Магомедова Луиза Исламудиновна




ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», Россия, Махачкала

Доцент кафедры «Общей и теоретической педагогики»

Кандидат педагогических наук

 

Актуальные проблемы
системы дополнительного образования детей

 

Аннотация Статья посвящена исследованию проблем современной системы дополнительного образования детей. В ней представлена выдержка из Закона «Об образовании», в котором система дополнительного образования выделена в особую систему российского образовательного процесса; обосновывается значимость обращения к развитию рос системы дополнительного образования детей, которая проявляется в её социально педагогических возможностях. Особое внимание уделяется аналитике главных проблем системы дополнительного образования в современных исследованиях (Проблема кадров; Недостаточность изученности социального заказа на дополнительное образование учащихся; Недостаточность разнообразия в сфере дополнительного образования; Низкое материальное положение семей; Конкурентоспособность принятых форм дополнительного образования детей; Недостаточное количество детей; Возрастание социальных проблем на фоне финансовых возможностей местного самоуправления); выделяются требования к определённым, потенциально конкурентным особенностям дополнительного образования детей. Проблемы выделяются на основе теоретического анализа исследований работ отечественных учёных в области российского образования. Выделен ряд проблем дополнительного образования детей, по поводу которых теоретики и практики не пришли к единому мнению о предпочтительности того или иного подхода. Делаются выводы о необходимости исследования указанных проблем, возможностях их решения.

Ключевые слова: дополнительное образование; школьник; учреждения дополнительного образования; детские учреждения; негосударственные учреждения дополнительного образования; педагог дополнительного образования; свободное время; умения; конкурентоспособность

На сегодняшний день дополнительное образование школьников рассматривают как одну из важнейших составляющих образовательного процесса, что сложился на данном этапе развития российского общества. 10 июля 1992 году был принят Закон «Об образовании», который выделил дополнительное образование как «особый» вид образования: «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

· в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

· в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

· посредством индивидуальной педагогической деятельности;

· в научных организациях ». [1]

Учреждения дополнительного образования школьников являются инновационным типом образовательных учреждений, которые имеют свои задачи и особенности в едином образовательном пространстве.

Одна из главных задач дополнительного образования заключается в создании таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их желаниями, интересами и наличествующим потенциалом, непрерывно стремились бы узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности. Но в рамках лишь школьных предметов эта задача не решается. По этой причине в отечественном образовании выделяется тот факт, что учреждениям дополнительного образования отводится особенная роль в процессе формирования способностей и склонностей, а также профессионального и социального самоопределения подростков.

Также, c каждым годом важнейшее значение приобретают учреждения дополнительного образования школьников, которые обеспечивают занятость детей и подростков, организуют их социально значимый досуг, профилактику наркомании, правонарушений и других девиантных проявлений в среде несовершеннолетних. Это является подтверждением востребованности подобной формы образования в обществе.

B.А. Березина подчёркивает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно технической, художественной, …и другой образовательной деятельности».

В связи с вышесказанным, формирование единой образовательной системы нуждается в применении новых методов управления, которые будут способствовать возрастанию уровня конкурентоспособности услуг образовательного учреждения.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что необходимость разрабатывать теоретические и практические пути формирования системы дополнительного образования школьников актуальна.

Некоторое обобщение приведённых позиций приведено в определении, которое дала Т.А. Антопольская: «Дополнительное образование детей рассматривается в виде подсистемы общего образования, которая обладает механизмами социально педагогического выравнивания разных категорий детей для получения образования согласно с их интересами, и что нуждается в развитой культурной организации, которая помогает расширять и обогащать культурную область самореализации личности ребёнка и других его субъектов».

Дополнительное образование школьников обладает определёнными, потенциально

конкурентными особенностями. К таковым относятся следующие требования:

· создавать условия для свободного выбора каждым учащимся образовательной среды, профиля программы и педагога;

· личностно ориентированный характер образовательного процесса, который способствует формированию мотивации к творчеству и познанию, самоопределению и самореализации;

· создавать атмосферу для достижения успеха каждым воспитанником и личностно ориентированный подход к каждому ребёнку;

· создавать условия для самопознания, самореализации и самоопределения

· личности;

· разнообразные виды деятельности, которые удовлетворяют потребностям и

· раз интересам воспитанника;

· признавать за ним права на пробы и ошибки в его выборе, а также пересмотр возможностей в самоопределении.

Таким образом, превосходство дополнительного образования школьников в настоящее время заключается в его особенном социально педагогическом потенциале.

М.Н. Поволяевой выделяется тот факт, что «наряду с положительными тенденциями (создать систему воспитательной работы и образовательных программ; изменить содержание и внедрить новые педагогические технологии; повысить уровень квалификации руководителей учреждений и педагогов на разных условиях), теоретики и практики не пришли к единому мнению о предпочтительности того или иного подхода к целому ряду проблем дополнительного образования учащихся:

· это, прежде всего, оценка качества дополнительного образования обучающихся;

· вопросы, касающиеся расширения обязанностей родителей и общественных организаций в том, чтобы определять нормативные подходы к оценке дополнительного образования воспитанников;

· вопросы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей, уровня их подготовки;

· вопросы о роли и месте дополнительного образования детей в предпрофильной подготовке;

· вопросы содержания форм и методов дополнительного образования детей в организации школ полного дня;

· создание автономных некоммерческих объединений и их место в системе. [6]

При теоретическом анализе исследований работ российских учёных, таких как Золотарёва А.В., Антопольская Т.А., Березина В.А., Поволяева М.Н. нами был выделен следующий ряд проблем в деятельности учреждений дополнительного образования учащихся:

· проблемы кадров: недостаток квалифицированных кадров по различным направлениям дополнительного образования учащихся, отсутствие подготовки будущих педагогов в сфере высшего образования; нехватка материальной стимуляции специалистов дополнительного образования детей;

· недостаточность изученности социального заказа на дополнительное образование учащихся, нехватка технологий по его изучению, невозможность полностью удовлетворить известный социальный заказ детей из-за недостатка кадров и неразвитости материальной базы;

· недостаточность разнообразия в сфере дополнительного образования, зачастую месторасположение учреждений дополнительного образования школьников бывает неудобно для родителей и детей, удалённость учреждений дополнительного образования от сельских школ;

· из-за низкого материального положения семей отсутствует возможность ввести платные дополнительные образовательные услуги.

Наряду с вышеприведёнными проблемами можно выделить ещё один ряд проблем в сфере дополнительного образования детей:

· Конкурентоспособность принятых форм дополнительного образования детей активно снижается по причине развития инновационных игровых возможностей досуга. В настоящее время детям доступны широкие возможности в выборе развлечений, а также других форм интересного времяпрепровождения, которые не требуют серьёзных усилий.

· Недостаточное количество детей, посещающих занятия в учреждениях дополнительного образования. Возможно, причина не только в качестве образовательных программ, но и в более глубоких социально психологических изменениях: современных детей уже не устраивает такая форма получения образования, как постоянные обязательные занятия.

· Возрастание социальных проблем на фоне финансовых возможностей местного самоуправления может укрепить мнение о дополнительном образовании как об излишней роскоши. При финансовом кризисе не исключено резкое сокращение системы, в результате чего останутся только программы, которые имеют сильную общественную поддержку. Из этого следует, что программы дополнительного образования могут быть стабильными только в том случае, если очевидна их социальная значимость.

При этом исследователи отмечают тот факт, что на сегодняшний день именно программы негосударственных учреждений дополнительного образования являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами муниципальных упреждений. Большая часть образовательных учреждений уделяет внимание, в основном, образованию своих учеников, на воспитательную же её составляющую остаётся совсем мало времени, объясняя это тем, что воспитанием должны заниматься либо учреждения дополнительного образования, либо сами родители детей. Подобные программы решают за короткой срок общие проблемы, которые возникают в образовании детей, таких как: подготовка к поступлению в школу и ВУЗ; обращению по работе с компьютером и обучению основным компьютерным программам; развитию коммуникативных навыков и т.п. Такие программы являются решением на проблемы, которые актуальны для родителей, проблемы, что необходимо решать за короткое время, и потому родители согласны платить за это. Именно этот факт даёт повод считать дополнительное образование в негосударственном секторе - состоявшимся. Внедрение и осуществление программ дополнительного образования повышает уровень конкурентоспособности учреждений дополнительного образования детей.

Литература:

Антопольская Т.А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. №4

Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие В.А. Березина. - М.: Диалог культур,

Долгая Н.А. Формирование патриотических чувств средствами КТД. Материалы Юбилейной научной сессии профессорско преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70 летию Победы в Великой Отечественной войне 2015. С. 144

Иванова Т.В. Социально педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей [Текст] Т.В. Иванова Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) Т. - Челябинск: Два комсомольца, 2011 Магомедова З.М. Трансформация традиций воспитания в современной дагестанской семье. Проблемы семьи и семейного воспитания в условиях полиэтнического и поликонфессионального региона Материалы Всероссийской научно практической конференции с международным участием. 2015. С. 179

Поволяева М.Н. Научно методическое и информационное обеспечение системы ДОД Вестник образования России. 2007. №20.

Поликашева Н.В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования Н.В. Поликашева. - - - Проблемы современного образования: материалы Международной научной конференции, 23 апреля 2008 года А.В. Щербаков, П.В. Осипов, Л.И. Патрушина. - Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2008. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266 1 г. Москва "Об образовании"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: