Переключение - сознательное перемещение внимания на новый объект.




Основные свойства внимания

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени:

сосредоточенность (концентрация) - выделение сознанием объекта и направление на него внимания;

устойчивость - большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии;объем внимания - количество объектов воспринимаемых одновременно;

распределение - умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий;

переключение - сознательное перемещение внимания на новый объект.

 

24. Стратегии обучения одаренных детей. а) Ускорение обучения
Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров, как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания, того, чему учат. Многолетние исследования, проведенные рядом психологов, показали, что ускорение способствует развитию интеллекта и обычно не наносит вреда в сфере общения. Судя по всему, при правильно проводимом ускорении отрицательные последствия редки. Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам. Существует несколько организационных форм ускорения: ранее поступление в школу; ускорение в обычном классе; занятия в другом классе; «перепрыгивание» через класс; профильные классы; радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе); частные школы; раннее поступление в высшее учебное заведение.
б) Обогащение обучения

Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов. В некоторых случаях обогащение дифференцируют на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.

25. Способности как характеристика индивидуальных свойств личности. Виды способностей, их характеристика.

Способности - свойство личности, индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности без избыточных усилий.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

Интересы - стремление к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях.

Деятельность.

Склонность — стремление выполнять соответствующую деятельность.

Волевые черты характера.

Виды способностей

Общие способности ( Способности обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности) - умственная активность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенное внимание, критичность, систематичность.

Специальные способности ( Способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности) - математические (способность к логическому мышлению, Математическая память), конструктивно-технические (точность и живость пространственных представлений, техническое мышление), музыкальные (ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство), литературные (творческое воображение, эмоциональность, образность и выразительность языка), художественно-изобразительным (способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение).

26. Понятие о социальной дезадаптации, девиантном поведении. Понятия, причины. Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. Причины

отсутствие навыков общения;
— неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
— высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднегруппового);
— эмоциональная неуравновешенность;
— установки, препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявить свое превосходство. Это превращает общение в своего рода соревнование;
— тревожность и боязнь общения;
— замкнутость.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Причины

- Маргинализация ( разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные, снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей)

- Социальные патологии (рост психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения)

- Бродяжничество и попрошайничество ( отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы).

46. Особенности внимания детей младшего школьного возраста. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте при отвлечении от всего остального. Функции внимания 1Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные.2Способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент.3Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности.4Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.5Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач. виды внимания Непроизвольное внимание возникает спонтанно. Человек реагирует неосознанно на предмет, который его заинтересовал, удивил и без усилия воли приковывает свое внимание продолжительное времени. основные факторы:1. Сила и неожиданность раздражителя 2. Новизна, необычность, контрастность раздражителя.3. Подвижность объекта, начало или, прекращение действия раздражителя.4. Состояние человека, его настроение, переживания, потребности, интересы Произвольное внимание. Для удерживания концентрации на определенной информации требуются волевые усилия. Человек сосредотачивается не на том, что ему интересно, а на том, что он должен сделать. Основные факторы:1.Осознание долга и обязанности в вы-полнении данной деятельности. 2.Создание благо-приятных условий для деятельности.3.Отчетливое пони-мание конкретной задачи выполняе-мой деятельности. Послепроизвольное внимание возникает, когда в процессе обучения, какого-то занятия возникает вдохновение, увлеченность процессом, снимается волевое напряжение (человек уже не заставляет себя делать, ему нравится занятие, он заинтересован свойства внимания 1Объем (сколько объектов может удерживать человек в сознании за короткий промежуток времени);2Устойчивость (способность сохранять сосредоточенность в действии, не отвлекаясь на внешние раздражители);3Переключение (сознательный переход от одного объекта к другому);4Распределение (умение выполнять несколько дел, заданий, видов деятельности одновременно)5Концентрация (степень сконцентрированости сознания на объекте) Как и дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает непроизвольное внимание, ребенок реагирует на новое, яркое. Произвольное внимание развивается параллельно с мотивами учения (желание получить хорошую оценку, одобрение, поощрение, т.д.) Происходит интенсивное изменение свойств внимания: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, совершенствуются навыки переключения и распределения. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

47 Особенности воображения детей младшего школьного возраста. Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никгда не воспринимались человеком раньше. виды воображения Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.Пассивное воображение – воображение которое создается само собой, без постановки цели, без усилия Воссоздающее воображение – представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом…Творческое воображение - воображение направленное на создание новых оригинальных, впервые создаваемых имеющих общественное значение образов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: