Указом Президента РФ, от 13 мая 2000 г. № 849[1] «в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений» институт полпредов президента в регионах преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Утверждено новое Положение.
Статус полпреда в федеральном округе определен как федерального государственного служащего в составе Администрации Президента. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности президентом по представлению Руководителя Администрации, подчиняется непосредственно президенту и подотчетен ему, назначается на срок, определяемый президентом, но не превышающий срока исполнения президентом своих полномочий. Основными задачами полномочного представителя являются:
— организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
— организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
— обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
— представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.
Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
— обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
— анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также положение дел с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;
— организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
— разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;
— согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;
— организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
— согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа;
— принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
— организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа.
Итак, Президент РФ В. В. Путин выбрал институт своих полномочных представителей в федеральных округах в качестве важнейшего звена в механизме согласования федеральных и региональных интересов, главного инструмента реформирования политических отношений «федеральный центр — регионы».
Этот институт, с одной стороны, обеспечивает реализацию федеральных интересов в регионах, с другой стороны, выявляет и структурирует региональные интересы, создавая обратную связь для управленческого воздействия федерального центра.
Производность политико-правового статуса полномочных представителей от конституционного статуса Президента РФ обусловливает отсутствие у них властных распорядительных полномочий по отношению к иным органам государственной власти, использованию полномочными представителями в том числе неформальных процедур согласования федеральных и региональных интересов.
Содержание и эффективность деятельности полномочных представителей находятся в прямой зависимости от баланса интересов в системе федеративных отношений. На современном этапе, характеризующимся преобладанием тенденций централизации, институт полномочных представителей Президента активно участвует в реализации политических решений, направленных на изменение баланса интересов в пользу федерального центра.
[1] СЗ РФ. 2000. №20. Ст. 2112.