Индивидуальные особенности как способы учебной работы (30 мин)




Способ учебной работы — это устойчивое индивидуальное образование, характеризующее умственные операции и личностные предпочтения ученика в процессе усвоения учебного материала.

 

С точки зрения И.С. Якиманской, способ учебной работы имеет три характерные особенности:

· в нем проявляются интеллектуальные способности ученика в их интегрированном виде;

· в нем находит свое отражение личностное отношение ученика к усваиваемому учебному материалу;

· в нем выражаются индивидуально своеобразные особенности процесса усвоения учеником заданного материала.

 

Сильные стороны:

1.) Акцент на процессуальной стороне деятельности. Усвоение учебного материала имеет две стороны – процессуальную и результативную. Способ учебной работы это характеристика процесса деятельности (усвоения), а не его результата. Это «процессуальная сторона усвоения» (Якиманская, 1996). Также как и при стилевом подходе за способом учебной работы закрепляются инструментальные характеристики, т.е. средства осуществления учебной деятельности, применяемые учеником. Из этого следует, что:

· Отношение к индивидуальным особенностям учения теряет оценочный характер, т.е. способы учебной работы (как и когнитивные стили) не делятся на «хорошие» и «плохие», более и менее ценные для обучения.Они характеризуют лишь индивидуально своеобразные способы осуществления познавательной деятельности и не предопределяют однозначно её результат.

· Индивидуальные особенности учения получают не столько количественное, сколько качественное выражение. Каждая такая особенность рассматривается здесь не с точки зрения высокого или низкого уровня ее развития, а с точки зрения характеристик её проявлений.

· Такое понимание индивидуальных особенностей учения, как минимум, не провоцирует учителя на подавление подлинного индивидуального многообразия учащихся в его классе. Учитель, исходя из своей профессиональной позиции, стремится к хорошей результативности своих учеников, их высокой учебной успеваемости. Способы учебной работы не имеют непосредственного отношения к успеваемости, а следовательно, едва ли станут предметом специального и настойчивого внимания педагога. Он не будет их целенаправленно формировать и совершенствовать, а значит, оставит за детьми возможность действовать в соответствии с их действительными индивидуальными особенностями.

2.) Целостный подход к пониманию индивидуальных особенностей учащихся. Также как и при стилевом подходе, раскрытие индивидуальных особенностей учения школьников через способы их учебной работы предполагает тесное взаимодействие интеллектуальной и аффективной составляющей. Так, И.С. Якиманская отмечает, что «способ учебной работы — сложное образование, куда входит потребностно-мотивационная, операциональная, эмоциональная составляющие личности ученика». Потребностно-мотивационная составляющая выражается в отношении учащегося к объекту познания (зачем мне это нужно знать); операциональная заключается в интеллектуальной основе действий (как мне организовать свою работу, какие умственные операции осуществить) и эмоциональная – в общем настроении (удовлетворении от успеха, разочаровании от неудачи, стремлении разобраться в сложившейся учебной ситуации и т.п.)

3.) Динамический подход к изучению индивидуальных особенностей учащихся. Подобно тому, как это имеет место при стилевом подходе, И.С. Якиманская рассматривает способ учебной работы как динамическую характеристику, обладающую известной устойчивостью. Так, И.С. Якиманская определяет способ учебной работы как «устойчивое индивидуальное образование» (Якиманская, 1996). Это, на наш взгляд, позволяет более точно и надежно зафиксировать действительные индивидуальные особенности ученика.

4.) Признание тесной связи индивидуальных особенностей учащихся с условиями обучения. И.С. Якиманская отмечает, что способ учебной работы, демонстрируемый учеником, зависит от конкретных условий осуществления им учебной деятельности, т.е. от насущной образовательной ситуации. «Кроме инвариантных элементов, в структуре способа учебной работы имеются и такие, которые определяются спецификой предметной области знания, уровнем требований к его усвоению, формой репрезентации знания и др.»

 

Слабые стороны:

1.) Отсутствие типологий индивидуальных особенностей учащихся. В результате такого понимания, И.С. Якиманская не приводит своих классификаций, не выделяет типологии способов учебной работы. Да это и невозможно сделать, если принять во внимание, что в реальном учебном процессе таких условий, способных повлиять на способы учебной работы школьников, великое множество. Кроме того, они находятся в постоянном изменении, взаимодействии, образуя каждый раз новые комбинации. Речь, таким образом, должна идти не столько об индивидуально-типологических различиях учащихся по способам учебной работы, сколько о чисто индивидуальных, неповторимых, персональных, уникальных особенностях, не сводимых к тому или иному определенному и неизменному типу.

 

26.09.18



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: