Программное обеспечение и интернет - ресурсы




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_____________А.Б. Елисеев

___ ___ 2017

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Логика»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

 

Разработчик:

кафедры гуманитарных наук

 

I. Общие положения

1. Для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение обязательной контрольной работы по дисциплине «Логика».

Вариант контрольной работы выбирается по порядковому номеру фамилии студента в списке группы.

2. Студенты, не выполнившие контрольную работу, не допускаются к сдаче зачета по дисциплине. Для допуска к сдаче зачета контрольная работа должна быть зачтена преподавателем.

3. Контрольная работа содержит следующие элементы:

– титульный лист;

– оглавление;

– введение;

– основную часть;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения (при необходимости).

 

II. Структурные элементы контрольной работы

4. Титульный лист оформляется согласно Приложению 1.

5. Оглавление раскрывает внутреннее строение контрольной работы (главы, параграфы).

6. Введение представляет собой вступительную часть контрольной работы и должно содержать общую характеристику научной проблемы, раскрываемой студентом, краткий историографический обзор литературы по теме, обоснование ее актуальности, цель работы и задачи, которые необходимо решить для ее достижения. Объем введения не должен превышать 2–3-х страниц.

7. Основная часть являетсяразвернутым решением научной проблемы и может делиться на главы или параграфы. Она включает освещение научной проблемы на основе анализа найденных источников, ход рассуждений автора работы, аргументированные доказательства его взглядов. Вторая часть (практическая) включает в себя решение задания, связанного с вариантом контрольной работы.

8. В заключении подводятся итоги и четко формулируются основные выводы, вытекающие из результатов проделанной работы, показывается, как достигнута цель и решены задачи исследования, сформулированные во введении, а также приводится решение задания практической части контрольной работы.

9. Список использованных источников включает библиографическое описание всех использованных (цитированных или упоминаемых) в работе источников информации. Источники располагаются в алфавитном порядке и нумеруются арабскими цифрами.

10. Приложения не являются обязательным элементом контрольной работы и оформляются при необходимости. Приложения могут содержать выдержки из документов, таблицы и т.д.

11. Объем контрольной работы (без списка использованных источников) не должен превышать 30 страниц.

 

III. Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа должна соответствовать требованиям СМК СТП 7.2.1-1 «Оформление контрольной, курсовой, выпускной квалификационной работ и учебных программ»

 

IV. Варианты тем контрольных работ

Вариант 1 Логика как наука о мышлении, ее предмет и задачи

1.1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки

1.2. История логики и формализация мышления. Язык исчисления предикатов

1.3. Практическое задание:

1.3.1. Запишите на языке исчисления предикатов следующие высказывания:

А) Все члены Шенгенского союза являются европейскими государствами

Б) Некоторые зачеты являются дифференцированными

В) Некоторые грибы не являются съедобными

Вариант 2 Логические формы мысли

2.1. Понятие логической формы мысли

2.2. Основные формы абстрактного мышления

2.3. Практическое задание:

2.3.1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:

А) 13 – нечетное число

Б) 7 не делится на 3 без остатка

В) сознательный, искусственный интеллект

Вариант 3. Понятие как форма мысли.

3.1. Определение понятия. Понятие и слово

3.2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение. Неологизмы и их роль в языке

3.3. Практическое задание:

3.3.1. Укажите, какие из нижеперечисленных признаков входят в содержание понятия «студент»: фамилия, имя, национальность, пол, возраст, вес, аттестат о среднем образовании, место жительства, цвет глаз, форма обучения, наличие водительских прав, учеба в высшем или среднем специальном учебном заведении, спортивные награды, группа крови.

 

 

Вариант 4 Структура и виды понятий

4.1. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения

4.2. Виды понятий по объему и по содержанию

4.3. Практическое задание:

4.3.1. Определите объем следующих понятий:

Черное море, страны Шенгенского союза, персональный компьютер, кентавр, самая кровопролитная война, русалка, лама, изобретатель дизеля

 

Вариант 5 Отношения между понятиями по объему и содержанию

5.1. Несравнимые по содержанию и исключающие друг друга по объему понятия

5.2. Сравнимые по содержанию и совместимые (несовместимые) по объему понятия

5.3. Практическое задание:

5.3.1. Изобразить отношения между понятиями по объему при помощи кругов Эйлера: А) Негосударственное образовательное учреждение; Б) Государственное образовательное учреждение; В) Вуз; Г) Минский филиал МЭСИ

 

Вариант 6 Обобщение и ограничение понятий

6.1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия

6.2. Логический смысл операции обобщения понятий. Логика родовидовых отношений

6.3. Практическое задание:

6.3.1. Проведите операцию обобщения со следующими понятиями:

лекция, диплом, проездной билет, экзамен, закон Ньютона, песочные часы, тонометр, маркетинг, рубль, ислам, гробница, пролог, сахар.

 

 

Вариант 7 Явные определения понятий

7.1. Структура и виды явных определений

7.2. Правила и ошибки явных определений

7.3. Практическое задание:

7.3.1. Укажите, какое правило определения нарушено, и назовите ошибку:

А) Тонометр – медицинский прибор

Б) Логика – наука о понятиях

В) Физика – это наука о физических процессах

 

Вариант 8 Неявные определения понятий

8.1. Сравнение как прием определения понятий

8.2. Характеристика как вид неявного определения

8.3. Практическое задание:

8.3.1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» (Л.Н. Толстой).

 

Вариант 9 Деление понятий

9.1. Объем понятия и способы его установления

9.2. Правила и ошибки деления понятий

9.3. Практическое задание:

9.3.1. Проведите операцию деления следующих понятий:

государство, звезда, занятие, система, болезнь, экзамен, одежда, часы, язык

 

Вариант 10 Простые суждения

10.1. Определение простого суждения и его структура. Суждение и понятие

10.2. Классификация простых суждений по качеству и количеству

10.3. Практическое задание:

10.3.1. Определите структуру (субъект, предикат, связка) и вид по качеству и количеству (А, Е, I, О) следующих суждений:

А) Некоторые сообщения средств массовой информации не соответствуют действительности

Б) Никто не любит проигрывать

В) Беларусь является республикой

 

Вариант 11 Отношения по истинности простых суждений

11.1. Отношения между простыми суждениями по «логическому квадрату»

11.2. Отношения противоречия, подчинения, противоположности и подпротивоположности

11.3. Практическое задание:

11.3.1. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

А) Ни один вид спорта не является легким

Б) Некоторые постройки не являются современными

В) Всякий человек в душе – ребенок

 

Вариант 12 Сложные суждения

12.1. Образование сложных суждений

12.2. Установление логического значения сложных суждений при помощи таблиц истинности

12.3. Практическое задание:

12.3.1. Установите вид следующих сложных суждений и определите их истинность при помощи таблиц истинности:

А) Банан – пищевое растение и источник доходов для экспортирующих стран

Б) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку

В) Если к двум прибавить два, то получится четыре

Вариант 13 Логика вопросов и ответов

13.1. Определение вопроса, его структура, виды и функции

13.2. Корректные и некорректные вопросы. Понятие софистического, провокационного и риторического вопросов

13.3. Практическое задание:

13.3.1. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:

А) Какая река является самой длинной рекой в мире?

Б) И какой же русский не любит быстрой езды?

В) Вы перестали бить своего отца?

 

Вариант 14 Основные законы логики

14.1. Основные законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания

14.2 Законы логики и логическая культура мысли

14.3. Практическое задание:

14.3.1. Укажите, какие законы логики нарушены в следующих выражениях и как называются эти ошибки:

А) Взрослые говорят детям: «Не пейте холодную воду!» – А сами пьют.

Б) «Почему Вы утверждаете, что Земля – центр Вселенной?» – «Потому что каждое утро Солнце «встаёт» на востоке и движется на запад, и так миллионы лет, а Земля «стоит» на месте. Это – очевидно»

В) «Я хотел бы все-таки знать, финансируется эта тема или нет?» – «Бросьте, давайте лучше поговорим о следующей»

 

Вариант 15 Умозаключение

15.1. Определение умозаключения и его структура

15.2. Деление умозаключений по числу посылок, по ходу мысли и достоверности вывода

15.3. Практическое задание:

15.3.1. Определите вид и правильность следующих умозаключений:

А) Если все калькуляторы – вычислительные устройства, то лишь некоторые вычислительные устройства являются калькуляторами

Б) Все государства имеют столицу. Республика Беларусь – государство, поэтому она имеет свою столицу

В) Обследование десяти учеников класса из двадцати позволяет заключить, что в данном классе болезни Боткина нет

 

Вариант 16 Непосредственные умозаключения

16.1. Понятие непосредственного вывода

16.2. Непосредственные умозаключения по логическому квадрату, умозаключения обращения, превращения и противопоставления

16.3. Практическое задание:

16.3.1. Укажите вид следующих умозаключений:

А) Все планеты Солнечной системы – небесные тела. Следовательно некоторые небесные тела входят в Солнечную систему

Б) Ни один вулкан не является безопасным. Следовательно, все вулканы являются небезопасными.

В) Все христиане не являются язычниками. Следовательно, некоторые не язычники – христиане

 

Вариант 17 Простой категорический силлогизм

17.1. Определение силлогизма как дедуктивного опосредованного вывода

17.2. Структура и общие правила силлогизма. Аксиома силлогизма

17.3. Практическое задание:

17.3.1. Укажите структуру и проверьте соблюдение общих правил силлогизма в следующих умозаключениях:

А) Сахар – углевод, значит, он, как и все углеводы, горюч.

Б) Все химические элементы обладают атомным весом. Гелий –химический элемент. Гелий обладает атомным весом

В) Все фрукты являются полезными для здоровья, и все морепродукты – тоже. Значит, все морепродукты – фрукты

 

Вариант 18 Фигуры и модусы простого категорического силлогизма

18.1. Фигуры и правила фигур простого категорического силлогизма

18.2. Образование модусов простого силлогизма и проверка их правильности

18.3. Практическое задание:

18.3.1. Определите фигуру, модус и проверьте правильность следующих силлогизмов:

А) Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса, а все кришнаиты – вегетарианцы. Значит, ни один из кришнаитов не ест мяса

Б) Ни один коммерческий банк не работает по воскресеньям. Это коммерческий банк. Значит, он не работает в воскресенье

В) Всякий День милиции – праздник, и сегодня – праздник. Значит, сегодня – День милиции

 

Вариант 19 Разновидности категорического силлогизма

19.1. Сокращенный силлогизм, или энтимема

19.2. Сложный силлогизм, или полисиллогизм. Сложносокращенные силлогизмы. Сорит и эпихейрема

19.3. Практическое задание:

19.3.1. Восстановите энтимемы и проверьте их правильность:

А) Он пианист, так как у него длинные, гибкие пальцы

Б) Он должен быть оправдан, так как нет никаких доказательств его виновности

В) Поскольку это острый аппендицит, нужна немедленная операция

 

Вариант 20 Условно-категорические умозаключения

20.1. Чисто условный силлогизм

20.2. Достоверные и правдоподобные модусы условно-категорического силлогизма

20.3. Практическое задание:

20.3.1. Определите посылки и заключение в следующих условных и условно- категорических умозаключениях; определите модус и его правильность:

А) Если Аристотель был учеником Платона, то он учился в его Академии, а если он учился в его Академии, то он получил греческое образование. Значит, если Аристотель был учеником Платона, то он получил греческое образование

Б) Если клаустрофобия – это болезнь, то ее нужно лечить. Клаустрофобия – болезнь, значит ее нужно лечить

В) Если бьют в набат, значит, где-то пожар. В набат не бьют. Значит, пожара нет

 

Вариант 21 Разделительные силлогизмы

21.1. Определение разделительного силлогизма

21.2. Разделительно-категорические выводы и их модусы

21.3. Практическое задание:

21.3.1. Определите фигуру, модус и правильность следующих разделительных силлогизмов:

А) Суждения бывают либо истинные, либо ложные. Данное суждение истинно. Значит, оно не является ложным

Б) Это или убийство, или несчастный случай. Это не несчастный случай. Следовательно, это убийство

В) Он учится на дневном или заочном. Но я знаю точно, что не на дневном. Значит, на заочном

 

Вариант 22 Условно-разделительные силлогизмы

22.1. Образование условно-разделительных выводов

22.2. Дилемма и её разновидности

22.3. Практическое задание:

22.3.1. Определите вид и правильность дилеммы в следующих условно-разделительных силлогизмах:

А) Если это острый аппендицит, то нужна немедленная операция. Если же это перитонит, то также нужна немедленная операция. Следовательно, острый ли это аппендицит или перитонит, нужна немедленная операция

Б) Если родится мальчик, назовем его Кириллом, а если девочка, то назовем ее Катей. Поскольку скоро у нас родится мальчик или девочка, то у нас вскоре появится Кирилл или Катя

В) Если он все-таки решится приехать, то поселится, как всегда, либо в «Планете», либо в «Юбилейной». Но ни там, ни там его нет. Значит, передумал и не приехал

 

Вариант 23 Индуктивные умозаключения

23.1. Понятие недедуктивного вывода

23.2. Полная и неполная индукция. Схемы вывода и достоверность обобщения. Основные ошибки индуктивных выводов

23.3. Практическое задание:

23.3.1. Определите вид и схему индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение, установите правильность обобщения:

А) На подносе много булочек. Первая – свежая и мягкая, вторая – тоже, третья – свежая и мягкая... Значит, все булочки на подносе – свежие и мягкие (пример Л. Кэрролла)

Б) Лабораторные пробы воды в водной системе позволяют заключить, что питьевая вода в Минске соответствует санитарно-гигиеническим нормам

В) В студенческой группе 30 человек. 25 из них прошли флюорографию, и у них патологии не обнаружено. Вероятно, вся группа здорова

 

Вариант 24 Научная индукция и ее виды

24.1.Отличие научной индукции от популярной индукции

24.2. Основные виды научной индукции

24.3. Практическое задание:

24.3.1. Воспользуйтесь индуктивным рассуждением и ответьте на вопрос: «Какой из известных режиссеров не снимался в собственных фильмах: Н. Михалков, Г. Данелия, Э. Рязанов, А. Тарковский?» О какой индукции идет речь?

 

Вариант 25 Умозаключение по аналогии

25.1. Определение и структура вывода по аналогии

25.2. Виды аналогий и их использование на практике. Ошибки и достоверность заключений по аналогии

25.3. Практическое задание:

25.3.1. Установите, по какому виду аналогии получены следующие заключения:

А) Завод – это большой муравейник

Б) Вертолет – это большая стрекоза

В) Печень по структуре напоминает губку

 

Вариант 26 Доказательство как логическая основа аргументации

26.1. Определение доказательства и его структура

26.2. Виды доказательства. Правила и ошибки

26.3. Практическое задание:

26.3.1. Определите тезис, аргументы и способ следующих доказательств:

А) Поскольку геометрическая фигура является треугольником, то сумма внутренних углов этой фигуры равна 180°

Б) Все области Республики Беларусь имеют свои центры. Их название совпадает с названием области. Значит, областным центром Брестской области является город Брест

В) Если бы это было сердечное заболевание, то соответствующие признаки были бы видны на кардиограмме. Но кардиограмма в порядке. Значит, это не сердечный приступ

 

Вариант 27 Опровержение как вид аргументации

27.1. Определение опровержения и его структура

27.2. Виды опровержения. Правила и ошибки

27.3. Практическое задание:

27.3.1. Определите тезис, аргументы и способ следующего опровержения:

А) Тщательный анализ останков царской семьи позволил опровергнуть слухи о том, что они якобы не являются останками семьи Николая II

 

Вариант 28 Логические ошибки и парадоксы

28.1. Понятие логической ошибки и их виды

28.2. Содержательные и формальные ошибки. Софизмы и паралогизмы

28.3. Практическое задание:

28.3.1. Определите вид логической ошибки:

Все православные являются христианами. Все католики – тоже христиане. Значит, католики и православные – это одно и то же

 

V. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1 Войшвилло, Е.К. Логика: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 527 с.

2 Горбатов, В.В. Логика: учебно-методический комплекс / В.В. Горбатов; Междунар. консорциум «Электрон. ун-т», Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евраз. открытый ин-т. – М.: Изд. центр Евразийского открытого института, 2008. – 232 с.

3 Ивлев, Ю.В. Логика: учебник: для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Ивлев; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 296 с.

Дополнительная литература:

1. Арно, А. Логика, или искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения: [Пер. с фр. / Отв. ред. и авт. послесл. А.Л. Субботин; Примеч. В.П. Гайдамака; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – 2-е изд. – М.: Наука, 1997. – 330 с.

2. Войшвилло, Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ / Е.К. Войшвилло. – Изд. 2-е. – М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2007. – 236 с.

3. Жалдак, Н.Н. Образная практическая логика / Н.Н. Жалдак. – М.: Моск. филос. фонд, 2002. – 407 с.

4. Ивин, А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. – М.: Просвещение, 1996. – 126 с.

5. Кириллов, В.И. Упражнения по логике / В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. – М.: Юристъ, 1997. – 126 с.

6. Логика: Сб. задач и упражнений / Л.Г. Тоноян; С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права, О-во «Знание» России. С.-Петерб. орг. – СПб.: ИВЭСЭП, 1997. – 97 с.

7. Логический словарь «ДЕФОРТ» / Сост. В.Н. Переверзев; Под ред. А.А. Ивина [и др.]. – М.: Мысль, 1994. – 268 с.

8. Павлова, К.Г. Задачи и упражнения по логике: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1985. – 102 с.

9. Смирнова, Е.Д. Логика и философия / Е.Д. Смирнова. – М.: РОССПЭН, 1996. – 299 с.

10. Современный словарь по логике / [Авт.-сост. Юрчук В.В.]. – Минск: Соврем. слово, 1999. – 767 с.

11. Упражнения по логике: (С элементами занимательной логики): Учеб. пособие / Сост. Ю.Н. Малашенко. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. – 104 с.

12. Яшин, Б.Л. Задачи и упражнения по логике / Б.Л. Яшин. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 219 с.

Программное обеспечение и интернет - ресурсы

1 https://logicrus.ru – Русская логика.

2 https://golovolomka.hobby.ru – головоломки для умных людей

3 https://nazva.net – логические игры и задачи на логику

4 https://www.logic.ru/Russian/LogStud/index.html - Эл. журнал «Логические исследования».

Периодические издания

1 «Алгебра и логика»

2 «Вопросы философии»

3 «Логические исследования»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: