Философское понимание материи




План

1. Понятие бытия

2. Бытие как проблема

3. Концепции бытия

4. Философское понимание материи

5. Движение

6. Пространство и время как атрибуты материи

 

1. Понятие бытия Бытие – фундаментальная категория философии, вокруг которой она выстраивает свои системы.

Раздел философии, изучающий бытие, называется онтологией (иногда, в более узком смысле – метафизикой).

Онтология отвечает на вопросы типа «Что существует?» и «Что значит существовать?» и работает с категориями бытия, материального, идеального, структуры, свойств, пространства, времени, движения и т.п.

Т.к. категория бытия является предельно общим, универсальным понятием, это влечет за собой сложность ее определения. Классические явные определения строятся в два приема: сначала определяемое подводится под более широкое родовое понятие, а потом указываются видовые отличия собственно определяемого. Сложность с бытием состоит в отсутствии родового понятия, ибо оно охватывает любые виды, уровни и формы существования, само же не является разновидностью чего-то другого.

В таких случаях возможны два пути:

1) принятие понятия бытия как интуитивно очевидного;

2) определение бытия через противоречащее ему понятие небытия.

Для раскрытия содержания понятия «бытие» используется ряд понятий, позволяющих выделить и зафиксировать некоторые смысловые нюансы того, что есть бытие. К таковым в первую очередь относятся: сущее, сущность и существование. Значение этих понятий меняется от мыслителя к мыслителю и от эпохи к эпохе, и для начала мы определим их наиболее простым и типичным способом:

сущее – то, что есть; совокупность многообразных проявлений бытия (в истории философии встречается его понимание как некоего онтологического абсолюта (высшего бытия) или же, наоборот, как отдельные вещи);

сущность – внутреннее содержание предмета, его качественная определенность;

существование – внешнее бытие вещи.

 

Бытие как проблема

Проблема бытия имеет долгую историю развития. Рассмотрим, как ее интерпретировали четыре мыслителя античности, которые стояли у истоков ее становления, – Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель.

Парменид, представитель элейской школы, первым делает бытие предметом целенаправленного изучения. Он определил его как однородное, неделимое, вечное и неизменное единство, совпадающее с мыслью. Бытие есть, небытия нет, ибо последнее непостижимо, немыслимо. Существует же только то, что может быть помыслено.

Таким образом, бытие было противопоставлено небытию и миру чувственно воспринимаемых вещей тремя тезисами:

1) бытие едино и неделимо (в отличие от чувственно воспринимаемого мира);

2) бытие есть, небытия нет;

3) бытие познаваемо, небытие непознаваемо.

Предметом философского рассмотрения становится бытие как истинное и познаваемое, противопоставляемое чувственно воспринимаемой реальности, понимаемой как иллюзия, которая не может быть предметом познания.

Соглашаясь с первым и третьим тезисами, многие философы не принимали второй, ибо понятие небытия (пустоты) было необходимо для объяснения движения, изменения, становления и разрушения.

Продолжил тему бытия Демокрит. Пытаясь обосновать чувственно воспринимаемое разнообразие, он вводит понятие атома – мельчайшей неделимой частицы бытия: множество атомов (бытие) движется в пустоте (небытии), соединяясь между собой и тем самым образуя видимое многообразие. Идея неизменности и неделимости основы бытия сохраняется. Также остается в силе тезис о познаваемости бытия и непознаваемости небытия. Однако небытие получает онтологический статус – оно существует.

Платон определил вечное и неизменное бытие как мир эйдосов – умопостигаемых нематериальных идей, неподвижных и совершенных. Бытию противостоит становление – мир чувственно воспринимаемых непостоянных, изменяющихся вещей (неистинное бытие), получающихся в результате соединения истинного бытия (эйдосов) и небытия (материи, лишенной каких-либо качеств и/или структуры).

Аристотель сохранил идею вечного и неизменного бытия, но, в отличие от Платона, не отделял его от чувственно воспринимаемого мира, а пытался выявить непосредственно в нем, для чего ввел понятие субстанции – единства формы и материи, не существующих друг без друга. Форма – организующий принцип, материя – возможность, потенциальное бытие. Аристотель разработал учение о четырех типах бытия, в котором рассматривал последнее как истину, как акциденцию (случайность), как потенцию и акт, и как категорию.

Проблема бытия имеет длительную историю. Так, например, в Средневековье она трансформировалась в анализ соотношения бытия и божественного Абсолюта. В XVII веке представлена разработкой понятия субстанции. XIX век характеризуется потерей интереса к бытию как таковому, онтология в это время уступила место сциентизму с его методологической проблематикой и иррационализму, отрицавшему возможность рациональной реконструкции бытия. В ХХ веке онтология получает новый импульс в развитии, причем в самых разных философских направлениях.

Возвращаясь к древним грекам, надо отметить, что Платон и Аристотель создали две традиции в понимании бытия, которые будут бороться между собой или пытаться объединиться на протяжении всей истории философии. Спор будет идти о том, является ли бытие

множеством или единством,

способностью к изменению или постоянством,

случайностью или законом,

необходимостью или возможностью,

имманентной сущностью единичных вещей или трансцендентным началом…

Концепции бытия

Осмысливая многообразие мира, мы оказываемся перед проблемой: можно ли утверждать, что существует единая мировая субстанция, присутствующая в каждой отдельной вещи, составляющая фундамент бытия.

В случае положительного ответа, мы получаем монистическую концепцию бытия (монизм). Монизм может быть материалистическим, если в качестве основы бытия признается материя, либо идеалистическим, если в качестве таковой признается что-либо нематериальное (сознание, воля, идея).

В истории философии были попытки синтеза материализма и идеализм, которые получили название «дуализм». Дуализм лежит в основе психофизического параллелизма, полагающего, что психические и физические процессы независимы и несводимы друг к другу. Примеры дуалистических систем – философские системы Аристотеля и Декарта.

Еще один тип онтологических концепций – плюралистические. Их суть состоит в предположении, что каждая вещь, или класс вещей, имеют свою собственную субстанцию. Примером такой концепции является монадология Лейбница.

Философское понимание материи

Все многообразие учение о материи можно свести к трем концепциям:

- реистической,

- атрибутивной,

- реляционной.

В целях дальнейшего изложения мы должны ввести три основополагающих понятия: вещь, свойство и отношение.

Вещь – любой фрагмент бытия/реальности, обладающий устойчивой целостностью и качеством (свойствами).

Свойство – способность вещи определенным способом соотноситься с другими вещами. Через свойства вещь отличается от других вещей и вместе с тем чем-то с ними тождественна.

Отношение – опосредованное бытие вещей, их существование через другое. В отношении выражается единство и непрерывность бытия: вещи реализуются друг через друга, образуя цепи зависимостей.

Вещь, свойство и отношение не существуют самостоятельно, отдельно друг от друга. Они представляют собой находящиеся в органическом единстве моменты предметного содержания бытия.

В реистической концепции материя предстает как совокупность вещей. Так, например, первые натурфилософы говорят о существовании некоего первовещества (вещи), из которого все происходит и в которое все превращается. Оно обладает неизменной сущностью, изменяющей форму своего проявления. Древние мыслители предложили разнообразные варианты первовещества – воду, воздух, огонь, апейрон и т.п., – принадлежащие к одному (вещному) типу. Все эти варианты, однако, не позволяли выразить идею всеобщности и сохранения бытия, либо его многообразия в последовательной и непротиворечивой форме. Наиболее удачная версия в досократической философии – это атомистическая теория Демокрита, получившая свое развитие в философии и естествознании Нового времени.

Генетически понятие материи связано с греческим понятием «хюле», которое означало «лес», «дерево» – т.е. то, что является топливом и/или строительным материалом. Теоретическое значение это понятие получило лишь у Аристотеля, который, связывая его с понятием формы («морфе»), объяснил качественную дифференциацию мира на классы предметов. Форма – изменяющийся принцип, который делает вещь тем, чем она является. Материя – основа для всех изменений, включая возникновение и разрушение.

Аристотель различал материю вообще и первичную материю. Материя вообще – это нечто, что содержит в себе возможность превращения в нечто другое (камень – в дом, глина – в горшок, мрамор – в статую).

Первичная материя – абстрактное понятие, лишенное какого-либо определения, ее нельзя дифференцировать. Это потенциальная реальность, которая получает актуальность лишь при соединении с формой.

Средневековье и Возрождение положили начало атрибутивной концепции материи: теперь она интерпретируется как вещество, наделенное определенными свойствами: тяжестью, инерцией, неделимостью, непроницаемостью, массой. Этому немало способствует алхимия с ее лабораторной экспериментальной практикой, направленной на реализацию идеи «трансмутации» металлов.

Постепенно отмирает дуализм материи и формы, как организующего начала. Джордано Бруно в своей работе «О причине, начале и едином» много пишет о материи, определяя ее как единую основу всего, как субстанцию в собственном смысле слова.

Начиная с XVII в. мир вещей превращается в мир пространственно-геометрических свойств.

Поскольку свойства служат средством взаимодействия вещей, то их стаи представлять в виде некоей находящейся между вещами среды, в которую они погружены. Такие свойства, как тепло, свет, электричество, магнетизм, – приобрели статус отдельных материй (теплорода, светорода, электрической или магнитной материи).

Итак, теперь материя – совокупность свойств, присущих всем телам. Каждое свойство имеет свой субстрат, т.е. вещественный носитель. Однако здесь возникает проблема: поскольку материя как субстанция является носителем всех качеств бытия, постольку ее собственная природа не может быть связана ни с одним из этих свойств в отдельности.

Атрибутивная концепция материи ставит перед нами целый ряд вопросов:

- как соотносятся между собой вещи и их свойства?

- тождественно ли изучение свойств изучению самих вещей?

- существуют ли вещи, полностью свободные от свойств?

- чем обеспечиваются качественные преобразования одних вещей в другие?

- как возможно множество вещей с различными наборами свойств?

Реляционная концепция материи формируется на рубеже XIX-XX вв. в связи новыми открытиями в физике: рентгеновские лучи, явление радиоактивности, электрон, теория квантов, СТО… Это была настоящая революция в науке, существенно изменившая представление о материи.

Открытие электрона и радиоактивного излучения, поставило под сомнение классическое положение о том, что существует предел делимости материи (атом), который является непроницаемым. Теория Эйнштейна коренным образом поменяла представления о пространстве и времени.

Материя стала «исчезать». Ее больше нельзя было определять как совокупность механических свойств неизменного атома.

В итоге, материя получает определение через соотношение со своей противоположностью – сознанием (субъективной реальностью), как объективная реальность, существующая независимо от него, но могущая быть скопированной/отображенной в нем.

Это определение не содержит указаний на вещи или их свойства. Оно указывает лишь на способ существования – независимо от субъективной реальности.

Важно понимать, что материя – это абстракция, любой произвольно взятый фрагмент объективной реальности не является материей как таковой. Т.е. материя – это не некая первичная бесструктурная субстанция. Материя – это бесконечное разнообразие предметов, их связей, отношений, движения, пространственно-временных свойств.

Материя всегда определенным образом организована, существует в виде конкретных материальных систем, подсистем и элементов, которые иерархически упорядочены.

Элемент – далее неразложимый компонент системы (понятия системы и элемента относительны: всякая система может рассматриваться как элемент более крупной системы, включающей данную, и наоборот, всякий элемент может рассматриваться как система более мелкий элементов).

Структура – совокупность устойчивых отношений между элементами системы.

Система – комплекс взаимосвязанных элементов.

Движение

Движение – это способ существования материи. Мы будем под ним подразумевать любое изменение.

В качестве неотъемлемого свойства материи движение принимается, начиная с XVII в., при этом довольно долго оно понимается только как механическое (т.е. перемещение тела в пространстве с течением времени), даже биологические организмы и социальные процессы рассматривались через призму законов механики.

Диалектическую пару движению составляет понятие покоя. Однако, если движение носит абсолютный характер (оно вечно и неуничтожимо), то покой – лишь относительный.

Ф. Энгельс, объясняя многообразие мира, выделил пять форм движения материи:

- механическое движение,

- физическое движение (тепловое, электромагнитное и пр.),

- химическое движение (превращение одних веществ в другие),

- биологическое движение (обмен веществ, например),

- социальное движение (реформа образования, культурная революция, выборы главы государства и т.д.).

Все они взаимосвязаны между собой и представляют иерархию: механическая форма – сама простая, социальная – самая сложная. Каждая сложная форма движения включает в себя предшествующие – более простые, но не сводится к ним, т.к. обладает собственной спецификой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: