Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца




При характеристике механизма психического разви­тия ребенка в качестве ведущего фактора развития был


 
 

 

120 Аверин В. А. Психология детей и подростков________

выделен ведущий вид деятельности. Нспосредственно-эмо-. циональное общение является единственным способом разрешения основного противоречия социальной ситуации развития младенчества. Оно заключается в том, что ребе­нок максимально нуждается во взрослом, но у него нет спе­цифических средств воздействия на него. Поэтому соци­альная ситуация младенчества - ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» — и приво­дит к возникновению нового вида деятельности - непос­редственно-эмоциональному общению ребенка и матери. То, что это общение является необходимым условием психи­ческого развития младенца, доказывают факты отрица­тельного влияния на него дефицита общения. Р.Спитц и Дж.Боулби показали, что отрыв ребенка от матери в на­чале жизни вызывает значительные нарушения в психи­ческом развитии ребенка, вплоть до задержки в физичес­ком и психическом развитии1. Л.Фрейд, наблюдавшая за развитием детей, воспитывавшихся без матери, обнаружи­ла, что в подростковом возрасте они пытались установить тесные детско-материнские отношения со взрослыми, что не соответствовало их возрасту2. К этому следует добавить и упоминавшиеся выше данные Б.Е.Микиртумова и С.В.Гречаного.

На формирование непосредственно-эмоционального общения младенца мощное влияние оказывает характер и тип отношений родителей к ребенку уже в пренатальном и раннем постнатальном возрасте. Об этом говорят резуль­таты исследований Э.В.Патракова. Благоприятное для будущего ребенка отношение родителей, хорошая соци­альная адаптированность будущего ребенка связаны с вы­сокой социально-психологической зрелостью родителей.

1 Цит. По Л.Ф.Обуховой. Детская психология: теории, факты,
проблемы.-М.: Тривола, 1995.

2 Цит. По Л.Ф.Обуховой. У к. соч.


Глава 2. Психическое развитие младенца

глубокой желанностью ребенка, высокой оценкой роди- j
телями роли семьи. '■'??

Низкий уровень психического развития и социаль­ной адаптации будущего ребенка, его нервозность можно прогнозировать при нежеланности ребенка со стороны родителей, неразвитости родительских чувств, отсутствии стабильных взаимоотношений между родителями, попус­тительстве и проекции родителями нежелательных качеств.

В то же время у малышей в течение первого года жизни формируется теплое чувство к матери, по мере ус­тановления с нею определенных отношений, в рамках ко­торых малыши выражают свои чувства и усваивают своп роли в зависимости от половой принадлежности.

Нормальное непосредственно-эмоционального об­щение стимулирует появление у ребенка чувства доверия и привязанности к родителям. Практически абсолютная зависимость младенца от взрослого в удовлетворении его потребностей в пище, безопасности, любви и ласке может быть снята посредством развитых эмоциональных связей между ним и взрослыми. Если его кормят, когда он голо­ден, если своевременно и адекватно реагируют на его плач, помогая избавиться от неприятных ощущений, если его лю­бят, разговаривают и играют с ним, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий его мир безопасен и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого нет, ребенок, скорее всего, будет испытывать недо­верие к окружающим его людям и миру. Конечно, очень трудно стать «сверхродителем», однако, все родители дол­жны знать, что их дети могут быть снисходительными к некоторым их упущениям, если в целом получают хоро­ший уход, если их оберегают от настоящих, а не выдуман­ных бед, если их любят и общаются с ними. Дети, у кото­рых сформировано доверие к родителям, научаются пре­одолевать или переносить какие-то неудобства, поскольку знают, что их не оставят наедине с ними.


 


                   
   
   
   
 
 
 
   
 
 

 

122 Аверин В.А. Психология детей и подростков_________

Нормальное протекание непосредственно-эмоцио­нального общения родителей с ребенком способствует формированию у него чувства привязанности. Оно фор-' мируется постепенно на протяжении всего первого года жизни и проходит три фазы1.

Первая фаза длится от рождения до 3-х месяцев и характеризуется тем, что младенцы ищут близости прак­тически с любым человеком. С целью установления об­щения с взрослыми они используют звуки голоса, покрях­тывание и неловкие движения, улыбку, могут подолгу сле­дить за взрослым, желая получить ответную реакцию. Одна из причин такого поведения младенца в том, что он еще не осознает свою мать как отдельное, особое существо. Если они плачут или капризничают, то вовсе не потому, что с ними не занимается мама, а потому, что им что-то не нра­вится или их заставляют делать то, что им не хочется.

На второй фазе (3-6 месяцев) малыши, как нам уже известно, научаются различать знакомые и незнакомые лица. Поскольку матери быстрее и активнее, чем незнако­мые люди, реагируют на сигналы малыша, постольку дети чаще направляют на матерей свое внимание и начинают отличать их от других людей.

На третьей фазе (7-8 месяцев) у детей развивается спо­собность отличать одного человека от другого, формиру­ется представление о постоянстве людей и предметов. По­этому их поведение становится избирательным в отноше­нии общения с разными людьми. Именно в этом возрасте появляется первая серьезная привязанность, как правило, к матери. Однако чувство привязанности может возникнуть у малыша ко всем, кто с ним много и тепло общается.

Появление этого чувства - своеобразный индика­тор наличия первого социального отношения ребенка. С этого момента ребенок перестает одинаково дружелюбно

1 Флейк-Хобсон К. и др. Ук. соч.


Глава 2. Психическое развитие младенца

относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно отно­сятся к тем, кто их пытается на это время заменить. При­вязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в сле­дующий период развития ребенка - его раннее детство.

Заключение

Как уже отмечалось ранее, среди живых организмов нет, пожалуй, более беспомощного существа, чем новорож­денный ребенок. Именно эта беспомощность создает свое­образную социальную ситуацию развития, в которой реа­лизуется активность ребенка. Это своеобразие заключает­ся в том, что все потребности младенца в еде, тепле, движении, новых впечатлениях, в общении, т.е. вся его дея­тельность и все поведение - все это может быть реализова­но с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним. В его отсутствие у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, исче­зает возможность передвижения, изменения положения, зах­ватывания желаемых предметов. Взрослый становится сре­доточием указанных потребностей, он центр всякой воспри­нимаемой ребенком окружающей действительности. Все это приводит к необходимому сотрудничеству ребенка и взрос­лого - единственному способу освоения ребенком внешней среды, а значит, и психического развития.

Если ребенок испытывает различные потребности, то естественно он переживает их. Неудовлетворение потреб­ностей вызывает у ребенка отрицательные эмоции, в том числе и эмоцию страдания, о которой говорилось выше. Удовлетворение потребностей приносит ребенку радость,


124 Аверин В. А. Психология детей и подростков________

повышает тонус, усиливает двигательную и познаватель­ную активность (например, комплекс оживления). Таким образом, единственной формой связи ребенка с взрослым в этот период развития становится непосредственно-эмо­циональное общение.

В связи с этим эмоциональное развитие ребенка ста­новится одним из центральных моментов его психичес­кого развития, наряду с познавательным. Динамика эмо­циональной жизни окрашивает и познавательную актив­ность ребенка (процессы восприятия), и двигательную активность, обусловливает личностное становление.

Действительно, из всех познавательных процессов ведущим в психическом развитии младенца является вос­приятие, в контексте которого развиваются и действуют все другие психические функции. Память, например, фун­кционирует в форме узнавания, а мышление - в форме аффектпшю окрашенных ипечлтлеппи; даже эмоции мла­денца длятся ровно столько, сколько в поле восприятия находится соответствующий им раздражитель.

В ходе анализа перцептивного и психомоторного раз­вития младенца было установлено, что значительная роль в перцептивном и психомоторном развитии младенца при­надлежит врожденным программам. Именно наличие зре­лых перцептивных и моторных механизмов составляет ос­нову для последующего научения младенца, роль которого все более возрастает в ходе жизненного пути ребенка.

Такое понимание хода сенсорного и моторного раз­вития младенца заставляет родителей, врачей и воспита­телей быть особо внимательным к перцептивному разви­тию ребенка. Становится понятной мысль Т.Бауэра о зна­чении данного периода для познавательного развития ребенка, что позволяет рассматривать младенчество как сенситивный период в отношении познавательной деятель­ности. Вспомним, что примерно к полугоду у ребенка по­являются такие первые значимые дифференцировочные


 

 

Глава 2. Психическое развитие младенца

моторные реакции как хватание и подражание. Но ведь именно они составят основу формирующейся предмстно-манипулятивной деятельности. Но пока еще, в период мла­денчества, не она является главной в его жизни, не она позволяет реализовать малышу его основные жизненные потребности. Пока что этот вид деятельности находится в своем начальном виде. Главное же для младенца - эмоци­ональная связь с взрослым и удовлетворение через нее и с помощью ее своих потребностей. Так внешний мир опос­редуется через взрослого.

Через отношение взрослого к ребенку последний начинает видеть и самого себя. Речь идет о том, что в этот период времени у ребенка начинает складываться образ самого себя. Вопрос стоит так: можно ли говорить о мла­денце как о личности? В строгом смысле этого слова, ко­нечно, нет. Но и абстрагироваться полностью тоже, по-видимому, недопустимо. Краткий анализ развития эмо­циональной жизни младенца лишнее подтверждение этому.

В свое время В.М.Бехтерев, говоря о самосознании ребенка, отмечал, что в своей простейшей форме оно со­стоит в неясном чувствовании собственного существова­ния. Психоаналитики утверждают, что самосознание ре­бенка возникает к концу первого года жизни. Отвергать подобного рода высказывания вряд ли целесообразно. Самоощущения организма, о которых говорил В.М.Бех­терев, тесно связаны с так называемой схемой тела - субъективным образом взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. Становление об­раза тела возможно на основе самовыделения организма, т.е. знании организма о состоянии периферического дви­гательного аппарата. Таким образом, феномены самовы­деления организма, схемы тела и самоощущений являются первыми шагами в процессе становления самосознания и именно поэтому все, что происходит в этом возрасте, име­ет значение для будущего личностного становления.


               
 
   
   
 
   
 

 

126 Аверин В. А. Психология детей и подростков_________

Становление самосознания младенца включает на­чало половой идентификации. Речь идет о том, что уже на первом году жизни в поведении детей проявляются половые различия. Например, к 10 месяцам мальчики тре­бует внимания матери более настойчиво, чем девочки, они стремятся к большей физической близости с матерями. В целом мальчики более активны и агрессивны. Недав­ние исследования показали, что младенцы мальчики фи­зически сильнее девочек. В то же время у девочек более сильная потребность в социальном общении с матерью: они с большим усердием стараются вызвать мать на разговор и другие формы общения.

Наряду с этим не стоит преувеличивать эти отличия. Некоторые исследователи подчеркивают, что общего меж­ду разнополыми младенцами больше, чем различий.

В 'включение сформулируем окончательные выводы:

1. Социальная ситуация развития ребенка первого
года жизни состоит в том, что все поведение и деятель­
ность ребенка реализуется им или непосредственно через
взрослого или в сотрудничестве с ним.

2. В связи с этим ведущим типом деятельности в дан­
ном возрасте является непосредственно-эмоциональное
общение ребенка с взрослым, посредством которого у
младенца развивается чувство доверия или недоверия к
окружающим его людям и миру в целом.

3. Перцептивное и моторное развитие осуществля­
ется благодаря наличию врожденных программ развития.

4. Наличие врожденных программ перцептивного
и моторного развития обеспечивает возможность их па­
раллельного осуществления в ходе психического развития
младенца

5. Принцип дифференциации является ведущим в ме­
ханизме перцептивного и моторного развития младенца.

6. В младенчестве в рамках доречевой стадии - на­
чальном этапе речевого развития ребенка - закладываются


Глава 2. Психическое развитие младенца

надежные основы усвоения речи и языка. Ведущая роль при этом принадлежит правому полушарию.

7. Формируются зачатки самосознания личности в
виде осознания психической общности, схемы тела и са­
моощущений, появлении эмоциональных отношений мла­
денца к взрослым и предметам.

8. Основными психологическими новообразовани­
ям младенчества являются:

- акты хватания и подражания, как важнейшие эле­
менты формирующейся предметной деятельности;

- потребность в общении с другими людьми;
-зачатки формирующегося самосознания личности.



128 Аверин В.А. Психология детей и подростков__________

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Развитие хватания и владения рукой1


 

 

Глава 2. Психическое развитие младенца

Приложение 2

Развитие органов чувств и поведения в игре


 


           
   
     
 
 
 


Новорож­денный Рефлекторное хватание погремушки. Ладони преимущественно закрыты
Конец 1-гом. Подводит руку непроизвольно ко рту. Сопротивление открытию кулачка сильнеесо стороны мизинца.
Конец 2-го м. На спине. На короткое время задерживает погремушку. Начало исчезновения рефлекторного хватания. Кисти чаще открыты.
Конец 3-го м. На синие. Поднимает кисти рук над головой и рассматриваетих. Кисти чаще открыты. Переход к активному хватанию, двигает вложенной в pvkv погремушкой.
Конец 4-го м. Неуверенно приближается рукой к погремушке и касается ее. Играетпальцами.
Конец 5-го м. Уверенно подводит руку к погремушке и захватывает ее. Еще нет предпочтения одной руки. Билатеральная активность рук. Хватание предмета всей ладонью и Mi.miiivn.iM большим пальцем.
Конец 6-го м. Iciin полаются дна кубика, хна тот кип,ко один из них, lit) шорой кубик моли держа и,, если его дать вруку. 1;слп хин шет шорой куГ>ик, первый выпадает. Ощущ.пшипс рукоИ поверхности.
Конец 7-ю м. Хватает обеими руками, каждой по кубику. Перекладывает кубики или погремушки из рук в руки. Крутит игрушку между ладоням и.
Конец 8-го м. Сидя за столом. Хватает «пупышку» 8 мм диаметром между вытянутым большим и указательным пальцами. Начинающаяся оппозиция большого и указательного пальцев. Звонит в колокольчик. Первые попытки произвольного выпускания из рук предметов.
Конец 9-го м. Сидя за столом. Касается указательным пальцем деталей своей игрушки (куклы). Пытается схватить чашкупри питье двумя руками. Снимает с головы платок или иной ПОСТОРОННИЙ ЩН'ДМОТ.
Конец 10-го м. Сидя за столом. Протигннаеч игрушку взрослому (но не может параллельно с удерживанием и протягиванием iii.iii vi ш и, ее).
Конец 11-го м. Захватывает «пупышку» согнутым большим и указательным пальцами ('завершенная оппозиция большого и указательного пальцев)
Конец 12-го м. При хватании кубика рука открывается в зависимости от величины объекта. Хватаетодной рукой два кубика. Может взять одновременно двумя руками три кубика. Протягиваетигрушку взрослому и выпускает ее.

1 Из книги: Miinchner Funktionelle Entwicklungsdiagnostik (Erstes Lebensjahr)//Forschritte Sozialpadiatrie. Band 4. Herausgegeben von Theodor Hellbrugge, Miinchen Lubeck, 1994. P. 55-59.


 

 

Но во рож- ленный Отрицательно реагирует на внешние световые или шу­мовые стимулы. Моошит лоб. кпичит.
Конец 1-го м. Воспринимается источник снега или перемещаемое кольцо, которые удерживаются пнаправлении его взгляда и глаза могут следить за предметом при отведе­нии его в сторону до 45 град.
Конец 2-го м.: на спине Взгляд фиксирует источник света или кольцо и следит за ними при отведении в сторону до 90 град. Угол обзора -180 град. Тоже и вертикальном направлении. Прислу­шивается к колокольчику.
Конец 3-го м.: на спине Следит взглядом за кольцом, которое вы двигаете но кругу. Ищет глазами место возникновения звука (КОЛОКОЛЬЧИК/)).
Конец4-го м. Занимается игрушкой, которая висит передним на дос­тупном расстоянии (кольцо на шнуре) Трогает ее и при­водит в движении. Рассматривает игрушку в руке, ищет источник звука, поворачивая голову.
Конец 5-го м. Засовывает игрушку в рот и перекладывает из руки в руку. Лепечет или прекращает плакать, когда слышит мушку.
Конец 6-го м. Локализует звук (сидя) с уверенностью поворачивая головуили взгляд (звук колокольчика вне поля зрения)
Конец 7-го м. Конец H-io м. Сиди у стола Вьет кубиком по столу. Засовывает ei о в рог, поворачи­вает его рукой и рассматривает его. Смогрит, как падает |нпу|пк1|,
(лушаетбеседу (присных. Обиодш кубиком и руке во­круг другого кубики на поле. I'ohikm и снова поднимает кубик.
Конец 9-го м. Сидя за столом Ьъет двумя кубиками друг о друга. Вытаскивает кубик из открытого пластикового пакета и снова туда засовы­вает не выпуская.
Конец 10-го м. Сидя за столом Подталкивает кубик к краю стола и репетирует сбрасы­вание кубика. Поднимает пластиковые коробки, если это показал взрослый. Качает кольцо на шнуре.
Конец 1 1-го м. Сидя за столом. Находит игрушкупод чашкой или в закрытой пластмас­совой кубе. Пытается вынуть игрушку из куба. Наме­ренно и многократно сбрасывает игрушкусо стола. Подтягивает машину за шнурок к себе (начинающее использование инструмента)
Конец 1 2-го м. Сидя за столом Засовывает шарик («пупышку») в бутылку и пытается его сбросить. Пьпасгси поставить лва кубика /ipyi на друга. Кладет кубик в план массовую коробку и снова ею вынимает. Интерес vrioi машинами.

5 Зак. 195


130 Аверин В. А. Психология детей и подростков__________

Приложение 3

Развитие речи (говорения и понимания)

Развитие говорения


Глава 2. Психическое развитие младенца

Развитие понимания



 


Новорожденный Крик при неприятных ощущениях
Конец 1-го м. Крик перед приемом пищи. Иногда слабые гортанные звуки типа (ах), (эх), (ух).
Конец 2-го м. Более интенсивное образован не спонтанных звуков. Более частое появление звуков, не являющихся криком (появление гуления)
Конец 3-го м. Самостоятельно может издавать три различных звука. Дифференцировка различных видов крика (голод, боль).
Конец 4-го м. «Воркует», «щебечет», даже когда к нему не обраща­ются. Радость при спонтанном образовании звука с его повторением. Частый смех при обращении к ре­бенку.
Конец 5-го м. Лепечет, когда один, с четкой дифференциацией сло­гов. «Воркует» и вскрикивает от радости (веселый кпик).
Конец6-го м. «Воркует, пгкрпкмпмстот радости, лепечет. Издает 'щуки, ммрижшощне напряжение при определенных ДШ ЦЧ'П НИХ.
Конец 7-го м. Лспечсгслоги: «ля», «на», «ш», «ба», «ка». «Пост». Обращает;) себя нниманиес помощью различных зо а утих слогов.
Конец8-го м. Четкое удвоение слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та». Тем самым копирует произнесенное.
Конец 9-го м. Лепечет8 различных слогов, иногда располагая их цепочкой, в основном используя кончик языка.
Конец 10-го м. Лепет-монолог. Говорит «мама» и «папа» без уверен­ной дифференциации. Подражаетзвукам, если взрос­лые к этому побуждают.
Конец 11-го м. Слоги, которые ребенок лепечет, как короткие пред­ложения. Качает головой i\;\ «пет». Говорит первое OCMhkUU'HI IOC СЛОКО,
Конец 12-10 м. Монологи и) слогов. Произносит но меньшей мерс 2, чаще 5-10 осмысленных слов, на детском языке. Реа­гирует своим голосом на музыку.

 

Новорожденный  
Конец 1-гом. Пониманиеречи нредшесшует на недели началу гово­рения. Понимание мимики и жесюи см. и табл. «Социальное разните».
Конец 2-го м.  
Копен 3-го м.  
Конец 4-го м. .............
Копец5-гом.  
Конец 6-го м.  
Конец 7-го м. Находясь на руках |х>длого челомека, поп оянно уха­живающего за ним. ищет пинами предметы, или лю­дей, которые были до этого трижды названы (кукушка, папай т.д). -Трудно протестировать -
Конец 8-го м. Поворачивая голову, ищет определенные, уже извест­ные ему, предметы или людей.
Конец 9-го м. После предварительного обучения цокает языком. Слушает часы, секундомер, приложенные к уху.
Конец 10-гом. Реагирует на свое имя и на просьбу: «дай мне». Под­ражает взрослому, махая ему ручкой при прощании.
Конец 11-гом. Понимает запреты «нет нет».
Конец 12-гом. И ошет на просьбу «Припаи мяч» или «куклу» или другой нзнссшыМ предмет пшег, находит и приносит его.

132 Аверин В. А. Психология детей и подростков

Приложение 4 Социальное развитие ребенка
Новорожденный Контакт с кожей: успокаивается с помощью поглажи­вания или кормления грудью.
Конец 1-го м. Заметив лицо человека на мгновение задерживает взгляд и не двигается. Успокаивается, когда его берут на руки и когда слышит голос.
Конец 2-го м. При обращении матери реагируетфиксацией взгляда, легкой улыбкой и оживленными движениями (комп­лекс оживления).
Конец 3-го м. Следит глазами за двигающимися лицами. «Социаль­ная улыбка», т.е. и чужое подвижное лицо вызывает радостную улыбку.
Конец4-го м. Громко смеется, когда взрослые его поддразнивают. Дружелюбно расположен к чужим людям. Сопротив­ляется, если унего с улыбкой отбирают игрушку. Ра­дуется, когда с ним играют.
Конец 5-го м. Различает дружелюбную и строгую мимику и мелоди­ку речи. Появляется стремление к ус зановленню коп-laKia. IIpoKpaiiian плакать, когда с ним заговарива­ют. ||о||0Г>||ЧН|11Н'101 К II'M, МОПОС'1 И ГОВОРИТ.
Конец 6-го м. 11о ришому luMici i'cIiii но отношению к знакомым и незнакомым. Норку», нмнипо iniiei коп гак га. Протя­гивает ручки, чтобы ею изяли на руки.
Конец 7-го м. Понимает игру «баюшки» (прижимает лицо к щеке любимого взрослою). Понимает игру впрятки с плат­ком.
Конец 8-го м. Явно «чурается» чужих людей. Начинаег подражать любимым взрослым (пение, Наблюдаез, как пишет взрослый. Смотрит на отражение в зеркале не реаги­руя на него.
Конец9-го м. Понимает, когда прячутся за мебелью. Сердится, ко­гда у него отнимают игрушки. Смеется при появлении любимoi'o взрослого.
Конец 10-го м. Начннастиоппма п. похвалу. Нов горя ст действия, за которые его похвалили и над которыми смеялись.
Конец 1 1-го м. Пока взрослый смотрит, прерывает на мгновение дей­ствие, за которое сто ругают. Активно помогает руч­ками при питье из чашки. Самостоятельно ест сухарь.
Конец 12-го м. Попимаетигрув салки («ловитки»). Восхищается от­ражением в зеркале. Улыбается и играет с ним. После обучения самостоятельно пьет из чашки. Первые по­пытки самостоятельно есть ложкой.

ГЛАВА 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: