1. Дежурный преподаватель наблюдает за порядком в столовой.
2. Педагог ведет наблюдение за развитием студентов при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ
3. Куратор наблюдает за опрятностью одежды студентов и наличием сменной обуви
4. На экскурсии преподаватель вместе с учениками наблюдают за работой технологического устройства
5. Молодой преподаватель наблюдает за действиями опытного коллеги при изложении трудного учебного материала
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.
Беседа как метод исследования позволяет выяснять мнение и отношение, как воспитателей, так и воспитуемых, что может составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
Требования к беседе.
- предварительная подготовка
- умение вызвать собеседника на откровенность
- нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»
- четкость вопросов, тактичность, доверительность.
Беседа проводится по заранее намеченному плану, ответы не записываются.
Задание
Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования? Почему?
1. Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье
2. Беседа дежурного администратора с опоздавшими на занятия студентами
3. Беседа со студентами о правилах поведения в общественных местах
4. Беседа учителя с учен преподавателя со студентами, в процессе которой выясняется, как они понимают правила техники безопасности
5. Беседа с преподавателем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса учащихся к изучаемому материалу
6. Беседа директора колледжа со студентом, обидевшим девушку
|
7. Беседа классного руководителя о правах и обязанностях школьника.
Разновидностью беседы является интервьюирование
Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы можно открыто записывать
Недостаток с помощью этих методов ученые получает сравнительно ограниченное количество данных, относящихся к небольшому числу обследуемых.
Нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется метод анкетирования.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет:
- открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа
- закрытые, в которых приходится выбирать один из ответов
- полузакрытые (полуоткрытые) – даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы
- именные, требующие указывать фамилию испытуемого
- анонимные – без указания автора ответов
Задание
Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние? Предложите свой вариант.
1. В какой школе ты учишься?
2. Какой последний кинофильм ты посмотрел?
3. Что движет твоими поступками?
4. Как часто ты чистишь зубы?
5. Нравится ли тебе профессия учителя?
6. Тебе нравится история или география?
7. Сколько книг ты читаешь в месяц?
8. Сколько времени у тебя уходит на выполнение задания по физике?
9. В котором часу, по–твоему, должен начинаться первый урок?
10. Чем ты занимаешься после школы?
|
Тестирование) – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Тест (от англ. test – испытание, исследование) Обычно состоит из относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.
Виды тестов
- тесты успеваемости
- тесты элементарных умений
- тесты для диагностики уровня обученности – выявление степени выраженности ЗУН
- итоговый тест – содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы.
Методы контроля и измерения (Слайд)
(шкалирование, срезы)
Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.
Срезы
3. Методы обработки данных
Математические
Статистические
Графические
Табличные
4. Методы оценивания
Самооценка
Рейтинг
Педагогический консилиум
Методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику