Особенности адаптации младших школьников к условиям начального общего образования. Помощь детям в период адаптации.




Классное руководство

Разработать возможные направления воспитательной деятельности младших школьников, которые помогут учителю в раскрытии интересов, способностей, увлечений детей.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают сло­вари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различ­ных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь пре­творить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поис­ка в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения детей.

В учебной деятельности работа основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого используются следующие формы работы:

1. Урочная деятельность (уроки по предметам).

2. Школьные декады.

3.Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике и окружающему миру.

4. Конкурсы и конференции.

1. В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- работа в малых группах,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

2. Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. Традиционным является проведение предметных недель. Дети не только выполняют задания повышенной сложности - олимпиадные задания, но и по результатам 1 тура интеллектуальные работы в группах. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся готовят и проводят КВН, познавательные игры.

3. Важнейшей формой индивидуальной работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

При этом школа должна рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Она должна обеспечивать реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности, координировать все влияния окружающей среды на личность, ее формирование.

Особенности адаптации младших школьников к условиям начального общего образования. Помощь детям в период адаптации.

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г. Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования (И.А. Милославова).

Различают А. биологическую, физиологическую и социально психологическую. Нас в большей степени интересует последняя.

Социально-психологическая А. представляет собой приспособление к социальной среде.

Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую. На что нужно обратить внимание в эти переходные периоды?

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Рекомендации:

Главное, помнить о том, что ведущим видом деятельности на всём протяжении детства является игра. Образовательный процесс необходимо строить с опорой на игровые методы.

Важно воздействовать на эмоции и чувства ребёнка посредством проявления интереса к детскому мнению по тому или иному вопросу, создание ситуации, попадая в которые ребёнок будет чувствовать себя непринуждённо, свободно, будет ощущать свою значимость.

Обязательным условием общения с учениками является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, улыбка и уравновешенность, исключение повелительного наклонения в обращении к ним, авторитарного стиля общения (По О. Соболевой).

Делайте!
1. Радуйтесь Вашему ученику, принимайте его таким, какой он есть.
2. Будьте терпеливы.
3. Чаще хвалите Вашего ученика. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний и сами верьте, что он может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь.
4. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Отвечайте на каждый вопрос ребенка, тогда его познавательный интерес не иссякнет.
5. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
6. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ученика. Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
7. Почаще говорите с учеником. Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам это действительно интересно.
8. Научите ребенка делиться своими проблемами. Для этого – обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми, но не допытывайтесь; искренне интересуйтесь его мнением.
9. Только вместе с родителями можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Советуйтесь с родителями, поддерживайте постоянную связь с ними. Главное помнить и довести до родителей, что, если возникают вопросы по деятельности педагога, замечания о работе учителя делать в присутствии детей запрещено.
10. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если можете, разумную помощь в его выполнении. Содержательная помощь (решение с ребенком задач и т.п.) нежелательна. Основная функция - помочь обнаружить и зафиксировать трудность в тетради для того, чтобы обсудить ее на следующий день на уроке. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное – возбудить интерес к учению.
11. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.
12. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца.

Не делайте!
1. Не перебивайте ребенка.
2. Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
3. Не критикуйте вашего ученика в присутствии других детей, их родителей.
4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
5. Не используйте формулу «опять ты НЕ…» (Это верный способ выращивания неудачника).

6. В общении с ребенком не стоит использовать условия: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
7. Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад.
8. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
9. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Объясняйте ребенку причины, доводы Ваших требований. Если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к Вам в настоящем и будущем.

Признаки успешной адаптации:

 удовлетворенность ребенка процессом обучения;

 ребенок легко справляется с программой;

 степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

 удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 

Признаки дезадаптации:

 усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

 нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

 стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

 нежелания выполнять домашние задания.

 негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

 жалобы на те или иные события, связанные со школой.

 беспокойный сон.

 трудности утреннего пробуждения, вялость.

 постоянные жалобы на плохое самочувствие.

 

Диагностировать уровень адаптации возможно с помощью тестов, анкетирований, наблюдений. Вот некоторые варианты подобных диагностик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: