Школа вожатского мастерства
Лекция №6
План лекции:
· Возрастные особенности работы с детьми среднего возраста (младшие подростки, 10-12 лет);
· Специфика интересов детей подросткового возраста;
· Методические рекомендации при работе с детьми 10-12 лет.
Возрастные особенности работы с детьми среднего возраста
(младшие подростки, 10-12 лет)
Девочки не только в физическом росте, но и в функциональном развитии опережают мальчиков (у девочек раньше начинается процесс полового созревания). Чаще проявляется головная боль, учащается сердцебиение. Активно развивается нервная система, поэтому подростки отличаются повышенной возбудимостью.
Физический рост и развитие:
· физические навыки, ловкость и сила оказывают огромное влияние на статус среди сверстников и на собственное мнение о себе;
· у девочек очень резкий скачок в росте, они выше, тяжелее, часто сильнее мальчиков, у девочек начинают развиваться вторичные половые признаки;
· у мальчиков период замедления роста;
· непропорциональное развитие тела вызывает ощущение неловкости, неуклюжести.
Характерные особенности:
· начинается формирование независимого критического мышления;
· колебания настроения;
· сильные чувства симпатии и антипатии;
· чувствительны к обидам, критике, подвержены ревности;
· время от времени непродолжительные взрывы гнева, агрессии;
· снимают напряжение с помощью физической активности.
Возраст перемен, противоречий, контрастов. Дети уже не маленькие, но им еще очень далеко до того, чтобы стать взрослыми. Они энергичны, быстры в действиях, стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности, любят коллективные игры. В контакт вступают легко, но склонны к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми, любят поспорить, неуступчивы, шумны, бурно проявляют эмоции.
Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот, как отрочество, поэтому далеко не все взрослые могут находить с подростками общий язык или хотя бы элементарное взаимопонимание. А многие вожатые любят работать с подростками.
Разобраться в это время в интересах ребят бывает крайне непросто. Как свидетельствует анализ психологической литературы, возраст 10-ти и особенно 11-12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности, любознательности детей. Но при этом приходится обращать внимание на определенную поверхность, разбросанность, бессистемность, хаотичность проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие связи подростковых интересов со школьной программой.
Специфика интересов в возрастном интервале 10-12 лет проявляется в том, что подростки в значительной степени ориентированы на удовлетворение потребности в общении со сверстниками. Повод для общения, его содержание определяют общие интересы. Обычно подросток интересуется тем же, чем и его друзья. Для подростка характерна так называемая «мода на интересы».
Оценки и ценности, мнение группы становятся для подростка более значимыми, чем оценки и мнения взрослых. В ситуации конфликта между требованиями взрослого и мнением подростковой группы подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди ровесников.
Высокая значимость своей возрастной группы заставляет подростка вести себя так, как ожидают этого сверстники. Но в то же время, не желая огорчать взрослых или боясь наказания, стремясь избежать конфликтов, подросток вынужденно начинает обманывать старших. Этот частный эффект вызван тем, что пока для него внутренне усвоенной, принятой системой жизненных установок и ценностей является именно молодежная культура (в широком понимании этого слова). Комплекс норм, правил, ролевых моделей поведения, признанный и используемый старшими поколениями общества в своей повседневной жизни, подростками игнорируется как неактуальный.
Для детей этого возраста характерна повышенная чувствительность и ранимость к тому, как к ним относятся окружающие, особенно значимые сверстники. Нежелательные отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией зачастую ведут к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные и/или наркотические вещества, может совершить кражу или иные асоциальные поступки, хулиганские действия. Исходным мотивом принятия алкоголя и токсичных веществ бывает желание детей испытывать новые ощущения и/или узнать, испытать или продемонстрировать сверстникам возможность своего организма. Нередко это является следствием подражания миру взрослых, героям кино или книг.
С вожатыми подростки предпочитают на равных, они не любят, когда их слишком опекают и разговаривают снисходительным тоном.
Для младших подростков характерна неустойчивость переживаний и намерений, поэтому их интересы постоянно меняются. Болезненно реагируют на поражения, неудача вызывает резкую потерю интереса к делу. Не умеют достаточно глубоко анализировать свои поступки, неудачи и удачи. Поручения выполняют легко и охотно, но им небезразлична та роль, которая им выпадает.
Наблюдается антагонизм между мальчиками и девочками: дразнят друг друга, ругаются, дерутся.