Учет земель. Регулирование рационального землепользования.




Реализация государственной политики в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земельных ресурсов проводится на основе информации, которую содержит государственный земельный кадастрсвод систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Эта информация позволяет реализовать земельное законодательство, обеспечить регулирование земельных отношений и управление земельными ресурсами. Данные государственного земельного кадастра используются при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определении стоимости и размеров платежей за землю.

Государственный земельный кадастр содержит данные:

- о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель;

- составе, структуре и состоянии земельного фонда страны в разрезе административно-территориальных единиц;

- местоположении, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, установленном режиме использования и другие необходимые сведения.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографических и картографических работ, почвенных и других обследований и изысканий, учетом и оценкой земель. По состоянию на 2016 год в Беларуси проведены пять туров оценки качества почв землевладений колхозов и госхозов, которые проходили примерно один раз в 10 лет.

Впервые в условиях становления рыночных отношений в Беларуси проведена экономическая оценка различных категорий земель нормативным методом с использованием стоимостных величин земельной ренты. Экспериментальный расчет стоимости земли как составной части национального богатства страны осуществлен сотрудниками НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. Общая (укрупненная) стоимостная оценка земли составила 84 131,47 млрд. р. (в ценах и по состоянию на начало 1994 г.).

В условиях перехода к рынку возникла необходимость проведения всеобъемлющей оценки земель. Методика кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения с 1995 г. строится на основе учета следующих показателей:

- продуктивности земель в денежном выражении при сопоставимом среднем уровне ведения хозяйства;

- рентного дохода как разности между продуктивностью земли в денежном выражении и необходимыми издержками производства (включая затраты на реализацию продукции);

- цены земли, обусловленной размером ежегодно получаемого дохода с учетом его капитализации.

Земельным законодательством Республики Беларусь установлено, что землевладение и землепользование является платным. Для определения размеров земельного налога также применяются показатели кадастровой оценки земель. Закон Республики Беларусь "О платежах за землю" (1991)устанавливает ставки земельного налога и предельные ставки арендной платы, регулирует экономическими методами рациональное использование земель, формирует средства на землеустройство, на мероприятия по повышению качества земель и их охрану.

Все крупное землевладение (земли колхозов, госхозов, фермеров и других землепользователей) находится в собственности государства; это около 85 % сельскохозяйственных угодий. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для следующих целей:

- ведения личного подсобного хозяйства (до 1 га);

- строительства и обслуживания жилого дома (в городах - от 0,05 до 0,15 га; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 га);

- ведения коллективного садоводства и дачного строительства (до 0,15 га на одного члена кооператива).

Кроме того, земля может быть в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг. На сегодняшний день уже пересмотрена цена и земельный налог для владельцев садовых товариществ и дачных поселков – она будет гораздо выше, т.к. внесен в оплату такой параметр как удаленность от города. При оценке земельного участка учитывается его местоположение по отношению к населенным пунктам; коэффициенты дифференцированы по расстоянию (до 10 км, 11–20 км, 21–30 км); административному и социально-экономическому статусу (г. Минск, областные центры города с населением свыше 50 тыс. человек, районные центры).

Земельный налог на землю подразделяется на две группы:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли несельскохозяйственного назначения.

Плата за землю первой группы определяется по формуле - З = n·S, где, n – нормативная ставка земельного налога; S – площадь с/х угодий.

Плата за землю второй группы определяется по формуле - З= n·S·k1·k2, где n – нормативная ставка земельного налога, S ·– площадь, k1 – коэффициент повышения ставки налога, учитывающий улучшение социально-культурного потенциала за год, k2 – коэффициент повышения ставки налога, учитывающий исторический и экономический статус района.

Кроме земельного налога используются еще две формы платы за землю: арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду.

Нормативная цена рассчитывается с учетом природно-климатических условий видов земель, местоположения и т. п.

Льготная цена. В настоящее время по льготной цене приобретают земельные участки наследники и граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В природоохранных целях собственники земельных участков обязаны осуществлять:

- восстановление и повышение плодородия почв;

- защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения отходами производства, других процессов разрушения;

- защиту сельскохозяйственных земель от зарастания кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель;

- рекультивацию нарушенных земель и другие мероприятия по охране и рациональному использованию земель.

Поэтому в Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды включены следующие приоритетные направления деятельности в области охраны и использования земель и почв:

- создание системы стимулирующих экономических механизмов по эффективному использованию и охране земель;

- обеспечение комплексного подхода к планированию использования земель;

- продолжение мероприятий по оптимизации землепользования;

- получение достоверной объективной информации о состоянии земель, почв республики для принятия своевременных и оперативных управленческих решений;

- разработка и реализация действий по борьбе с деградацией земель;

- получение информации о загрязнении почв в населенных пунктах.

Интересы гармоничного развития экономики страны требуют отвода под промышленное, транспортное, жилищное строительство все новых и новых земель. Задача в том, чтобы изъятие земель сводилось к минимуму и по возможности осуществлялось вовлечение ранее не использовавшихся территорий.

На перспективный период прогнозируется некоторое возрастание площади лесных земель, а также посадки леса на песчаных и прочих не используемых в сельском хозяйстве землях. Сохранится также тенденция увеличения земель, находящихся под водой, в основном за счет рекультивации торфяников, на которых после выработки торфа создаются водохранилища. На первое место выдвигается проблема сохранения и повышения продуктивности земель, работы по повышению технического уровня мелиоративных систем в Брестской, Гомельской и Минской областях.

В Республике Беларусь разработана Государственная программа охраны и рационального использования земель. На первое место выдвигается проблема повышения плодородия почв, главным образом за счет рационального применения удобрений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: