План
1. Понятие бытия
2. Бытие как проблема
3. Концепции бытия
4. Философское понимание материи
5. Движение
6. Пространство и время как атрибуты материи
1. Понятие бытия Бытие – фундаментальная категория философии, вокруг которой она выстраивает свои системы.
Раздел философии, изучающий бытие, называется онтологией (иногда, в более узком смысле – метафизикой).
Онтология отвечает на вопросы типа «Что существует?» и «Что значит существовать?» и работает с категориями бытия, материального, идеального, структуры, свойств, пространства, времени, движения и т.п.
Т.к. категория бытия является предельно общим, универсальным понятием, это влечет за собой сложность ее определения. Классические явные определения строятся в два приема: сначала определяемое подводится под более широкое родовое понятие, а потом указываются видовые отличия собственно определяемого. Сложность с бытием состоит в отсутствии родового понятия, ибо оно охватывает любые виды, уровни и формы существования, само же не является разновидностью чего-то другого.
В таких случаях возможны два пути:
1) принятие понятия бытия как интуитивно очевидного;
2) определение бытия через противоречащее ему понятие небытия.
Для раскрытия содержания понятия «бытие» используется ряд понятий, позволяющих выделить и зафиксировать некоторые смысловые нюансы того, что есть бытие. К таковым в первую очередь относятся: сущее, сущность и существование. Значение этих понятий меняется от мыслителя к мыслителю и от эпохи к эпохе, и для начала мы определим их наиболее простым и типичным способом:
сущее – то, что есть; совокупность многообразных проявлений бытия (в истории философии встречается его понимание как некоего онтологического абсолюта (высшего бытия) или же, наоборот, как отдельные вещи);
сущность – внутреннее содержание предмета, его качественная определенность;
существование – внешнее бытие вещи.
Бытие как проблема
Проблема бытия имеет долгую историю развития. Рассмотрим, как ее интерпретировали четыре мыслителя античности, которые стояли у истоков ее становления, – Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель.
Парменид, представитель элейской школы, первым делает бытие предметом целенаправленного изучения. Он определил его как однородное, неделимое, вечное и неизменное единство, совпадающее с мыслью. Бытие есть, небытия нет, ибо последнее непостижимо, немыслимо. Существует же только то, что может быть помыслено.
Таким образом, бытие было противопоставлено небытию и миру чувственно воспринимаемых вещей тремя тезисами:
1) бытие едино и неделимо (в отличие от чувственно воспринимаемого мира);
2) бытие есть, небытия нет;
3) бытие познаваемо, небытие непознаваемо.
Предметом философского рассмотрения становится бытие как истинное и познаваемое, противопоставляемое чувственно воспринимаемой реальности, понимаемой как иллюзия, которая не может быть предметом познания.
Соглашаясь с первым и третьим тезисами, многие философы не принимали второй, ибо понятие небытия (пустоты) было необходимо для объяснения движения, изменения, становления и разрушения.
Продолжил тему бытия Демокрит. Пытаясь обосновать чувственно воспринимаемое разнообразие, он вводит понятие атома – мельчайшей неделимой частицы бытия: множество атомов (бытие) движется в пустоте (небытии), соединяясь между собой и тем самым образуя видимое многообразие. Идея неизменности и неделимости основы бытия сохраняется. Также остается в силе тезис о познаваемости бытия и непознаваемости небытия. Однако небытие получает онтологический статус – оно существует.
Платон определил вечное и неизменное бытие как мир эйдосов – умопостигаемых нематериальных идей, неподвижных и совершенных. Бытию противостоит становление – мир чувственно воспринимаемых непостоянных, изменяющихся вещей (неистинное бытие), получающихся в результате соединения истинного бытия (эйдосов) и небытия (материи, лишенной каких-либо качеств и/или структуры).
Аристотель сохранил идею вечного и неизменного бытия, но, в отличие от Платона, не отделял его от чувственно воспринимаемого мира, а пытался выявить непосредственно в нем, для чего ввел понятие субстанции – единства формы и материи, не существующих друг без друга. Форма – организующий принцип, материя – возможность, потенциальное бытие. Аристотель разработал учение о четырех типах бытия, в котором рассматривал последнее как истину, как акциденцию (случайность), как потенцию и акт, и как категорию.
Проблема бытия имеет длительную историю. Так, например, в Средневековье она трансформировалась в анализ соотношения бытия и божественного Абсолюта. В XVII веке представлена разработкой понятия субстанции. XIX век характеризуется потерей интереса к бытию как таковому, онтология в это время уступила место сциентизму с его методологической проблематикой и иррационализму, отрицавшему возможность рациональной реконструкции бытия. В ХХ веке онтология получает новый импульс в развитии, причем в самых разных философских направлениях.
Возвращаясь к древним грекам, надо отметить, что Платон и Аристотель создали две традиции в понимании бытия, которые будут бороться между собой или пытаться объединиться на протяжении всей истории философии. Спор будет идти о том, является ли бытие
множеством или единством,
способностью к изменению или постоянством,
случайностью или законом,
необходимостью или возможностью,
имманентной сущностью единичных вещей или трансцендентным началом…
Концепции бытия
Осмысливая многообразие мира, мы оказываемся перед проблемой: можно ли утверждать, что существует единая мировая субстанция, присутствующая в каждой отдельной вещи, составляющая фундамент бытия.
В случае положительного ответа, мы получаем монистическую концепцию бытия (монизм). Монизм может быть материалистическим, если в качестве основы бытия признается материя, либо идеалистическим, если в качестве таковой признается что-либо нематериальное (сознание, воля, идея).
В истории философии были попытки синтеза материализма и идеализм, которые получили название «дуализм». Дуализм лежит в основе психофизического параллелизма, полагающего, что психические и физические процессы независимы и несводимы друг к другу. Примеры дуалистических систем – философские системы Аристотеля и Декарта.
Еще один тип онтологических концепций – плюралистические. Их суть состоит в предположении, что каждая вещь, или класс вещей, имеют свою собственную субстанцию. Примером такой концепции является монадология Лейбница.
Философское понимание материи
Все многообразие учение о материи можно свести к трем концепциям:
- реистической,
- атрибутивной,
- реляционной.
В целях дальнейшего изложения мы должны ввести три основополагающих понятия: вещь, свойство и отношение.
Вещь – любой фрагмент бытия/реальности, обладающий устойчивой целостностью и качеством (свойствами).
Свойство – способность вещи определенным способом соотноситься с другими вещами. Через свойства вещь отличается от других вещей и вместе с тем чем-то с ними тождественна.
Отношение – опосредованное бытие вещей, их существование через другое. В отношении выражается единство и непрерывность бытия: вещи реализуются друг через друга, образуя цепи зависимостей.
Вещь, свойство и отношение не существуют самостоятельно, отдельно друг от друга. Они представляют собой находящиеся в органическом единстве моменты предметного содержания бытия.
В реистической концепции материя предстает как совокупность вещей. Так, например, первые натурфилософы говорят о существовании некоего первовещества (вещи), из которого все происходит и в которое все превращается. Оно обладает неизменной сущностью, изменяющей форму своего проявления. Древние мыслители предложили разнообразные варианты первовещества – воду, воздух, огонь, апейрон и т.п., – принадлежащие к одному (вещному) типу. Все эти варианты, однако, не позволяли выразить идею всеобщности и сохранения бытия, либо его многообразия в последовательной и непротиворечивой форме. Наиболее удачная версия в досократической философии – это атомистическая теория Демокрита, получившая свое развитие в философии и естествознании Нового времени.
Генетически понятие материи связано с греческим понятием «хюле», которое означало «лес», «дерево» – т.е. то, что является топливом и/или строительным материалом. Теоретическое значение это понятие получило лишь у Аристотеля, который, связывая его с понятием формы («морфе»), объяснил качественную дифференциацию мира на классы предметов. Форма – изменяющийся принцип, который делает вещь тем, чем она является. Материя – основа для всех изменений, включая возникновение и разрушение.
Аристотель различал материю вообще и первичную материю. Материя вообще – это нечто, что содержит в себе возможность превращения в нечто другое (камень – в дом, глина – в горшок, мрамор – в статую).
Первичная материя – абстрактное понятие, лишенное какого-либо определения, ее нельзя дифференцировать. Это потенциальная реальность, которая получает актуальность лишь при соединении с формой.
Средневековье и Возрождение положили начало атрибутивной концепции материи: теперь она интерпретируется как вещество, наделенное определенными свойствами: тяжестью, инерцией, неделимостью, непроницаемостью, массой. Этому немало способствует алхимия с ее лабораторной экспериментальной практикой, направленной на реализацию идеи «трансмутации» металлов.
Постепенно отмирает дуализм материи и формы, как организующего начала. Джордано Бруно в своей работе «О причине, начале и едином» много пишет о материи, определяя ее как единую основу всего, как субстанцию в собственном смысле слова.
Начиная с XVII в. мир вещей превращается в мир пространственно-геометрических свойств.
Поскольку свойства служат средством взаимодействия вещей, то их стаи представлять в виде некоей находящейся между вещами среды, в которую они погружены. Такие свойства, как тепло, свет, электричество, магнетизм, – приобрели статус отдельных материй (теплорода, светорода, электрической или магнитной материи).
Итак, теперь материя – совокупность свойств, присущих всем телам. Каждое свойство имеет свой субстрат, т.е. вещественный носитель. Однако здесь возникает проблема: поскольку материя как субстанция является носителем всех качеств бытия, постольку ее собственная природа не может быть связана ни с одним из этих свойств в отдельности.
Атрибутивная концепция материи ставит перед нами целый ряд вопросов:
- как соотносятся между собой вещи и их свойства?
- тождественно ли изучение свойств изучению самих вещей?
- существуют ли вещи, полностью свободные от свойств?
- чем обеспечиваются качественные преобразования одних вещей в другие?
- как возможно множество вещей с различными наборами свойств?
Реляционная концепция материи формируется на рубеже XIX-XX вв. в связи новыми открытиями в физике: рентгеновские лучи, явление радиоактивности, электрон, теория квантов, СТО… Это была настоящая революция в науке, существенно изменившая представление о материи.
Открытие электрона и радиоактивного излучения, поставило под сомнение классическое положение о том, что существует предел делимости материи (атом), который является непроницаемым. Теория Эйнштейна коренным образом поменяла представления о пространстве и времени.
Материя стала «исчезать». Ее больше нельзя было определять как совокупность механических свойств неизменного атома.
В итоге, материя получает определение через соотношение со своей противоположностью – сознанием (субъективной реальностью), как объективная реальность, существующая независимо от него, но могущая быть скопированной/отображенной в нем.
Это определение не содержит указаний на вещи или их свойства. Оно указывает лишь на способ существования – независимо от субъективной реальности.
Важно понимать, что материя – это абстракция, любой произвольно взятый фрагмент объективной реальности не является материей как таковой. Т.е. материя – это не некая первичная бесструктурная субстанция. Материя – это бесконечное разнообразие предметов, их связей, отношений, движения, пространственно-временных свойств.
Материя всегда определенным образом организована, существует в виде конкретных материальных систем, подсистем и элементов, которые иерархически упорядочены.
Элемент – далее неразложимый компонент системы (понятия системы и элемента относительны: всякая система может рассматриваться как элемент более крупной системы, включающей данную, и наоборот, всякий элемент может рассматриваться как система более мелкий элементов).
Структура – совокупность устойчивых отношений между элементами системы.
Система – комплекс взаимосвязанных элементов.
Движение
Движение – это способ существования материи. Мы будем под ним подразумевать любое изменение.
В качестве неотъемлемого свойства материи движение принимается, начиная с XVII в., при этом довольно долго оно понимается только как механическое (т.е. перемещение тела в пространстве с течением времени), даже биологические организмы и социальные процессы рассматривались через призму законов механики.
Диалектическую пару движению составляет понятие покоя. Однако, если движение носит абсолютный характер (оно вечно и неуничтожимо), то покой – лишь относительный.
Ф. Энгельс, объясняя многообразие мира, выделил пять форм движения материи:
- механическое движение,
- физическое движение (тепловое, электромагнитное и пр.),
- химическое движение (превращение одних веществ в другие),
- биологическое движение (обмен веществ, например),
- социальное движение (реформа образования, культурная революция, выборы главы государства и т.д.).
Все они взаимосвязаны между собой и представляют иерархию: механическая форма – сама простая, социальная – самая сложная. Каждая сложная форма движения включает в себя предшествующие – более простые, но не сводится к ним, т.к. обладает собственной спецификой.