Объект труда: Журналы, статьи, иллюстрации.




Элементы материаловедения (2 час).

Основные теоретические сведения:

Содержание и задачи курса. Инструктаж по правилам безопасности труда. Химические волокна и их свойства. Краткие сведения о тканях из искусственных и синтетических волокнах, физико – механические, гигиенические, эксплуатационные свойства, применение и уход за изделиями из этих тканей.

Практические работы:

Изучение свойств тканей из синтетических волокон. Подбор материалов для текстильной книжки.

Объекты труда: Образцы ткани.

 

Рукоделие. Аппликация на ткани. (2 час)

Основные теоретические сведения:

Отработка приёмов работы на швейной машине, технология выполнения параллельных строчек, закрепок, технология выполнения аппликации на ткани.

Практические работы:

Выполнение аппликации на ткани в текстильной книжке.

Объекты труда: Укладка с инструментами. Лоскуты ткани.

Элементы машиноведения (2час).

Основные теоретические сведения:

Неполадки в работе швейной машины, способы их устранения

Практические работы:

Устранение простейших неполадок во время работы на швейной машине.

Объекты труда: Швейная машина.

 

Технология выполнения машинных швов (2 часа).

Основные теоретические сведения:

Отработка приёмов работы на швейной машине, соединительные и краевые шва, технология выполнения швов, назначение и области применения.

Практические работы:

Выполнение шва «в замок» и окантовочного шва. Использование машинных швов при изготовлении текстильной книжки.

Объекты труда: Инструкционная карта. Укладка с инструментами. Лоскуты ткани.

Конструирование и моделирование швейных изделий (5 часов).

Основные теоретические сведения:

Виды и характеристики плечевых изделий. Халат: выбор модели, подбор ткани. Снятие необходимых мерок. Расчёт конструкции халата и построение чертежа. Контроль и оценка качества готового изделия.

Практические работы:

Измерение фигуры человека, расчёт конструкции халата и стояче – отложного воротника, построение чертежей.

Объекты труда: Сантиметровая лента, линейка закройщика.

 

Технология изготовления швейных изделий (16 часов)

Основные теоретические сведения:

Технология изготовления халата. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Практические работы:

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки халата, обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка деталей кроя. Соединение деталей изделия машинными швами. Обработка пояса, выреза горловины, среза рукавов и низа халата. Влажно-тепловая обработка изделия.

Изготовление текстильной книжки.

Объекты труда: Чертёж и выкройка халата. Детали кроя. Лоскуты ткани.

Мой облик (4 часа)

Основные теоретические сведения:

Понятие о стиле одежды: классический, спортивный и романтический. Силуэт в одежде. Соответствие силуэта фигуре человека. Виды плечевых изделий. Роль аксессуаров в одежде. Определение индивидуального стиля одежды.

Практическая работа:Определение индивидуального стиля одежды.

Объект труда:Журналы мод.

Культура дома (1 час)

Основные теоретические сведения:

Микроклимат в доме и приборы по его улучшению. Освещение в интерьере.

Практическая работа:Способы оформления интерьера.

Объект труда: Журналы, статьи, иллюстрации.

 

 

2.3. Учебно-материальная база мастерской декоративно-прикладного творчества

Профиль учебной мастерской определяет круг учебно-технологических задач, которые решаются в организуемой мастерской. Организуемая мастерская декоративно-прикладного творчества должна полностью удовлетворять требованиям учебной программы.

При наполняемости в 15 учащихся + 1 учитель площадь мастерской должна быть 72 кв.м. Обязательно наличие инструментальной – для хранения инструментов и приспособлений (15-20 кв.м.) и склада – для хранения других материалов (15-20 кв.м.).

Помещения учебных мастерских следует располагать изолированно от классных помещений с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытий. Они должны быть светлыми, теплыми и сухими. Не допускается организация мастерской в подвальных и полуподвальных помещениях. [33,128]

Освещение помещения мастерской должно быть естественным и искусственным. Естественное освещение подразделяется на боковое, верхнее и комбинированное (верхнее и боковое). Естественное освещение осуществляется через оконные проемы. Направленность основного светового потока с левой стороны от учащегося.

Искусственное освещение должно 400 лк. В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Светильники и люминесцентные лампы должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Светильники и люминесцентные лампы располагаются на потолке (высота подвески светильников – не менее 3,0м от пола) параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2м от наружной стены и 1,5м от внутренней. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Рабочее место учащегося бывает: индивидуального пользования и коллективного пользования. Рабочие места учащихся индивидуального пользования оборудованы универсальными столами. Высота рабочей поверхности стола составляет 7500 мм. Мастерская обеспечена стульями с полумягкими сидениями и спинкой, меняющейся по высоте для обеспечения правильной посадки учащихся. На столах дополнительное освещение – настольная лампа. Столы оборудованы в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу. На рабочем столе инструмент и приспособления располагаются в соответствии с удобством выполнения технологических операций и частотой использования его во времени.

Рабочее место учителя оборудуется стулом, столом, классной доской, электрораспределительным щитом. На рабочем месте учителя должно находиться устройство аварийного отключения электропитания мастерской, а также пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением. В зоне рабочего места учителя размещают шкафы – для пособий и инструментов.

Согласно ВСН 50–86 и СП 2.4.2.1178-02 при оборудовании кабинета должны выдерживаться определенные расстояния (приложение 2).

Учебно-производственные и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением, с тем, чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Отопление мастерской осуществляется в системе отопления образовательного учреждения. В учебной мастерской применяется центральная система отопления. Температура нагревательных приборов должна быть 50-60оС и находится подоконной нишей. Тип и количество отопительных приборов водяного отопления определяется расчетом. Ориентировочно количество звеньев в отопительной батареи может быть определено из расчета одно звено на 1,5-2,0 кв.м. площади пола помещения при расчетной температуре воздуха 14-18оС соответственно. Исходя из площади пола мастерской 72кв.м. в отопительной батарее должно быть от 36 до 48 звеньев.

Вентиляция зависит от её профиля и может быть естественной и искусственной. Естественная осуществляется за счет миграции воздуха через ограждающие конструкции, а также за счет устройств специальных вытяжек во внутренних стенах в виде вентиляционных каналов. Также воздухообмен осуществляется через открытые форточки и фрамуги, общая площадь которых должна быть не менее 1/50 площади пола мастерской. Искусственная – применяется в помещениях с выделением пыли и других вредных примесей. Учебные помещения мастерской тщательно проветриваются во время перемен.

Водоснабжение и канализация организуется в системе инженерных сетей учреждения. В каждом помещении учебной мастерской подводится горячая и холодная вода. Источником холодной и горячей воды является умывальник. Водоснабжение питьевой водой решается учащимися самостоятельно.

Туалет должен находиться вне мастерской на первом этаже на расстоянии 70м от нее.

Электроснабжение организуется в системе электрических сетей учреждения. Мастерская оснащается распределительными щитами на вводах и дублирующими средствами отключения электропитания рабочих мест с пульта преподавателя. Провода и кабели рассчитаны на напряжение не менее 500В. Утюги используются не более 800 Вт. Электропроводка в учебных мастерских может быть скрытой или наружной.

Оснащение мастерской первичными средствами пожаротушенияпроизводится согласно требований норм ППБ 01-93*и ППБ 101-89. В мастерской могут применяться воздушно-пенные и порошковые огнетушители, при этом в каждом помещении мастерской должно быть не менее одного огнетушителя ёмкостью 10 и 5л соответственно.

Сбор и утилизация отходов организуется в целом со всех помещений учреждения, при этом отходы учебных мастерских могут значительно отличаться от отходов (мусора) обычных кабинетов образовательного учреждения. Для сборов отходов применяются малые контейнеры с ручками и крышками, имеющими простейший механизм открывания.

Учебно-материальная база должна соответствовать оптимальным санитарно-гигиеническим условиям для работы учащихся:

· оптимальная температура: в холодное время 19-20о; в теплый период 22-25о;

· влажность 40-60%;

· освещение рабочего места: естественное и искусственное;

· свежесть воздуха, которая будет зависеть от проветривания. Проветривание следует проводить до работы и после работы;

· чистота воздуха также влияет на трудоспособность. Воздух должен быть чистым от пыли и других примесей (газа и т.п.);

· На поверхности стола не должно быть никаких бликов или теней. Свет располагается слева, абажур лампы скрывает от глаз нить накала;

· уровень производственного шума не должен превышать 70 дБ.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Продолжительность трудовых операций и перерывов на отдых связана с такими критериями, как физическая нагрузка учащихся или однообразие работы.

В конце занятий кабинет должен тщательно убираться влажным способом с использованием специального инвентаря, соответствующим образом промаркированного. [33, 148]

 

Во второй главе была рассмотрена организация обучения школьников на уроках технологии. В программе выполнен ряд преобразований, связанных с учебно-материальной базой образовательного учреждения и интересами учителя технологии. Школьники, осваивая программу по технологии, изготавливают текстильные развивающие книжки, которые в дальнейшем будут реализованы.

Кроме этого, рассмотрена учебно-материальная база мастерской декоративно-прикладного творчества, необходимая для эффективной работы школьников по достижению целей образовательной области «Технология».

 

 

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ КНИЖКИ

Сегодня в детских магазинах можно встретить огромное количество различных развивающих игрушек. Однако не всех родителей устраивает либо их цена, либо качество. Да и хочется, чтобы подобная игрушка послужила подольше, не надоедала малышу.
Существует альтернатива покупным игрушкам – вещи, сделанные своими руками. Такие игрушки имеют множество достоинств, которые отсутствуют у их покупных аналогов. Во-первых, подобную вещь можно будет сколько угодно раз видоизменять. Игрушка будет расти вместе с ребенком. Во-вторых, это будет дешевле, чем постоянно покупать малышу новые вещи.

Текстильная развивающая книжка - это такая книга, «читателями» которой являются самые маленькие. Дети не читают, а трогают ее, листают, разглядывают и потихоньку начинают привыкать к новой форме информации – книге. Все это необходимо для развития сенсорных способностей ребенка. Эта книжкаобладает рядом достоинств: не рвется, поддается стирке и чистке, ребенок может играть с ней, теребить, ковырять и даже грызть.

Для того чтобы создать маленький шедевр не нужно обладать особенными талантами в шитье, достаточно быть внимательным и наблюдательным. Ведь нужно сделать такую вещь, которая будет интересовать и увлекать ребенка.

3.1. Требования к самодельным книжкам

Самодельная развивающая книжка должна показать ребенку основные понятия, такие как:
1. Размер. Это могут быть несколько очень похожих предметов разного размера на уровне — большой, средний маленький. Желательно чтобы предметы можно было менять местами, для раскладывания их по размеру.

2. Цвет. Запоминание основных цветов. Улучшение световосприятия. Для самых маленьких основные, для детей постарше между основными то, что получается при их смешивании. Можно сделать на примере радуги или цветика-семицветика.

3. Форма. Геометрические формы, трансформация форм (круг в овал, квадрат в прямоугольник или ромб), можно делать из различных текстур, а также из резинки, форму менять с помощью ручек по бокам фигуры.

4. Динамика. Малышу интересно не просто рассматривать, а принимать участие в создании картины, поэтому движение объектов не только приведет его в восторг, но и будет способствовать развитию моторики. Сделайте картинку, на которой что-либо движется. Самый простой способ объект на веревочке, прикрепленной с двух сторон: облачко по небу, бабочка по цветку, кораблик по волнам.

5. Схожесть и различие предметов. Несколько разных и одинаковых предметов, разбросанных по странице. Это могут быть пуговицы, животные. Для детей постарше они могут быть на кнопке или липучке для удобной сортировке в процессе игры.

6. Счет. Если вы готовы научить ребенка считать, самый простой способ счеты. Можно сделать разноцветные бусинки на леске в несколько рядов. Можно также помощью одинаковых предметов.

7. Предметы, различные на ощупь для развития моторики и сенсорного восприятия ребенка. Любой сюжет на выбор с использованием различных тканей или предметов.

8. Предметы с сюрпризом для развития любознательности. В ткань можно зашить пищалку, сделать второй сюжет картинки под первым (открывается пуговицей или молнией).

9. Цикличность. Периодичность повторения чего-либо, в основном в природе: смена дня и ночи, времен года, подгузников. Для восприятия ребенком времени. Например, картинка на которой день - светит солнышко звери гуляют, ночь - эти же звери спят, вокруг темно.

3.2. Виды развивающих книжек

Детские книжки, изготовленные своими руками, имеют разные задачи и делаются из разных материалов. Самые распространенные виды таких книжек – это:

1) Книжка из картона и бумаги — познавательная развивающая книжка для маленьких.

2) Фотокнижка.

3) Текстильная развивающая книжка.

1. Детская книжка из картона и бумаги.

Первая книжка для ребенка, которому только исполнится или скоро исполнится годик, должна состоять из крупных, четких, ярких, легко узнаваемых предметных картинок. Лучше всего если в одной книжке будут объединены картинки по одной теме. Например, «Еда», «Фрукты», «Игрушки», «На чем мы ездим» (самолет, поезд, машина, автобус, кораблик), «Зверюшки», «Птицы», «Мой день», «Зима», «Мебель», «Посуда», «Моя кукла» (разные действия – есть, спать, одеваться и т.д.). «Какая бывает погода» (солнышко, дождик, лужа, снег, ветер, голубое небо, тучи на небе).

Для самых маленьких хороши и самодельные книжки про конкретного животного или игрушку. Например, книжка-самоделка «Мой Мишка» может состоять из серии картинок: 1) мишка (Кто это? Где у мишки ушки? Глазки? Лапки? Животик? Ротик? Что мишка держит в руках? Да, мячик! Мишка с мячиком играет! Он бросает мячик: бум-бум-бум! Как мишка мячик бросает? Бум-бум-бум! А как мячик прыгает? Прыг-прыг-прыг! Какой мишка? Большой, пушистый, веселый); 2) действия мишки (Картинки с разными действиями: Что делает мишка? Спит, ест мед, ходит по лесу, сидит на полянке); 3) что любит мишка (мишка и малина, мишка и мед); 4) где живет мишка (мишка в лесу)

К сожалению выпускаемые издательствами книги для малышей под названием «Первые слова» чаще всего на одном развороте книжки содержат 10-20 или даже более мелких картинок по одной теме. Такие книжки подходят детям постарше, но не самым маленьким. Поэтому первые развивающие тематические книжки для знакомства ребенка с окружающим миром обычно делают мамы.

Очень хороши для таких книжек современные рекламные буклеты различных магазинов или кафе, из которых можно вырезать фотографии. Предметы в рекламных буклетах изображены ярко, четко, привлекательно, реалистично, на контрастном фоне.

Можно использовать картинки из раскрасок. Маленькие дети любят как цветные, так и черно-белые изображения, поэтому в книжке могут быть и те, и другие (кстати, по данным исследований, взрослые предпочитают в книгах исключительно цветные изображения в отличие от малышей).

Для первых книжек об окружающем мире можно брать готовые крупные реалистические картинки из журналов, распечатывать картинки и фотографии из Интернета на фотобумаге или цветном принтере.

Очень хороши картинки из календарей. Тем более, что календари после окончания года чаще всего выбрасываются.

Еще один вариант получения нужных картинок для изготовления книжки своими руками — сфотографировать эти предметы и распечатать фотографии, вставив их в альбом.

2. Детская книга из фотоальбома.

• Купите фотоальбом на 36 фотографий размером 10Х15 см. Фотографий в альбоме не должно быть много, поэтому толстые альбомы лучше не покупать.

• Вырежьте из плотного белого картона карточки 10Х15 см.

• Наклейте на карточки картинки по выбранной теме.

• Вставьте карточки в альбом.

Для прочности можно карточки заламинировать или покрыть пленкой с помощью негорячего утюга.

Для более старших детей можно будет делать такие книжки с сочинениями ребенка – его рассказами, загадками, сказками. Для самых маленьких – это предметные картинки с подписями.

Детская книга в папке с файлами.

• Купите папку с прозрачными файлами.

• Возьмите листы картона А4. На них наклейте крупные картинки по теме. Можно наклеивать картинки и на двустороннюю цветную бумагу или цветной картон.

• Вложите листы с картинками в папку. Между ними для прочности положите еще один лист картона.

Здесь могут быть варианты оформления:

На одном листе – одна крупная картинка для рассматривания с подписью.

На одном листе – одна крупная картинка плюс несколько мелких картинок, связанных с ней по теме. Например, крупная картинка – уточка с утятами плавает в озере. Мелкие картинки (они располагаются в правой колонке вертикально) – уточка, утенок, озеро, игрушечная уточка.

На одном листе – крупная картинка плюс маленький рассказ (или стихотворение, или диалог в стихах об этом предмете, или простая загадка).

Для детей постарше – 2 – 4 лет. На одном листе картинка данного предмета или игрушки, фото ребенка с этой игрушкой или предметом, распечатанный на принтере стихотворение или рассказ. Дети просто обожают такие индивидуальные книжки, в которых используются их фотографии!

Книга из папки с файлами также очень удобна тем, что всегда можно заменить одни листы на другие (например, с более сложными заданиями для ребенка по этой теме) или использовать отдельные листы в играх и беседах, достав их из книжки.

Детская книга из альбомных листов.

• Возьмите 8-10 альбомных листов, согните их пополам.

• Сшейте посередине.

• Можно сделать по-другому: выполнить дыроколом отверстия в листах и перевязать ленточкой (но учтите, что книга должна легко открываться и в открытом состоянии не складываться обратно, поэтому ленточку надо завязывать свободно).

• Приклейте картинки на выбранную тему на альбомные листы. Напишите текст.

Недостаток такой книги – это ее непрочность. Поэтому книгу из альбомных листов лучше делать ребенку не раньше 2 лет и рассматривать ее вместе с малышом.

Книга – альбом.

Купите обычный альбом для рисования с прочной картонной обложкой. На обложку приклейте картинку по теме и подпишите название альбома. Вклеивайте в него картинки на выбранную тему, выписывайте высказывания детей, записывайте стишки, песенки, загадки, рисуйте сами и вклеивайте рисунки ребенка или фото его лепки и конструирования. Такой альбом растет вместе с малышом. Вот на первых страничках первые слова малыша о первой картинке, первая песенка, которую он очень любит. Затем уже рассказ. А вот ребенок уже смог нарисовать что-то на эту тему! А теперь ему 4 года, и он сочинил самостоятельно загадку. А потом и сказку. А вот и математическую задачку придумал! А это – мамины задания для ребенка, вклеенные на отдельный лист. А вот – раскраска, распечатанная папой!

Для такого альбома нужно выбирать тему, которую любит конкретный ребенок. Для девочек это может быть альбом «Моя любимая кукла», для мальчиков – альбом о любимых машинах: игрушечных и настоящих. Могут быть и универсальные темы – например, темы о природе. Для старших дошкольников тема альбома может быть связана с Вашим семейным проектом — исследованием: «какие бывают моря»? Или «как к нам книга пришла»? Или «история нашей семьи».

Детская развивающая фотокнижка.

Фотографии ребенка и его близких обладают колоссальным потенциалом в развитии малышей. Но почему-то мы так привыкаем к картинкам, что зачастую этого потенциала просто не видим. Например, по привычке делаем пальчиковый или настольный театр только из изображений сказочных героев. А ведь такой театр может быть сделан с использованием фотографий ребенка и его семьи. Их можно приклеить на палочки или на цилиндры и разыгрывать много разных бытовых сценок, придумывать сказки. Малыш с радостью узнает своих родных и себя и участвует в таких инсценировках! А это очень благоприятно сказывается и на атмосфере в семье, и на развитии его речи!

Фотографии ребенка, его мамы и папы, братиков и сестричек, бабушек и дедушек можно и нужно использовать для изготовления развивающих книжек для детей раннего возраста.

Самодельная книжка с фотографиями – это переходная ступенька от бытового разговора с мамой к восприятию литературной речи. Ведь мама или бабушка, сделавшая книгу – это ее автор! А в книжке уже не обойдешься простыми словами и жестами, нужна развернутая речь! Такая самодельная книжка подталкивает маму и малыша вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, строить развернутые фразы.

Фотокнижку можно сделать следующим обрзом:

• Сделайте книгу любым из предложенных выше способов и вставьте в нее фото себя и ребенка.

• Первую страницу сделайте обложкой. Напишите там название книги, автора. Приклейте или нарисуйте картинку, из которой будет понятно содержание книги (чтобы малыш всегда смог узнать по картинке, что это за книга и о чем она).

• Далее на развороты книги приклейте фотографии и напишите текст.

Текст в фотокнижке очень важен. Тогда разные взрослые, старшие братья и сестры, читая ее, будут читать одни и те же слова и будут знать, что говорить малышу. Ведь это – книга. А не просто альбом с фотографиями!

Фотографии должны быть большого размера, чтобы на них были ясно видны предметы.

Текст должен быть коротким из 3-5 простых предложений. В дальнейшем Вы всегда сможете дописать текст ниже и ввести в него новые детали. Но это должны быть красивые предложения с яркими образными словами. Примеры текстов Вы найдете в статье «Читаем малышам 1-2 лет», которую я сейчас готовлю для сайта.

Здесь возможны два варианта оформления: а) Можно на левую страницу разворота книги приклеивать фотографию, а на правую страницу писать текст. б) Можно вверху страницы приклеивать фотографию, а внизу писать текст.

Даже самого маленького ребенка можно привлечь к изготовлению такой книжки. Например, попросив его принести нужное фото: «А где наша собачка ав-ав? Вот она! Собачка как говорит! Собака лает ав-ав!», «А где наша Мурка? Как она говорит? Мяу! Вот наша кошечка Мурка!» Или попросить подать карандаш (этим мы учим понимать слова «на», «дай», «возьми», «положи», «отнеси»).

Когда малыш подрастет, можно будет посоветоваться с ним при изготовлении фотокнижки: «Какого цвета будут буквы?» (а заодно вспомнить цвета), «Какую картинку мы возьмем – маленькую или большую? (и вспомним о размерах), «Какую картинку об игрушках мы приклеим в альбом?» (пусть выберет из нескольких), «Где здесь ягоды? Отбери ягоды для следующей странички» (и малыш отберет фотографии ягод из имеющихся фото разных ягод, овощей, фруктов). А когда малышу будет уже три-четыре года, то вполне можно сделать фотокнижку вместе с ним в подарок бабушке или дедушке. Пусть малыш придумает подписи к фотографиям, а Вы их запишите.

Тематика самодельных фотокнижек для детей.

Тематика таких фотокниг может быть различной. Она зависит прежде всего от возраста и конечно, от интересов ребенка. Вот примерные темы:

Наша кошка/собака/попугай (их действия, любимая еда, как человек ухаживает за животным – например: собака на прогулке, папа кормит собаку, Рома играет с собакой, собака виляет хвостом, сидит, бегает, спит, лает, встречает с работы взрослых, выполняет команды).

Мои игрушки. Можно сфотографировать, как ребенок с ними играет. А еще интереснее для ребенка будет, если Вы сфотографируете для фотокнижки сценки-минирассказы: кукла (мишка, зайка) спит, кукла ест, кукла гуляет, кукла принимает гостей, куклы пляшут, кукла играет на барабане, кукла нарядилась, кукла познакомилась с клоуном, кукла рисует, кукла упала и другие. Сюжет всегда интересен малышу. Придумайте об этих фотографиях маленькие рассказики.

Наши игрушки. Такую фотокнижку хорошо сочинять целой группой детей с трех лет и старше. Каждого ребенка фотографируют со своей любимой игрушкой в ходе игры. Рядом с его фотографией в книжке может быть:

1) картинка этой игрушки,

2) рассказ об этой игрушке ребенка,

3) раскраска,

4) стихотворение об игрушке

5) сказка об игрушке.

Такую фотокнигу можно передавать для чтения из одной семьи в другую, делиться с друзьями малыша.

Наш день — день всей семьи от пробуждения, завтрака и умывания до вечерней сказки и засыпания. В этой фотокнижке малыш усвоит представления о частях суток – утро, день, вечер, ночь.

Времена года.

Весна – малыш в резиновых сапожках на улице, малыш играет с корабликом, цветущие деревья во дворе, птицы на дереве.

Зима – слепленный снеговик, малыш на новогоднем празднике, мама на коньках в парке, папа на лыжах, малыш катается с горки.

Лето – на даче у бабушки, цветы во дворе, малыш купается в речке или море, ягоды в лукошке.

Осень – фото листьев и золотых деревьев, малыш с листочками, бабушка с грибами, урожай на даче.

Как я расту. Фото мамы и папы до рождения малыша. Фото новорожденного ребенка. Фото как он ползает, как он начал ходить. Фото бабушки и дедушки с ребенком. Первые слова и предложения.

Если фотокнижка сделана с душой и интересом, то малыш возвращается к ней снова и снова! Так и должно быть! Такая книга может обновляться, дополняться постоянно вместе с ростом ребенка.

3. Мягкая детская книжка из ткани.

Мягкие текстильные книжки, изготовленные своими руками, предназначены, прежде всего, для развития мелкой моторики ребенка. Их преимущество – прочность и безопасность для ребенка, экологичность материалов, привлекательность для детей и учет индивидуальных особенностей малыша. Ведь каждая такая книжка уникальна!

Чаще всего в мягких книжках используются:

• звучащие элементы (пищалки, шуршалки, колокольчики, бубенцы),

• разные наполнители (горох, гречка, синтепон, бусины, семена, камушки, крупная бусина, вшитая вовнутрь детали) для развития тактильных ощущений ребенка,

• предметы и геометрические фигуры разного цвета, формы и размера,

• готовые аппликации с персонажами,

• разного вида застежки (молнии, пуговицы, карабины, кнопки, крючки, липучки, шнуровки)

• разная фактура материалов – флис, хлопок, лен, шерсть, шелк, бархат, шнуры, тесьма, бахрома.

Мягкие книжки используются для сенсорного развития ребенка раннего возраста и развития речи.

Книжка может быть как тематическая, так и состоящая из разных сюжетов.

Идеи для детских развивающих мягких книжек:

1.Солнышко. Шьется центр из двух круглых деталей. Между деталями по кругу вшиваются нити и шнурки разной толщины и из разных материалов. Такому солнышку можно заплетать косички, завязывать бантики, закреплять резиночки.

2.Аналогичный элемент можно сделать и как осьминожку. Только ребенок будет украшать его щупальца. Вовнутрь можно вложить звуковой элемент.

3.Разноцветные бабочки. Шьется игровое поле, поделенное на квадраты (4 квадрата для первых игр, в дальнейшем игру можно дополнить новыми цветами и их оттенками). Каждый квадрат своего цвета – один желтый, один синий, один зеленый, один красный. Шьются бабочки этих же цветов: две желтые бабочки (большая и маленькая), две – синие (большая и маленькая) и так далее. Бабочки хранятся в цветных карманчиках того же цвета (по принципу: желтые – в желтом карманчике).

Вовнутрь каждой бабочки вшиваются наполнители. Получаются пары бабочек по звуку. Например, маленькая синяя бабочка и большая желтая бабочка имеют один наполнитель — целофан и шуршат.

Ребенок играет с бабочками по сюжету, предложенному взрослым – «Проснулась красная бабочка (ребенок достает бабочку из красного кармашка), полетела со всеми здороваться. Прилетела к синему домику (ребенок перемещает бабочку к синему квадрату). Тук-тук! Доброе утро! Здравствуй! Залетай к нам в домик!..»

Примерные сюжеты для игры с бабочками:

• Бабочка полетела в гости.

• Спрячь бабочку от дождя (называем цвет бабочки и цвет домика).

• Маленькие бабочки потерялись. Отведи их домой.

• Найди пару (пару можно искать по цвету — большая желтая бабочка рядом с маленькой желтой или по звуку)

• Одна или много (одна бабочка полетела, много бабочек полетели, одна присела на цветочек…).

• Большие и маленькие.

• Прятки (бабочка спряталась на цветок, под дерево, за домик…)

4.Зверюшки и люди – аппликации на липучке. Можно разыгрывать с ними диалоги, придумывать сказки.

5.Спираль – круг пришивается по спирали (персонаж — улитка или раковина), внутрь вкладывается бусина. Ребенок по спирали перекатывает бусину.

Крупные бусы на шнуре – пришитые к страничке «счеты».

Съемные картинки для классификации по цвету, форме, размеру, назначению (например, а) подобрать воздушный шарик того же цвета к контуру, б) с «бельевой веревки» снять одежду и положить одежду девочки в одну корзину, а одежду мальчика в другую, в) расставить игрушки на полках (выше – ниже) (Приложение 3).

3.3. Технология изготовления дипломного изделия (текстильная книжка)

Сейчас можно купить любую книжку, но это не всем доступно либо из-за недостатка денег, либо из-за удаленности магазинов. Остается вариант сделать развивающую книжку для ребенка самому. Ниже описан вариант создания тканевой книжки развивающей мелкую моторику и тактильные ощущения (Приложение 4).

Лоскуты плотной однотонной ткани (можно разных цветов)
Кусочки разной ткани на всевозможные аппликации и игрушки любых цветов и фактур
Кусок велюра или махрового полотенца, размером 15х15
Несколько кусочков искусственного меха
Небольшой моток лески, 20-30 см
Пряжа красного и зеленого цвета
20-30 см тонкого шнура
Небольшой кусочек органзы
Цветные нитки
10 крупных бусин
Пуговки, бусинки разных цветов и размеров
2-3 см любой резинки

звучащие элементы (пищалки, шуршалки, колокольчики, бубенцы),

разные наполнители (горох, гречка, синтепон, бусины, семена, камушки, крупная бусина, вшитая вовнутрь детали) для развития тактильных ощущений ребенка,

предметы и геометрические фигуры разного цвета, формы и размера,

готовые аппликации с персонажами,

разного вида застежки (молнии, пуговицы, карабины, кнопки, крючки, липучки, шнуровки)

разная фактура материалов – флис, хлопок, лен, шерсть, шелк, бархат, шнуры, тесьма, бахрома.

Инструкция по изготовлению текстильной книжки

1. 15х15 см - размер страницы в книге

Раскроите листы: 4 квадрата со стороной 16-17 см (с запасом на швы) из плотной однотонной ткани и 2 квадрата из плотного картона со стороной 15 см. Картон внутрь страниц можно и не вставлять, но без него страницы в книге будут не плотными, гнуться, ребенку может быть не удобно играть с ней.

2. Возьмите одну из заготовок. Из другой ткани, желательно отличающейся по фактуре от основной, вырежьте 4 прямоугольных кусочка, длинной 6 см и шириной 3 см и 1 большой прямоугольник со сторонами 6 и 14 см. Из маленьких прямоугольников сшейте рамку, при этом каждый кусочек прежде чем пришивать к другому сложите пополам по длинной стороне. Рамку пришейте к основе примерно посередине, пришивайте только внешний край рамки. Большой прямоугольник сложите пополам вдоль широкой стороны, сшейте по боковым швам и выверните. Пришейте незакрытым краем к правой стороне рамки. Получилась дверка, прикрывающая рамку. Пришейте по центру оставшейся свободной стороне петельку из резинки, а к рамке пуговицу. Следите, что бы петелька и пуговица были сопоставимы по размеру.

3. Теперь возьмите пряжу: красного и зеленого цветов. Делаем сначала красный помпон, диаметром 3 см и пришиваем его в центре странички, так, что бы в итоге он прикрывался дверкой. Сверху пришейте к нему зеленый листик из ткани. Из зеленой пряжи сделайте три помпончика, диаметром 1,5 см или меньше. Сшейте их в цепочку. К одному из крайних помпонов пришейте бусинки-глазки и кусочек красной ткани - язычок, а второй конец вшейте в правый нижний угол под рамку и спрячьте под нее всего червячка. Первый раз ребенку, скорее всего, нужно будет показать, где живет червячок, но потом малыш сам будет вынимать и прятать его. Первая страничка готова, хотя по желанию вы можете еще ее украсить цветочками, листиками или другими элементами.

4. Вторую и третью страницы лучше сразу сшить между собой, так как на них будет делаться большая общая аппликация. Возьмите кусок велюра или махрового полотенца, вырежьте круг, диаметром 10 см и пришейте его в центр третьей (левой) страницы. Пришейте две черные или желтые прозрачные пуговки вместо глаз, а на место носика пришейте розовую пуговку. Ушки сделайте из искусственного меха. Из него же вырежьте два небольших овала (2х1 см), возьмите иголку и тонкую леску, вставьте леску в игольное ушко, завяжите узелок и протащите через один из меховых овалов. Обрежьте леску, оставив усик длинной 3-4 см, таким же образом сделайте по несколько усиков в каждой овале, а затем пришейте их чуть ниже носика, имитируя кошачью мордочку. Пришейте язычок из красной ткани.

5. Из искусственного меха вырежьте длинную полоску, один конец должен быть ровный, второй округлый. Это будет кошачья лапка, пришейте ее от кошачьей мордочки и через всю третью страницу.
Вырежьте из ткани очередной прямоугольник, один из углов срежьте полукругом. Оставшийся прямой угол пришейте к углу третьей страницы, вторую сторону тоже пришейте, но не до конца, что бы получился кармашек.
Теперь вырежьте из ткани два кусочка в виде капелек, 4 см длинной, сшейте вместе, оставив небольшую дырочку, набейте тканевыми обрезками и зашейте окончательно, пришейте глазки, ушки и хвостик. Конец хвостика вшейте внутрь кармашка, чтобы мышка не потерялась. Теперь ребенок может спасать мышку от кошки.

6. Последняя страница. Вырежьте из двух тканей разного цвета (в идеале светло и темно з



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: