считающей, что у ее желаний – генетическая природа.




Зависимость.

О любовной зависимости –

Девушке, пытающейся «подстегнуть» себя «драйвом»,

считающей, что у ее желаний – генетическая природа.

 

 

Теги:

Зависимость

Любовная зависимость

 

Под свои поступки ты подводишь базу: мол, такая твоя физиология, генетические предпосылки.

 

На самом деле дело обстоит иначе. Все-таки здесь недооценивается какая-то степень свободы. По сути, мы сами определяем характер связи между подкорковой структурой и корой. Мне очень понравились некоторые моменты из книги нейробиолога Марка Льюиса «Зависимость –не болезнь». Хотя я и не фанат психологии, но она мне показалась более-менее адекватной и объективной. Основная идея такова: форма такого зависимого поведения –это, в сущности, то, что конструируется в нейронных сетях по принципу увлечения вообще. Человеку могут понравиться музыка, чтение, что-то хорошее - и те же самые механизмы могут формировать увлеченность другим. Но одни вещи в жизни ведут нас к развитию, к чему-то конструктивному, а другие пути ведут к разложению. В христианской аскетике первое называется добродетелью, а второе –страстью.

 

См. подробнее главу «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из части 5-ой статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического "бума" и распада общества»

https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2021/

И второй момент, конечно, в том, что есть люди (в тебе отчасти это свойство присутствует), которых называют навязчивыми. Дело в том, что они стремятся реализовывать какие-то свои модели именно навязчивым образом, вне зависимости от обстоятельств, от характера людей, с которыми они встречаются. И вследствие ориентации на модели, а не на способность чувствовать ситуацию и собеседника, тонкие связи не развиваются. Не развивается именно то, что помогает нам сдерживать наши порывы, перенаправить их, помогает нам не сформировать то, что называется компульсивностью[1].

 

Компульсивность –это неспособность отклонить себя от следования каким-то разрушительным взрывным импульсам. И когда мы все-таки стараемся учитывать мнения собеседников, обстановку и прочие моменты, то обогащаемся и становимся способны понять глубину мир. Мы начинаем видеть какие-то взаимосвязи между людьми, между событиями, явлениями. Перед нами начинает раскрываться панорама бытия, которая нас изумляет и даже восхищает.

И на этом, конечно, фоне какие-то страсти - то что ты описала словом «ширнуться общением с преподом» («закрутить роман с педагогом с целью «взбодриться») - уже начинают восприниматься как нечто усеченное, искусственное, неконструктивное.

Естественно, когда эта панорама бытия перед нами не разворачивается, тогда страсти, накал эмоций это единственное, что у нас есть, единственная так называемая «точка кристаллизации», то, на чем мы как-то можем основывать всю систему восприятия, потому что даже наша способность понимать и воспринимать информацию тесно связанна с нашим эмоциональным состоянием.

И если у человека есть какое-то переживание, то активируются какие-то процессы, которые у нас ассоциируются с жизнью. Там обостряется внимание, нам хочется куда-то двигаться, постигать что-то. Это может быть одна из причин, почему у пожилых людей начинается маразм. Возникает потеря интереса к жизни, отсутствует мотивация что-то познавать, и поэтому, может быть, старички начинают чудить, искать себе молодых девчонок.

В одном фильме Деми Мур играла стриптизершу, которой добивался сенатор, и, видимо, образ этой Деми Мур как раз и стимулировал мозговую деятельность этого сенатора.

 

А когда человек все-таки идет по другому пути, то он воспринимает красоту не в плане каких-то конкретных образов, платьев, картин, а видит грандиозность творения. Разницу в характерах, многообразие явлений, разноголосицу человеческих мыслей. И если мы идем путем любви, то вся наша разность начинает служить не примером споров и противостояний, а, наоборот, основой для какого-то взаимного обогащения, для еще большего обретения полноты, еще более глубокого погружения в полноту мира.

Некоторые мысли такого плана разбирались в беседах «Любовная зависимость». Во второй беседе разбиралась одна книга про женщин, которые «слишком сильно любят»[2]. Первая часть, где описываются истории пациенток, еще более-менее объективная. Но когда автор пытается дать интерпретацию, то это уже выглядит бедновато, потому что все опять сводится к словам «полюби себя» и прочее, прочее.

И в православии есть эта идея - «внемли себе», «познай себя». Но в чем заключается этот процесс «внемли себе» можно понять только если у человека есть вертикаль в жизни, когда он ставит вопрос: «кто я?», «к чему призван?», «откуда я?», «куда я иду?». Когда человек начинает действительно понимать, связано ли с его жизнью то, что сейчас его привлекает или это всего лишь поверхностное желание, тогда он начинает постепенно освобождаться от зависимостей, ненормальных привязанностей. А когда у человека нет подобной вертикали, когда он двигается в горизонтали, он эти слова о внимании к себе способен понять не иначе как «займись самообразованием», «пройди курсы», «занимайся шопингом, спортом» и чем-нибудь еще.

И к тому же у нас происходит сейчас подмена понятия личности понятием индивидуума. Личность в православии определяется способностью человека подняться над своей природой, как писал Лосский.

Нас пытаются определять присутствующие внутри нас страсти и влечения, нас пытается определить внешняя среда: историческая обстановка, климат, социальное окружение и прочее. Но как раз способность над всем этим подняться и принять решение, не зависящее от того, что пытается тебя определить, и характеризует человека как личность. Личность пробуждается тогда, когда в человеке действует Святой Дух. Личность способна постоянно обогащаться новыми гранями.

Но часто понятие личного подменяется понятием индивидуального. Речь идет о развитии каких-то навыков. Но, в принципе, научиться быстро читать или освоить какой-то навык может и Петя, и Катя, и Вася. Однако, здесь отсутствует то, что определяет именно тебя как тебя. Ты просто развиваешь навыки, свойственны тебе по природе человека: смотреть, видеть, осязать, быстро бегать, заниматься фехтованием. Все это касается личного только от части, например, в ситуации, когда ты испытываешь спортивные перегрузки и учишься их преодолевать, здесь как раз начинают выковываться какие-то черты личного характера.

И получается, как в упомянутой книге, что человек, пытаясь уйти от зависимого поведения, от любовной зависимости, обращает внимание на себя, пытается полюбить себя, но воспринимает эту ориентацию в русле самости. И, в итоге, опять фиксируется на своей самости, не замечает жизни в ее многообразии и снова приходит к определенной модели, фиксация на которой ведет к его оскудению как личности.

И последнее, когда-то давно ты спрашивала, что тебе почитать, и я тебе посылал лекцию о преодолении игрового механизма, часть первая. Там как раз я описывал, что, когда происходит оскудение, человек непрестанно начинает искать какую-то стимуляцию, которая подстегнула бы его. Но это путь в никуда. И только, когда жизнь человека меняется, тогда перед ним начинает раскрываться глубина мира, эта стимуляция перестает даже быть нужной и сама собой от человека отпадает и становится не интересной.

 

«Преодоление игрового механизма (о игре в широком смысле слова)», Часть 1-ая «Игра и стимуляция»

https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2007/

 

Иеромонах Прокопий (Пащенко)

 


[1] Компу́льсия – симптом, представляющий собой периодически возникающее навязчивое поведение, ритуалы или ментальные акты. Действия, которые, как человек чувствует, он вынужден выполнять. Невыполнение этих действий повышает тревожность у человека до тех пор, пока он не отказывается от сопротивления…

[2] Робин Норвуд, «Женщина, которая слишком сильно любит».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: