а объем применения организационной семейной терапии с каждым годом.
Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа различных служб. Так, одной из них является служба социальной реабилитации, работающая с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.
В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: семьи прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.
В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляют психологическое и педагогическое просвещение всех ее членов.
Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются профилактикой антиобщественного поведения детей и подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления, помогают вышедшим из заключения [7].
В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.
Особое место в социальной работе отводится контактам с родителями. Эти контакты помогают социальному работнику проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи.
Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи “группы риска”, оказавшиеся в тяжелом материальном положении, где родители учатся, работают на вредном производстве, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства.
При многих центрах созданы службы “Телефон доверия”, различные семейные клубы. Ценность последних состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы, например раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместное творчество взрослых и детей: изобретательство, спорт, искусство.
Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или женского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кризисных ситуациях.
Социальные работники центра приобщают семью к такому виду отдыха, как туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей [7].
Выводы: Таким образом, в рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей и видов помощи и поддержки неполной семье.
Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.
Технологии социальной работы с неполной семьей могут быть различными, например, в Белгороде МУ «Центр социальной помощи семье и детям» оказывает следующие услуги:
· Социально-бытовые: социальный патронаж различных категорий семей; выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности; восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи.
· Социально - медицинские: содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно - курортное лечение и реабилитацию.
· Социально-педагогические:
- анимационные услуги (экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, посещение театров, выставок и другие культурные мероприятия);
- организация и проведение клубной и иной работы для формирования
и развития интересов;-консультирование.· Социально-экономические:
- содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций и других выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- содействие семьям по вопросам занятости, лечения от алкогольной и наркотической зависимости;
- содействие в организации летнего отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей, детей, находящихся под опекой, попечительством;
- организация работы комиссии по утверждению кандидатур многодетных матерей, подготовка документов и ходатайств в администрацию города и области по награждению многодетных матерей Почетным знаком Белгородской области «Материнская слава» I, II, III степени.
· Социально - правовые услуги: консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан.
· Юридическое косультирование:
- по вопросам трудового, жилищного, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, семейного права; льгот и пособий;
- по телефону доверия (экстренное);
- оказание помощи в подготовке документов правового характера.
· Психологическое консультирование:
- по проблемам семейных, детско-родительских отношений, личностным проблемам, проблемам учебной и профессиональной деятельности;
- проведение психопрофилактических мероприятий, психологической диагностики и обследования личности (детей и родителей) [39].