При постановке дыхания следует вырабатывать, прежде всего, активный вдох и выдох, воспитывать работу мышц, ведающих этими процессами.




Вдох - процесс активный, вызван расширением грудной по­лости. Механизм вдоха заключен в следующем: сокращаются мышцы, происходит некоторое поворачивание и поднятие ре­бер, что влечет за собой увеличение грудной полости как в пе­реднем, заднем, так и в боковом направлениях. За счет опуска­ния грудобрюшной преграды (диафрагмы) объем грудной по­лости увеличивается в вертикальном направлении. Воздух по­ступает в легкие - происходит вдох.

Выдох - процесс пассивный, связан с расслаблением мышц, произвольным опусканием ребер и уменьшением за счет этого размеров грудной клетки. При выдохе диафрагма расслабляется, брюшные органы, давящие на нее снизу, делают ее купол более выпуклым, грудная полость в вертикальном направлении уменьшается, вытесняя воздух из легких.

Дыхание регулируется с помощью мускулов-антагонистов: одни сокращаются при вдохе, другие - при выдохе. Наиболее интересная из этих мышц - диафрагма, так называемая мышеч­ная пластинка куполообразной формы с сухожилием в центре. Диафрагма участвует как во вдохе, так и в выдохе. Она распо­ложена между легкими и брюшной полостью и разделяет их. В то же время диафрагма связана с другими внутренними орга­нами. К ее центру приращена околосердечная сумка. Через от­верстия из грудной полости в брюшную проходят аорта, пище­вод и нижняя полая вена.

Есть ли различия между нетренированным и воспитанным дыханием? Да, есть.

При нетренированном дыхании ритм следующий: вдох, выдох, пауза, после чего делается новый вдох. Причем, вдох и выдох почти равны - выдох на одну секунду длиннее вдоха.

При тренированном дыхании вдох должен быть корот­ким, а выдох длинным. После того как взят вдох, делается за­держка дыхания, необходимая для активизации голосовых свя­зок, затем происходит медленный выдох. Для этого нужно, что­бы диафрагма, как можно эластичнее, делалась куполообразной, а грудная клетка при выдохе не слишком быстро спадала.

Развитое дыхание характеризуется тремя элементами: сокращением диафрагмы и ее уплотнением, расширением меж­реберных мышц грудной клетки, поднятием нижних стенок или косых мышц брюшного пресса.

Рекомендуется научиться соразмерять количество вбираемо­го воздуха с потребностью его расходования в речи. Нужно брать воздух в меру, чтобы было приятно, никогда не перепол­нять легкие воздухом и не задерживать его. Во время речи воз­дух, имеющийся в легких, до конца не выдыхать.

Воспитывать дыхание рекомендуется на замедленной речи.

Существуют различные типы дыхания:

ключичное (плечевое) - во вдохе и выдохе участвует лишь верхняя часть легких; средняя и нижняя части, межреберные мышцы остаются в бездействии;

грудное - во вдохе участвуют верхняя и средняя часть легких; межреберные мышцы подключаются не полностью. Такое дыхание часто применяется пловцами;

боковое (реберное) - расширяются межреберные мышцы в боковой и задней частях грудной полости; этот тип дыхания необходим спортсменам, занимающимся борьбой;

брюшное (диафрагматическое) - развито у артистов цирка, занимающихся акробатикой и эквилибристикой;

смешанно-диафрагматическое - объединяет диафрагматическое и боковое типы дыхания. Доказано, что в ораторском искусстве, в работе педагогов и актеров драматических театров этот тип дыхания самый приемлемый;

При укреплении дыхания необходимо отрабатывать следую­щие элементы дыхательного процесса:

• сокращение диафрагмы: при вдохе она выпрямляется,
становится более плоской, давит на внутренности, отчего наружные верхние стенки живота несколько выпячиваются вперед;

• небольшое расширение грудной клетки внизу и в середине: легкие заполняются воздухом, и грудная клетка использу­ется как резонатор;

• подтягивание нижних мышц брюшного пресса: это де­лается для опоры звука и удержания диафрагмы в сокращенном состоянии; легкие заполняются воздухом без использования ключичного дыхания, плечевой пояс остается в покое.

Упражнения для укрепления дыхания

Упражнение 1

Обучающийся, стоя, кладет правую руку на диафрагму и де­лает свободный выдох. При этом диафрагма сокращается, и рука невольно идет вслед за ней, несколько вдавливаясь внутрь. По­сле этого - свободный вдох, причем, рука так же идет вслед за идущими немного вперед диафрагмой и животом.

Вдох и выдох в этом упражнении одинаковы. Обычно после упражнения бывает легкое головокружение.

Рекомендуется не перегружать организм воздухом при вдохе, при выдохе оставлять некоторый запас его в легких.

Упражнение усваивается обычно после двух занятий.

 

Упражнение 2

Берется вдох диафрагмой. Межреберные мышцы грудной клетки расширяются. После этого воздух задерживается на се­кунду, затем при выдохе межреберные мышцы грудной клетки расслабляются. Уменьшение грудной клетки влечет за собой и уменьшение объема легких. Диафрагма расслабляется и ста­новится опять куполообразной.

Для закрепления упражнения достаточно двух занятий.

 

Упражнение 3

Объединяет все три элемента вдоха.

Встать в исходное положение и опустить левую руку вдоль корпуса. Положить правую руку на область диафрагмы и произ­вести свободный выдох на звук ССССССС или беззвучно, при­мерно на пять секунд по счету.

Упражнение вырабатывает умение сознательно владеть в от­дельности диафрагмой, межреберными мышцами и мышцами брюшного пресса.

 

Упражнение 4

Сделав полный вдох, считайте вслух до 5, 7, 8. После по­следней цифры следует добирать воздух при вдохе только одной диафрагмой. Вдох берется быстро, в течение одной секунды, а выдох длится 5, 7, 8 секунд и более.

Задерживаться на упражнении со счетом не стоит. После не­го можно перейти к тренировке дыхания на пословицах и пого­ворках в медленном темпе.

 

Упражнение 5

Для произнесения поговорки, пословицы рекомендуется встать, сделать беззвучный небольшой выдох, взять вдох по трем элементам (с помощью диафрагмы, межреберных мышц, брюшного пресса) и произнести фразу, соблюдая при этом пра­вила дикции, например: «Хуже всех слышит тот, кто не хочет слышать». После произнесения текста следует сделать добор дыхания. Дыхание берется только диафрагмой.

Упражнение необходимо периодически повторять.

 

Упражнение 6

Взяв дыхание в медленном темпе, один раз произнесите фра­зу: «Правда хорошо, а счастье лучше». Добрав дыхание, произ­несите эту фразу дважды и чуть быстрее. Учитывая индивиду­альные данные обучающегося, можно пользоваться и более сложными предложениями.

 

 

Использованная литература:

 

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская эн­циклопедия, 1972.

2. Правильность русской речи: Словарь-справочник / Под ред. Л.П. Крысина. - М.: Наука, 1965.

3. Русское литературное произношение и ударение: Словарь-справочник / Под ред. Р. И. Аванесова - М.: ГИС, 1960.

4. Словарь для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя. -М.: Советская энциклопедия, 1971.

5. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В Лехина. - М.: Со­ветская энциклопедия, 1964.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: