Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)




Рабочая программа дисциплины (модуля)

Экономика предприятия (организации)

 

Направление подготовки

Экономика

 

 

Профиль подготовки

 

Экономика предприятий и организаций

 

Квалификация (степень) выпускника

 

Бакалавр

 

Форма обучения

очная, заочная

 

Иваново 2012


Цели освоения дисциплины

 

Целью освоения дисциплины «Экономика предприятия (организации)» является приобретение студентами комплексных знаний о принципах и закономерностях функционирования фирмы как хозяйственной системы, о располагаемых ресурсах, методах планирования и управления деятельностью фирмы для повышения ее эффективности.

Задачи изучения дисциплины

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями:

- механизма моделирования и управления производственными и социально-экономическими процессами;

- методов обеспечения динамической устойчивости производственных систем;

- методов управления ресурсным потенциалом фирмы;

- принципов организации производственного процесса;

- основами организации финансово-экономической деятельности фирмы;

- методов планирования и управления деятельностью фирмы;

- основами управления инновационной деятельностью фирмы;

- методов управления и оценки экономической эффективности инвестиционных проектов;

- основ анализа и оценки эффективности деятельности фирмы.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

По направлению «Экономика»

Дисциплина «Экономика предприятия (организации)» изучается студентами в пятом и шестом семестрах, входит в вариативную часть профессионального цикла В3 профиля «Экономика предприятий и организаций».

Дисциплина основывается на знании следующих курсов: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Статистика», «Основы национальной экономики», «Основы региональной экономики», «история экономики», «Экономическая информатика», «Информационно-справочные системы», «Бухгалтерский учет и анализ».

Изучение дисциплины необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Планирование на предприятии (организации)», «Производственный менеджмент», «Коммерческая деятельность предприятия (организации)», «Организация инновационной деятельности предприятия (организации)», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)», «Управление затратами предприятия», «Оценка и управление стоимостью предприятия (организации)».

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

 

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

 

В результате освоения компетенций студент должен:

1. Знать:

1.1. Нормативно-правовую базу, регулирующую финансово-хозяйственную деятельность фирмы (предприятия, организации) (ОК-5);

1.2. Методы планирования деятельности фирмы (предприятия, организации) и обоснования управленческих решений (ПК-3, ПК-4);

1.3. Методы оценки деятельности фирмы (предприятия, организации) (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-10);

1.4. Опыт ведущих отечественных и зарубежных компаний в области планирования и управления деятельностью (ОК-9,ОК-11,ПК-9)

 

2. Уметь:

2.1. Вырабатывать управленческие решения, исходя из критического анализа различных вариантов, в целях повышения эффективности деятельности фирмы (ПК-13);

2.2. Формировать систему планов деятельности фирмы (предприятия, организации) (ПК-3, ПК-4);

2.3. Осуществлять управление реализацией конкретного экономического проекта (ОК-7, ПК-11);

2.4. Проводить анализ финансовой отчетности и использовать полученные результаты в целях обоснования планов и управленческих решений (ПК-7, ПК-12);

2.5. Способен формировать систему показателей и использовать современные технологии сбора и обработки информации в целях оценки деятельности фирмы (ПК-1,ПК-2, ПК-4, ПК-10, ПК-12)

 

3. Владеть:

3.1. Навыками сбора и обработки необходимых данных, необходимых для разработки планов и обоснования управленческих решений (ПК-1, ПК-4, ПК-7, ПК-9);

3.2. Методами планирования деятельности фирмы (ПК-3);

3.3. Методами обоснования управленческих решений и организации их выполнения (ПК-4, ПК-7, ПК-13);

3.4. Методами оценки деятельности фирмы (ПК-1,ПК-2);

3.5. Методами выявления резервов повышения эффективности деятельности фирмы (ПК-13).

 

4. Структура и содержание дисциплины «Экономика предприятия (организации)»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

 

№ п/п   Раздел дисциплины, тема Семестр Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах)* Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма итоговой аттестации**
Л ПЗ (С) КР СР О Т,З ОР, СДР
                     
1. Фирма (предприятие) как организация по преобразованию ресурсов, производству товаров и оказанию услуг             О Т  
1.1. Общая характеристика предприятия (организации): цели, задачи, функции и структура   1,2         О Т _
1.2. Предприятие (организация) как основной субъект предпринимательской деятельности             О Т _
1.3. Функционирование предприятия (организации) в рыночной среде   4,5         О Т -
1.4. Организационная структура предприятия (фирмы) и принципы управления   5-7         О Т Р
2. Ресурсное обеспечение предприятия (организации)                  
2.1. Основные фонды (средства) предприятия   7-9         Т З СДР
2.2. Оборотные фонды (средства) предприятия   10,11         Т З СДР
2.3. Трудовые ресурсы (персонал) предприятия: управление, производительность, мотивация   12,13         Т З СДР
2.4. Научно-технические ресурсы предприятия   14-16       Т З СДР  
3. Планирование деятельности предприятия (организации) 5,6                
3.1. Система внутрифирменного планирования   16,17         О Т зачет
3.2. Стратегическое планирование. Выбор и реализация проектов развития предприятия   17-19         - Т,З СДР
3.3. Тактическое планирование. Производственная программа и производственная мощность предприятия   19-21         - Т,З СДР
4. Экономические затраты и результаты деятельности предприятия (организации)                  
4.1. Издержки производства, анализ и планирование себестоимости продукции (услуг)   22-24         - Т,З -
4.2. Прибыль предприятия: формирование, распределение, использование   24-26         - Т,З -
4.3. Анализ и оценка результатов деятельности предприятия и состояния его баланса   26-32         - Т,З СДР
5. Внешняя среда и связи предприятия (организации)                  
5.1. Взаимодействие предприятия с государством. Налогообложение предприятия   32,33         О Т -
5.2. Маркетинг на предприятии. Изучение рынков товаров и услуг   34,35         О Т -
5.3. Управление запасами и движением товаров на предприятии. Логистические системы   35,36         О Т -
  Итого              
  Подготовка курсовой работы     - -     защита
  Всего             экзамен

 

* Л лекция
  ПЗ(С) практическое (семинарское) занятие
  КР контрольная работа
  СР самостоятельная работа
** О опрос
  Т тестирование, З – решение задач
  ОР оценка реферата
  СДР самостоятельная домашняя работа

 

 

Содержание учебного материала

Раздел 1. Фирма (предприятие) как организация по преобразованию ресурсов, производству товаров и оказанию услуг

 

Тема 1.1. Общая характеристика предприятия (организации): цели, задачи, функции и структура

Понятие фирмы, ее общая характеристика. Факторы, определяющие формирование фирмы. Цели, задачи и функции фирмы. Права и обязанности фирмы. Классификация фирм. Внутренняя структура фирмы: понятие, факторы, ее определяющие, типы. Роль малых и средних фирм в развитии экономики.

 

Тема 1.2. Предприятие (организация) как основной субъект предпринимательской деятельности

Сущность предпринимательской деятельности и ее субъекты. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное. Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательства. Современные формы предпринимательской деятельности в России. Особенности организации предпринимательской деятельности за рубежом.

 

Тема 1.3. Функционирование предприятия (организации) в рыночной среде

Товарное производство: рынок, определение, характеристика, виды. Модели рыночной конкуренции. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Механизм функционирования фирмы в условиях рынка. Рыночная модель фирмы. Регулирующая роль цены. Роль качества продукции. Прибыль предприятия (организации) как цель его функционирования. Фирма на рынке ценных бумаг. Конкурентоспособность фирмы. Экономическая устойчивость предпринимательских структур.

 

Тема 1.4. Организационная структура предприятия (фирмы) и принципы управления

Понятие организационной структуры фирмы. Основные виды организационных структур, их достоинства и недостатки. Факторы проектирования организации. Принципы управления. Критерии системы управления фирмой: конкурентоспособность и эффективность.

 

Раздел 2. Ресурсное обеспечение предприятия (организации)

Тема 2.1. Основные фонды (средства) предприятия

Понятие, состав и структура основных фондов (средств). Оценка основных фондов. Износ и амортизация основных фондов. Восстановление и выбытие основных фондов. Показатели и анализ использования основных фондов. Пути улучшения использования основных фондов.

 

Тема 2.2. Оборотные фонды (средства) предприятия

Понятие, классификация, состав и структура оборотных средств. Кругооборот оборотных средств. Определение потребности в оборотных средствах. Источники формирования оборотных средств. Показатели использования оборотных средств. Управление оборотными средствами.

 

Тема 2.3. Трудовые ресурсы (персонал) предприятия: управление, производительность, мотивация

Понятие трудовых ресурсов, кадрового потенциала фирмы и их классификация. Количественная и качественная характеристики трудовых ресурсов. Структура кадров фирмы и ее совершенствование. Управление персоналом. Планирование потребности в кадрах. Мотивация труда. Производительность труда: понятие, основные показатели, методы измерения, факторы и резервы роста. Организация, нормирование и оплата труда.

 

Тема 2.4. Научно-технические ресурсы предприятия

Понятие экономических ресурсов фирмы и их классификация. Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов. Особенности спроса и предложения экономических ресурсов. Закон убывающей предельной производительности. Оптимальное соотношение ресурсов.

 

Раздел 3. Планирование деятельности предприятия (организации)

 

Тема 3.1. Система внутрифирменного планирования

Сущность и функции планирования в условиях рынка. Роль и место планирования в управлении фирмой. Форма планирования и виды планов. Факторы, влияющие на выбор формы планирования. Организация внутрифирменного планирования. Принципы и методы внутрифирменного планирования. Система плановых нормативов и показателей.

 

Тема 3.2. Стратегическое планирование. Выбор и реализация проектов развития предприятия

Значение и сущность стратегического управления. Сущность, структура, этапы, преимущества и недостатки стратегического планирования. Анализ внешней и внутренней среды фирмы. Определение миссии и целей фирмы. Формирование стратегии фирмы. Реализация, контроль и оценка стратегии. Стратегические планы, программы и проекты развития фирмы. Стратегические изменения – основа реализации стратегии фирмы.

 

Тема 3.3. Тактическое планирование. Производственная программа и производственная мощность предприятия

Содержание и функции тактического планирования. Содержание, структура и порядок разработки тактического плана. Планирование производства и реализации продукции. Структура и показатели производственной программы. Формирование портфеля заказов. Технология планирования производственной программы. Понятие, расчет и планирование производственной мощности. Показатели и пути улучшения производственной мощности.

 

Раздел 4. Экономические затраты и результаты деятельности предприятия (организации)

 

Тема 4.1. Издержки производства, анализ и планирование себестоимости продукции (услуг)

Понятие экономических издержек. Издержки внешние и внутренние, предельные и средние. Взаимосвязь общих, постоянных, переменных, средних и предельных издержек фирмы в коротком периоде. Кривая издержек в долговременном периоде, ее формы. Минимальный эффективный размер фирмы и структура отрасли. Понятие себестоимости продукции и ее виды. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Планирование себестоимости. Калькулирование себестоимости. Смета затрат на производство и реализацию. Управление затратами фирмы с целью их минимизации. Зарубежный опыт определения издержек производства. Пути снижения затрат на производство и реализацию.

 

Тема 4.2. Прибыль предприятия: формирование, распределение, использование

Понятие выручки, дохода, прибыли. Сущность, функции, виды прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Максимизация экономической прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде. Резервы повышения прибыли. Формирование прибыли в однономенклатурном и многономенклатурном производстве. Планирование прибыли. Распределение и использование прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли. Понятие, сущность, измерение рентабельности. Порог рентабельности. Запас финансовой прочности фирмы. Виды рентабельности. Факторы, влияющие на величину рентабельности.

 

Тема 4.3. Анализ и оценка результатов деятельности предприятия и состояния его баланса

Основные показатели деятельности фирмы, их классификация. Оценочные и затратные показатели. Экономический анализ работы фирмы: сущность, назначение, основные этапы. Анализ финансового состояния фирмы: понятие, сущность, субъекты и источники. Функции и методы анализа финансового состояния фирмы. Финансовая устойчивость и факторы, влияющие на нее. Оценка финансовой устойчивости. Анализ ликвидности баланса. Оценка платежеспособности фирмы.

 

Раздел 5. Внешняя среда и связи предприятия (организации)

 

Тема 5.1. Взаимодействие предприятия с государством. Налогообложение предприятия

Понятие внешней среды фирмы. Сложность, динамика и типы внешней среды. Области внешнего окружения. Факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды на предприятие. Виды взаимодействия предприятия с государством. Формы, методы и средства государственного регулирования экономики предприятия. Общая характеристика налоговой системы РФ. Основные виды налогов на предприятии.

 

Тема 5.2. Маркетинг на предприятии. Изучение рынков товаров и услуг

Сущность и содержание маркетинга. Процесс управления маркетингом на фирме. Сегментирование и отбор целевых рынков. Инструменты маркетинга. Разработка товаров, товарных марок, упаковки, услуг. Установление цен на товары. Методы распространения товаров: каналы распространения, товародвижение, розничная и оптовая торговля. Продвижение товаров на рынке. Осуществление маркетинговых мероприятий: стратегия, планирование, контроль.

 

Тема 5.3. Управление запасами и движением товаров на предприятии. Логистические системы

Организация материально-технического обеспечения на фирме. Инфраструктура материально-технического обеспечения. Организационная структура управления материально-техническим обеспечением. Планирование материально-технического обеспечения. Условия поставок материальных ресурсов. Основные принципы процессов управления запасами и их оптимизация. Разновидности моделей управления запасами. Анализ использования и оборачиваемости запасов. Планирование доставки материалов. Коммерческая логистика. Выбор поставщика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: