Дискриминация женщин в современной России




Исторически женское и правозащитное движения существовали в СССР в рамках одного общественного явления - советского диссидентства, которое в 1960-1980-е годы объединяло всех сторонников индивидуальных прав и свобод. Диссидентское сообщество было принципиально открытым, объединяя представителей самых разных партикулярных движений. И все они прибегали к правозащитным методам в отстаивании своих прав.

Жесткое давление коммунистического режима заставляло инакомыслящих держаться вместе. Его падение открыло возможности для утверждения базовых ценностей и активной работы над решением разнообразных проблем, поставленных еще в диссидентский период. В результате сплоченное в свое время сообщество распалось на профильные сегменты. Однако, несмотря на трансформацию российского общества в последние десять лет, нарушения прав человека и дискриминация, в т. ч. в отношении женщин, носят массовый и системный характер. Понимание того, что усилий отдельно взятого сегмента гражданского общества недостаточно, чтобы добиться значительных успехов и изменений в важных для нас сферах, подвигло Московскую Хельсинкскую группу (МХГ) и 20 региональных женских организаций к системной совместной деятельности.

Так зародилась программа "Мониторинг ситуации с дискриминацией женщин в России", которая стала важным шагом к консолидации женского и правозащитного движений, что позволит российскому гражданскому обществу повысить влияние на политику властных структур, процесс принятия решений и общественное мнение, будет способствовать укреплению гражданского общества в России.

Программа, осуществлявшаяся при поддержке МИДа Великобритании с мая 2002 по апрель 2003 г., преследовала две основные цели:

· 1. проведение первого профильного мониторинга по ситуации с дискриминацией женщин в значительном числе субъектов РФ одновременно;

· 2. создание действующей сети женских организаций, объединенной горизонтальными связями и опытом совместной работы, которая смогла бы в дальнейшем продолжать мониторинг ситуации с соблюдением прав женщин и реализовать другие проекты в этой сфере.

Мониторинг проводился по модели, разработанной МХГ, где московской организации отводится роль координатора и разработчика единой методологической базы мониторинга. В основу методологии была положена Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, что полностью соответствует принципам правозащитного мониторинга: т. е. использование в качестве точки отсчета документа, содержащего в себе международно-правовые обязательства государства по конкретной проблеме.

Региональными женскими организациями были подготовлены доклады о ситуации с дискриминацией женщин в своих субъектах Федерации. МХГ на основе этих докладов, а также расшифровок проведенных в ходе мониторинга интервью и фокус-групп подготовила сводный отчет.

При этом проделанная работа не претендует на статус глобального всестороннего исследования, но предполагает общую оценку ситуации, выявление основных проблем и тенденций. Именно поэтому основной упор делался не на поиск большого числа конкретных фактов дискриминации и детальное исследование индивидуальных случаев нарушений прав женщин, а на информацию, полученную с помощью социологических методов и дающую представление о том, какие проблемы стоят наиболее остро и видятся наиболее актуальными для целевой группы, и каково отношение к этим проблемам представителей различных органов власти.

В сводном отчете мы не затрагивали положение на общероссийском, федеральном уровне, так как не вели собственной исследовательской деятельности в этом направлении.1 Мы лишь обобщили и проанализировали региональные данные, обозначая общероссийский контекст там, где это было необходимо для адекватного понимания проблемы.

В целом проведенное исследование является первым шагом к системной мониторинговой работе по этой теме силами женских региональных организаций.

Для МХГ такой подход был принципиально важен, поскольку мы изначально не хотели подменять собой деятельность женских НПО, в особенности крупных экспертных центров. Отчет полностью опирается на информацию, собранную женскими организациями в регионах, и МХГ выступила исключительно в качестве методологического и обучающего центра в сфере правозащитного мониторинга, а также составителя сводного отчета.

Главная задача, которая стояла перед нами и которая, как нам кажется, была выполнена - содействие росту возможностей и профессионализма региональных женских НПО и повышение их статуса в глазах власти и общества.

По результатам программы нами было проведено анкетирование региональных партнеров, чтобы получить ответ на вопрос, какое влияние оказала на их ситуацию проведенная с помощью МХГ мониторинговая работа. Проанализировав собранные анкеты, мы можем сказать, что для большинства участвовавших в мониторинге организаций реализация программы способствовала привлечению к их деятельности внимания средств массовой информации. Собранные ими данные оказались уникальны и потому активно тиражировались местными журналистами. Само по себе участие в крупном межрегиональном проекте под эгидой Московской Хельсинкской группы обеспечило большее внимание и готовность к взаимодействию со стороны властей. Кроме того, власти стали внимательнее прислушиваться к мнению женских организаций в своих регионах, так как при переговорах у НПО появилась возможность обосновывать свои аргументы и рекомендации полученными в ходе мониторинга данными, которые указывают на актуальность и приоритетность выявленных проблем. Руководители и сотрудники НПО стали получать приглашения принять участие в статусных круглых столах, конференциях. Мониторинговая деятельность способствовала и привлечению в региональные женские организации молодежи, открытию на базе организаций дискуссионных клубов. Для целого ряда организаций проведенная работа стала стимулом для более активного участия в политической жизни региона, в частности в избирательном процессе.

Все без исключения региональные участники проекта подчеркнули, что программа дала им возможность освоить комплексную методологию, которая позволит продолжать мониторинговую деятельность и в дальнейшем. Среди особенно ценных приобретенных навыков были названы проведение интервью и фокус-групп как формы непосредственного получения информации от представителей власти и населения.

Самым важным для нас в данном случае является то, что региональные женские организации очевидно "почувствовали вкус" к мониторинговой работе и начали использовать ее в качестве основы для эффективной защиты прав женщин и развития женского движения. Программа подготовила женские организации в регионах к системному сотрудничеству с международными органами защиты. Для женских НПО эта работа была пробным шагом перед участием в написании полценного альтернативного доклада о соблюдении Россией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ведь до рассмотрения очередного (шестого) российского доклада соответствующим Комитетом ООН осталось не так много времени, а до сих пор женские организации еще ни разу не подавали комплексного обзора по соблюдению Россией всех обязательств, взятых на себя при ратификации данной Конвенции.

Успешная работа над альтернативным докладом возможна лишь при объединении усилий целого ряда организаций, обладающих не только необходимой экспертной квалификацией, но и серьезными навыками в области правозащитного мониторинга. И мы надеемся, что авторитетные российские женские НПО выступят в качестве организаторов подготовки доклада, альтернативного шестому периодическому докладу России, а наши региональные партнеры по данной программе сыграют активную роль в этом процессе.

И, наконец, мы уверены, что данная программа вывела женские и правозащитные НПО на качественно новый уровень сотрудничества. Мониторинговая работа, написание альтернативных докладов в международные структуры, отслеживание выполнения государством рекомендаций международных органов являются реальной основой для повседневного взаимодействия правозащитных и женских организаций, а постоянная совместная работа разнопрофильных НПО - единственный путь к консолидации и укреплению позиций российского гражданского общества.

Таким образом, мы предлагаем вниманию читателя сводный отчет, составленный по результатам регионального мониторинга. Отчет не является постатейным комментарием к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Опираясь на статьи Конвенции, мы выделили 10 тематических блоков, охватывающих основные, актуальные для России проблемы в сфере соблюдения обязательств по данному международному договору. Эти блоки соответствуют первым десяти разделам доклада. Два последних раздела посвящены проблемам домашнего и сексуального насилия и возможности защиты от таковых. Эти темы не входят в рамки Конвенции, но столь болезненны с точки зрения положения российских женщин, что мы и наши региональные партнеры не могли оставить их без внимания.

В ходе сбора информации о ситуации с дискриминацией региональные мониторы активно применяли такие методы, как анкетирование, интервьюирование, фокус-группы. На современном этапе развития, когда НПО в России все еще обладают ограниченными ресурсами для проведения мониторинговых исследований и сталкиваются с нежеланием государственных структур предоставлять подробную информацию, социологические методы работы играют принципиально важную роль, позволяя получить первичные сведения о положении в той или иной сфере прав человека, выделить основные проблемы и наметить наиболее важные тенденции.

Женские организации провели фокус-группы с женщинами своего региона (сопровождавшиеся анкетированием участниц) и взяли несколько экспертных интервью: с депутатами регионального или местного представительного органа (женщиной и мужчиной), с депутатом профильного комитета ("по делам семьи, материнства и детства" и т. п.), с сотрудником аналогичной структуры администрации региона. В некоторых субъектах федерации наши региональные партнеры проводили собственные дополнительные исследования (например, опрос работодателей в Иркутской области или масштабный опрос в Ростовской области).

Сопоставление и анализ различных по типу сведений (статистические данные, официальные ответы государственных учреждений, факты, собранные НПО, экспертные оценки представителей НПО, интервью, анкеты, расшифровки фокус-групп) дали возможность авторам региональных докладов и сводного отчета сделать определенные выводы о ситуации с дискриминацией в отношении женщин. Поскольку проект охватывал только 20 из 89 субъектов РФ, формально мы не имеем права переносить выводы данного отчета на всю Россию, но фактически мы убеждены (учитывая схожесть проблем в регионах, расположенных в разных концах РФ), что сформулированные нами выводы и тенденции актуальны для страны в целом.

Кроме того, мы сочли целесообразным дополнить отчет обзором международного права в области противодействия дискриминации женщин и экспертным эссе о проблеме дискриминации женщин в советском и российском праве. Последняя тема представляет особый интерес по следующим причинам. В начале ХХ века Советская Россия стала первым в мире государством, закрепившим в Конституции равноправие мужчин и женщин. В дальнейшем этот принцип получил разностороннее развитие в советском законодательстве. Тем не менее, проблема фактической дискриминации в отношении женщин была актуальна на всем протяжении истории СССР и остается таковой в современной России. Более того, на сегодняшний день ситуация с дискриминацией женщин в Российской Федерации хуже, чем в западных странах, которые ввели принцип равноправия полов в свое законодательство позже - в некоторых случаях на десятки лет - чем это сделала Россия. В статье "Дорога к равенству. Проблема дискриминации по признаку пола" видный юрист и специалист по вопросам дискриминации в отношении женщин Л. Завадская попыталась дать объяснение этому парадоксу.

 

Вывод

Я изучила большое количество материалов по данному вопросу и пришла к выводу, что большинство нормативно-правовых актов посвященных этому (как и многие другие документы, в России) не реализуются в должной мере. То есть так, чтобы жизнь ЖЕНЩИНЫстала лучше.

Анализ официальной статистики в сфере занятости говорит о том, что органы государственной власти практически игнорируют проблемы дискриминации в целом и проблемы дискриминации по признаку пола в частности. Так, статистически отслеживается уровень безработицы среди мужчин и женщин, однако отсутствуют какие-либо показатели уровня безработицы среди беременных женщин и матерей с малолетними детьми. При этом практически во всех региональных докладах по результатам мониторинга отмечается, что наиболее дискриминируемой группой при найме на работу являются беременные женщины и матери малолетних детей. Распространенным является то, что в анкетах, на собеседованиях с потенциальным работодателем одним из обязательных вопросов для женщин является вопрос о детях и их возрасте, в то время как у мужчин такая информация не запрашивается.

Еще одним достаточно распространенным нарушением принципа недискриминации является дискриминация по возрастному признаку при найме на работу. При этом для женщин практика еще более суровая, чем для мужчин. Так, в большинстве вакансий возрастной ценз для женщин – до 35 лет, для мужчин – до 45. Государством не предпринимаются адекватные меры по устранению такой дискриминации, что является нарушением обязательства государства защищать права человека, в том числе, право на труд. В большинстве докладов отмечается, что заработная плата у женщин меньше, чем у мужчин за труд равной квалификации.

 

Все это лишний раз показывает, что не достаточно просто разработать нормативно-правовой акт, какой либо, пусть даже общепринятый документ, нужно еще и создать механизмы для его реализации, и дать этим механизмам работать в полную силу. А вот в России почему-то с этим всегда проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: