Дисциплины «Экономика»
Тема 6. «НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ»
Подготовьте ответы на следующие теоретические вопросы:
1. Понятие национальной экономики. Раскройте содержание эффективности национальной экономики. Что такое экономическая эффективность по Парето?
2. Экономический рост: понятие, виды, факторы. Основные подходы к определению факторов экономического роста.
3. Система национальных счетов: понятие, структура, основные классификации, показатели.
4. Основные макроэкономические показатели (СОП, ВВП, ВНП, ЧНП, НД, ЛД, РД,): определение и структура. Понятие повторного счета.
5. ВВП: понятие, расчет по доходам и по расходам, реальный и номинальный ВВП
Выполните следующие практические задания (с пояснениями):
Решите задачу.
Даны показатели экономики:
Чистые внутренние частные инвестиции 32 Стоимость потребленного капитала 7
Индивидуальные налоги 39 Дивиденды 15
Трансфертные выплаты 19 Государственные расходы на товары и услуги 51
Косвенные налоги на бизнес 8 Нераспределенная прибыль корпораций 10
Налоги на доходы корпораций 11 Взносы на социальное страхование 4
Расходы на личное потребление 217 Экспорт 15
Импорт 17
Исходя из этих данных, подсчитайте: а) прибыль корпораций; б) чистый экспорт; в) ВВП;
г) ЧНП; д) НД; е) ЛД; ж) РД; з) валовые внутренние частные инвестиции
2). Найдите верный вариант ответа.
Если объем номинального ВВП и уровень цен повысились, то:
А) реальный ВВП не изменился;
б) реальный ВВП увеличился, но в меньшей степени, чем цены;
в) реальный ВВП сократился;
г) эта информация не позволяет определить динамику реального ВВП.
Решите задачу.
Номинальный ВВП уменьшился с 600 млрд. руб. до 550 млрд. руб., а дефлятор ВВП – со 150% до 110%. При таких условиях величина реального ВВП:
а) не изменится; б) увеличится; в) уменьшится; г) не может быть рассчитана на основе этих данных
Решите задачу.
Предположим, национальное производство включает два товара: А и Б. А – потребительский товар, Б – инвестиционный товар. В текущем году было произведено 200 ед. товара А по цене 2 долл. за единицу и 10 единиц товара Б по цене 4 долл. за единицу. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.
Рассчитайте: ВВП, ЧНП, объем потребления(С), объем валовых инвестиций (Iвал.), объем чистых инвестиций (Iчист.).
Тема 7. «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ»
Подготовьте ответ на следующие теоретические вопросы:
1.Какие существуют модели макроэкономического равновесия. Опишите их.
2.Что такое совокупный спрос? Какие факторы (ценовые и неценовые) влияют на совокупный спрос? По каким параметрам отличаются совокупный спрос и индивидуальный спрос? График совокупного спроса.
3. Что такое совокупное предложение? Какие факторы (ценовые и неценовые) влияют на совокупное предложение? По каким параметрам отличаются совокупное предложение и индивидуальное предложение? График совокупного предложения.
5. В чем состоит проблема макроэкономического равновесия в модели AD-AS.
6. Охарактеризуйте кейнсианский и классический подходы к модели макроэкономического равновесия «потребление, сбережения, инвестиции». Чем они принципиально отличаются?
7. Раскройте содержание эффекта мультипликатора автономных расходов.
8. Дайте понятия «безработица» и «уровень безработицы». Раскройте содержание понятия «естественный уровень безработицы». Закон Оукена.
9. Что такое циклическое развитие экономики и почему оно существует в рыночной экономике? Какие существуют виды циклов?
10. Охарактеризуйте среднесрочный цикли раскройте его особенности.
11. Охарактеризуйте долгосрочный цикл (большие циклы конъюнктуры, длинные волны Кондратьева).
Выполните следующие практические задания (с пояснениями):
1. Оцените верность утверждений и обоснуйте Ваш ответ:
а) увеличение чистого экспорта, вызванное ростом обменного курса национальной валюты, увеличивает объем совокупного спроса,
в) увеличение количества денег в обращении приводит к движению вдоль кривой совокупного спроса,
г) эффект дохода и эффект замещения не могут объяснить обратную зависимость спроса от цены на макроэкономическом уровне,
д) рост потребительских расходов не оказывает влияния на совокупное предложение,
е) если государство ужесточит требования к охране окружающей среды, это вызовет сдвиг кривой совокупного спроса влево,
ж) кривые совокупного спроса и совокупного предложения смещаются под воздействием ценовых факторов.
З) сокращение государственных расходов на оборону сдвинет кривую совокупного спроса влево.
Заполните таблицу и постройте график потребления.
Функция потребления задана формулой: С=80+0,5Y.
Доход | Потребление | Сбережение |
Решите задачу.
ВВП страны составляет 200 млрд. долл. Предельная склонность к потреблению – 0,75. Если правительство страны поставило задачу достичь ВВП на уровне 400 млрд. долл., то каковы должны быть инвестиции?
4. Найдите верный вариант ответа.
Одной из причин существования естественного уровня безработицы является:
А) Сокращение доли молодёжи в составе рабочей силы
Б) Отсутствие структурных изменений в экономике
В) Развитая инфраструктура рынка труда
Г) Устойчивость заработной платы
Решите задачу.
а) Имеется следующая информация: численность занятых 85 млн. чел., численность безработных – 15 млн. Рассчитайте уровень безработицы.
б) Месяц спустя из 85 млн. чел., имевших работу, были уволены 0,5 млн. чел.; 1 млн. чел. из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите, каковы теперь: численность занятых, количество безработных и уровень безработицы.
Решите задачу.
Номинальный ВВП = 750 млрд. долл., естественный уровень безработицы = 5%, фактический = 9%. Какой объем продукции в денежном выражении недопроизведен в стране? (Коэффициент Оукена = 2,5).
7. К каким фазам классического экономического цикла (спад, депрессия, оживление, подъём) относятся следующие экономические явления:
а) стремительное падение цен относится к фазе …
б) незначительное повышение уровня производства относится к фазе …
в) перепроизводство товаров относится к фазе …
г) приостановление падения цен, стабилизация товарных запасов относится к фазе …
д) повышение цен и сокращение безработицы относится к фазе …
8. К каким формам безработицы (фрикционная, циклическая, структурная) относятся следующие ее проявления:
а) увольнение с работы в связи с уходом за детьми,
б) увольнение в период кризиса перепроизводства,
в) увольнение в связи с началом учебы,
г) увольнение шахтеров в связи с развитием использования альтернативных источников энергии.