Тема 2. Становление музыкального образования в России.




Основные этапы истории отечественного музыкального образования:

1. Древний период (с древнейших времен до конца X века).

2. Российское средневековье (XI – начало XVII вв.).

3. Вторая треть XVII – первая треть XIX вв.

4. Вторая треть – конец XIX в.

5. XX в. – начало XXI в.

1. В период язычества музыкальный опыт передавался от поколения к поколению «из уст в уста». Музыке приписывались магические свойства: она служила средством общения человека с богами. Особая роль в воспитании предназначалась колыбельным песням, пестушкам и потешкам. Праздничные и календарно-обрядовые песни способствовали трудовому, нравственному и эстетическому развитию молодежи.

2. Коренные изменения в культуре и музыкальном образовании произошли в результате крещения Руси (988). Музыкальное воспитание было ориентировано на сопровождение русской православной службы. В монастырях создаются школы, где учащиеся получают теоретическую и практическую музыкальную подготовку, участвуют в певческих хорах. Первые церковные книги были ненотированными, и ученик читал текст, слушая пение учителя. Постепенно развивается знаменная нотация, при помощи которой записываются распевы. В XV в. стали появляться специальные учебные пособия – певческие азбуки.

1479 – хор Государевых певчих дьяков.

1589 – хор Патриарших певчих дьяков.

3. Впервой половине XVII в. (эпоха царствования Алексея Михайловича). кардинальные преобразованиями в музыкальном образовании были обусловлены тем, что наряду с церковной ветвью музыкального образования начали функционировать фольклорная (народная) и светская. Осуществляется переход на европейскую линейную нотацию.

В эпоху Петра I в Россию проникают традиции западноевропейского музицирования (военная, танцевальная музыка).

К середине XVIII в. в духовных академиях наряду с обучением пению стали вводить обучение игре на музыкальных инструментах. Создаются учебные заведения, в которых велась подготовка музыкантов. Глуховская школа пения и инструментальной музыки – первое государственное учебное заведение, готовившее не только певчих для царских капелл, но и обучающее игре на гуслях, бандуре и скрипке. В ней учились дети представителей среднего сословия. В закрытых учебных заведениях для знати обязательным было обучение танцам и музыке (1731 - Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус, 1764 – Сольный институт благородных девиц). В Петербурге была открыта Театральная школа – единственное учебное заведение с совместным обучением мальчиков и девочек из мещанского сословия. В ней велась подготовка артистов широкого профиля, включающая обучение танцам и игре на клавикорде. Особо одаренных музыкантов направляли обучаться в Италию.

В конце XVIIIвека главенствует светская традиция музыкального образования и обучение игре на музыкальных инструментах. Появляются первые учебные пособия на русском языке, в их числе «Клавикордная школа» А.Лилейна. Начали выходить нотные сборники народных песен, которые интонационно готовили слушателей к восприятию фольклора. К началу XIX века Россия преодолевает разрыв от уровня развития европейского музыкального образования.

Русская вокальная педагогика заявила о себе в 1830-е – 1840-е гг. Появились три вокальных пособия: «Школа пения» М.И.Глинки, «Полная школа пения» А.Н.Варламова и «Метода пения» Г.Я.Ломакина.

В начале XIX столетия стала зарождаться и русская фортепианная педагогика. Фортепианное музицирование культивировалось в известных салонах и кружках («музыкальные собрания» М.Виельгорского, В.Одоевского, З.Волконской и др.), а также во множестве семейств определенного уровня достатка.

Обучение основам игры на фортепиано в России конца XVIII – начала ХIХ вв. велось посредством частного домашнего преподавания. В Россию приехали многие крупные музыканты: ирландский композитор и пианист Дж. Фильд, А.А.Герке (учитель М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского), А.И.Виллуан (учитель братьев А.Г. и Н.Г.Рубинштейнов), А.А.Гензельт.

Преподавание игры на музыкальных инструментах – оркестровых и фортепиано – для общего развития вводится в немузыкальных государственных учебных заведениях: в Московском университете (1755), Смольном институте, Академии художеств (1757), Университетском благородном пансионе, Петербургском и Московском воспитательных домах; позднее – в Петербургском, Казанском, Харьковском и других университетах. Фортепианные классы также возникли в столичных и провинциальных гимназиях, кадетских корпусах, лицеях, пансионах и т.д.

4. Становление системы профессионального музыкального образования началось с создания первых русских консерваторий. В 1859 году по инициативе А.Г.Рубинштейна (1829–1894) было основано Русское музыкальное общество (Императорское русское музыкальное общество, ИРМО или РМО), целью которого стала организация концертов, доступных широкой публике. В 1860 году Н.Г.Рубинштейн (1835–1881) открывает РМО в Москве. Также в эти годы открываются общедоступные «Музыкальные классы» при РМО, где обучаются теории музыки и пению.

1862 - открытие Петербургской консерватории (сегодня – Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова) – первой русской консерватории. Занятия велись по следующим специальностям: теория музыки и композиция, фортепиано, оркестровые инструменты, вокал.

1866 – открытие Московской консерватории (Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского).

В первые десятилетия своего существования консерватории, в отличие от современных высших учебных заведений, включали высшую, среднюю и даже часть начальной ступеней профессионального музыкального образования. Принимались в консерваторию чаще всего дети или подростки (за исключением вокала), имеющие первичную музыкальную подготовку. В консерватории, помимо музыкальных дисциплин, они получали необходимую общеобразовательную подготовку, где акцент делался на дисциплинах гуманитарного характера.

Курс обучения был рассчитан в среднем на девять лет и включал два отделения – младшее (низшее) и старшее (высшее). На низшем отделении обучались пять лет, после чего было необходимо выдержать сложный переходный экзамен. Выдержавшие его переводились на высшее отделение, где спустя четыре года должны были держать выпускной («окончательный») экзамен, после чего получали звание «свободного художника».

Еще одним центром профессионального музыкального образования, помимо консерватории, стали Придворная певческая капелла в Петербурге (бывший хор государевых певчих дьяков) и Синодальное училище в Москве (бывший хор патриарших певчих дьяков). В них сосредоточилась подготовка профессиональных музыкантов – певчих и руководителей хоров, что дает основание считать их базой отечественного дирижерско-хорового образования. Эти учреждения традиционно совмещали функции концертной организации и учебного заведения. Руководили ими в конце XIX столетия виднейшие музыканты: Придворную певческую капеллу возглавляли М.А.Балакирев и Н.А.Римский-Корсаков, а во главе Синодального училища находился С.В.Смоленский, ставший одной из значительных фигур в истории отечественного профессионального и общего музыкального образования.

В России существовали и альтернативные учебные заведения. Среди них созданная М.А.Балакиревым и Г.Я.Ломакиным Бесплатная музыкальная школа (1862). Цель ее деятельности - дать музыкальное образование тем, кто не имел возможности оплачивать занятия, и делать это на музыкальном репертуаре высокого художественного уровня, включавшем лучшие музыкальные произведения, доступные детям. Обучение производилось посредством хорового пения. При школе был хор и симфонический оркестр.

Своеобразным продолжением традиций Бесплатной музыкальной школы стало создание в 1905 г. Московской народной консерватории, которую возглавил С.И.Танеев. Народные консерватории в Петербурге (1908), Саратове (1912), Казани (1945).

На рубеже ХIХ – ХХ вв. в России начали создаваться частные музыкальные школы и училища: В.Ю.Зограф-Плаксина основала в Москве в 1891 г. музыкальное училище (впоследствии – Музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского); сестры Ел. Ф. и Евг. Ф. Гнесины открыли в Москве в 1895 г. музыкальное училище; школы Е.Рапгофа и С.Шлезингера в Петербурге, С.Майкапара в Твери, П.Столярского в Одессе и ряде других.

5. После революционных событий 1917 года в музыкальном образовании произошли существенные преобразования. Создание системы общего музыкального образования входило в число задач, декларированных Советской властью как продолжение курса на всеобщую грамотность, а также демократизацию искусства, лишение его элитарности, приобщение широких масс к духовным ценностям. Успешному решению задачи способствовало то, что к нему подключились виднейшие музыканты и педагоги: Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.Я.Брюсова, В.Н.Шацкая и др. Ими были в целом разработаны содержание и формы массового музыкального воспитания. Урок музыки, ставший основной его формой, понимался не только как урок пения и музыкальной грамоты, но как способ вхождения ребенка в музыкальное искусство, чему было призвано способствовать также слушание музыки.

Уроки музыки были введены в программу общеобразовательных школ (единой трудовой школы) как обязательные, что сохранилось и в наше время.

Одновременно с созданием системы общего музыкального образования в первые годы Советской власти осуществлялось давно назревшее упорядочивание профессионального и предпрофессионального образования.

Важным фактором сохранения не только профессионального музыкального образования, но и музыкальной культуры в целом, было продолжение деятельности Петроградской и Московской консерваторий. Синодальное училище в 1918 г. было преобразовано в Государственную народную хоровую академию.

Другим крупнейшим центром музыкального образования еще в предреволюционные годы, а затем и в 20-е гг. стала Одесса. В 1913 г. здесь была открыта консерватория (в первые годы Советской власти она называлась Музыкально-драматическим институтом).

В октябре 1919 г. в Москве состоялась конференция музыкантов-педагогов, созванная Музыкальным отделом Наркомпроса для обсуждения проектов реформы музыкального образования. Решение было зафиксировано в «Основном положении о Государственном Музыкальном Университете» (под Государственным Музыкальным Университетом подразумевалась вся сеть школ по общему и профессиональному музыкальному образованию в РСФСР). Там, в частности, говорилось:

«Все музыкальное образование в Государственном Музыкальном Университете подразделяется на три ступени:

а) первая ступень специального музыкального образования, давая начальный курс музыкального образования, является в то же время периодом испытания способностей учащегося к специальному музыкальному образованию, после которого учащийся либо продолжает свое музыкальное образование в школе II ступени, либо выбывает из школы, как не могущий стать полезным работником в области музыкального искусства;

б) вторая ступень специального музыкального образования дает законченное профессиональное образование и готовит руководителей для школы I ступени и по музыкальному просвещению (дошкольному, школьному и внешкольному);

в) третья ступень специального музыкального образования завершает музыкальное образование».

Следующий этап реформы музыкального образования связан с именем Б.Л.Яворского, который с 1921 г. являлся руководителем музыкального отдела Главпрофобра. Консерватории превратились в пятикурсовые вузы; среднее звено осуществляло четырехлетнее обучение.

В 1933 г. Наркомпрос утвердил «Положение о детской семилетней музыкальной школе». Таким образом, была создана структура параллельного общего и музыкального образования.

Одновременно продолжались поиски и эксперименты в двух направлениях. Первое было связано с необходимостью ранней специализации особо музыкально одаренных детей; второе – с подготовкой педагогических кадров для общего музыкального образования.

В 1932 г. была создана Особая детская группа при Московской консерватории, которая вскоре была преобразована в ЦМШ (Центральная музыкальная школа). По примеру ЦМШ позднее были созданы подобные школы при ГМПИ (ныне РАМ) имени Гнесиных, Ленинградской консерватории, других консерваториях. Такие школы, в особенности ЦМШ, дали стране и миру огромное количество музыкантов высшей квалификации.

Другое направление – подготовка педагогических кадров – определилось

уже в первые послереволюционные годы. Наряду с государственными музыкальными техникумами, создаются инструкторско-педагогические техникумы, или инструкторско-педагогические отделения при музыкальных техникумах.

К середине 70-х годов сформировалась целостная система музыкального образования «школа-училище-вуз», которая сохраняется по сегодняшний день.

Низшая ступень – музыкальная школа или детская школа искусств. Это - общеобразовательная организация, где обучение ведется по дополнительным общеразвивающим (5-6 лет) и дополнительным предпрофессиональным программам (8-9 лет).

Средняя ступень – 4-х летние музыкальные училища и колледжи, которые готовят музыкантов-профессионалов, специалистов среднего звена для работы в оркестрах, хорах, ДМШ и ДШИ. Музыкально-педагогические училища-колледжи выпускают учителей музыки для работы в общеобразовательных школах, детских садах. Специальные музыкальные школы-колледжи при консерваториях ведут подготовку учащихся непосредственно для поступления в ВУЗ (при 12-ти летнем обучении дети получают среднее общее образование и начальное и среднее музыкальное образование).

Высшая ступень – консерватории, музыкально-педагогические институты, академии, институты искусств и культуры (бакалавриат – 4 года, магистратура – 2 года, специалитет – 5 лет). Для усовершенствования исполнительских навыков и подготовки научных работников организовано послевузовское образование - ассистентура-стажировка и аспирантура.

Современное время – время быстрых изменений и перемен во всех сферах жизни, включая и культуру, и образование. Поэтому так важно сохранить лучшие национальные традиции, актуализировать методы обучения соответственно запросам общества. Министерством культуры РФ была разработана «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2015-2020 годы» и установлены следующие программные цели: 1) создание инновационной модели стратегического управления системой российского музыкального образования, обеспечивающей ее устойчивое поступательное развитие, в том числе сохранение сети ДМШ; 2) повышение качества подготовки музыкантов, в том числе учителей музыки; 3) привлечение к музыкальному искусству и творчеству наибольшего количества детей. Популяризация детского хорового пения, музыкального исполнительства, организация творческих и исполнительских конкурсов для детей, обеспечение профессиональными кадрами, целевая подготовка специалистов – задачи, решение которых приведет к формированию истинных духовно-нравственных ориентиров, развитого эстетического вкуса и проявлению творческой активности у подрастающего поколения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: