Отличия сетевых организаций от обычных организаций в сфере производства




Становление сетевой экономики

Переход к постиндустриальной парадигме мирового развития:

· накопление и наращивание новых знаний происходит путем их сетевого тиражирования;

· становление новой – сетевой – модели координации связей.

 

Сетевая экономика:

· сетевые информационные потоки;

· сетевые структуры;

· сетевые взаимодействия.

 

В результате возникают:

· новая модель компании;

· новая модель рынков;

· новая модель управления.

 

Новая модель компании:

· Глобальные сетевые компании, базирующиеся на сотрудничестве многих независимых организаций и лиц.

· К их числу относятся: производители, потребители, поставщики, партнеры и прямые конкуренты.

 


 

 

Формы рыночной координации

 

Тип координации Механизм координации

 

 

  Иерархия     Административные команды
  Рынок     Ценовой механизм
  Сети     Партнерские связи

 

 

Сетевая координация (определение 2006г.)

Процесс формальных и неформальных согласований между автономными акторами, в ходе которого создаются совместные правила и структуры, регулирующие взаимодействие участников и способы их деятельности, или решаются объединяющие задачи, причем эти нормы и правила разделяются всеми участниками, принося им взаимные выигрыши.


Модели партнерского взаимодействия

В экономических системах

Наиболее успешными с точки зрения инновационного развития оказываются сетевые организации, партнерами в которых являются организации трех институциональных секторов – науки (образования), бизнеса и государства.

 

 

Парное пересечение окружностей – область взаимодействия и консенсуса – пространство нового знания

 

Тройное пересечение окружностей – область интегрального эффекта сетевой координации и роста производительности

 

 


 

Формирование инновационной сети

 

   
 
 
 
 
 

 

 

Кластеры как форма сетевой организации

Определение (М.Портер):

Кластер – это форма сети, расположенной в рамках географического района таким образом, что территориальная близость фирм и институтов обеспечивает не только конкуренцию, но также кооперацию, общность и взаимодействие.

Основные характеристики кластеров

· Территориальная локализация (общность ресурсов);

· Принадлежность к связанным отраслям (заинтересованность в обмене информацией);

· Наличие связей на рынках товаров и ресурсов (преимущественно неформальных);

· Переплетение конкуренции и сотрудничества на рынках ресурсов, товаров и услуг.

Формы взаимодействия с конкурентами

Обмен информацией о технологии производства
Обмен информацией о состоянии спроса
Обмен успешным опытом управления
Кооперация в рамках отдельных бизнес-проектов
Совместные программы обучения и повышения квалификации
Совместное использование активов (недвижимость, транспорт, информация)
Совместное использование результатов НИОКР
Совместная разработка предложений по совершенствованию экономической политики

Сетевые организации

Определение сетевой организации в сфере производства:

Сетевая организация – это гибкое, в ряде случаев временное взаимодействие между производителями, покупателями, поставщиками и потребителями.

 

Важно:

Сетевая организация – это динамичная структура, основные компоненты которой могут соединяться или разъединяться в зависимости от изменения конкурентных условий.

 

 

Схема 1.

Отличия сетевых организаций от обычных организаций в сфере производства

 

Типовые признаки Обычные организации Сетевые организации
Тип связи в организации Административные, иерархические На основе единства целей и взаимной выгоды
Тип структуры Жестко фиксированный, устойчивый Динамичный
Отношения между участниками организации На административных началах (последовательность команд) На рыночных началах («внутренние рынки», т.е. цепь контрактов)

 

Важно:

Эффект сетевой организации – каждый участник может осуществлять именно тот вид деятельности, в котором он способен добиться наивысших результатов.

 


 

Признаки сетевой организации:

 

· Производственно-хозяйственная кооперация на основе общих интересов и взаимодействия участников – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний (возможно взаимное владение акциями);

 

· Возможность использования общих активов нескольких фирм, являющихся звеньями единой ценностной цепи;

 

· Управление потоками ресурсов на основе рыночных механизмов обеспечивающих кооперацию и обмен знаниями в интересах удержания позиций в ценностной цепи;

 

· Успешное выполнение контрактных обязательств и улучшение конечных результатов деятельности за счет более высокой заинтересованности, мотивации и активности участников цепи

 

Важно:

Связи по взаимному интересу, в отличие от административных, легко преодолевают организационные барьеры между фирмами, клиентами и даже конкурентами.

 

По мере необходимости число участников сети может свободно меняться (расширяться или сокращаться)

 

Отдельные участники сети получают возможность ограничить или ликвидировать те виды деятельности, которые более эффективно могут выполняться другими членами сети.

 

 


 

Сравнительная характеристика организационных моделей

 

Ключевые факторы Модель административно-иерархической организации Модель сетевой организации
Нормативная база Служебные взаимоотношения Договорные отношения
Средства связи Стандартные Использование разнообразных современных технологий
Модель разрешения конфликтов Административные приказы, контроль Нормы взаимности (по интересам)
Степень гибкости Низкая Высокая
Обязательства сторон Средний уровень Высокий уровень
Атмосфера (климат) в организации Формальная, бюрократическая Предполагаемая открытость, взаимовыгодность
Преференции или выбор участников Подчиненность Взаимозависимость

 

 

Модификации моделей сетевых организаций:

· Стабильная сеть – обслуживает стабильные предсказуемые рынки;

 

· Внутренняя сеть – создает «внутренние рынки», т.е. рыночные отношения внутри сети

 

· Динамичная сеть – временный союз организаций, прекращающийся после выполнения намеченных задач;

· Паутина – сеть, работа которой координируется из одного центра (паук) и использует услуги внешних субподрядчиков и работников с неполной занятостью.

 

 


 

 

Неформальные социальные сети

 

Неформальные социальные сети (личные сети) – важное средство распространения знаний, эффективно действующее в определенных случаях:

 

· При поиске людей со специфическим, необходимым для организации опытом;

 

· При обмене идеями и мнениями;

 

· Для обеспечения доступа к необходимым источникам информации;

 

· Для «расшифровывания» культурных норм и ценностей.

 

 

В целях оценки и улучшения действия социальных сетей используются особые характеристики качества отношений в сетях:

 

· Определенность – характер знаний, которыми владеют члены сети, и сфера приложения этих знаний;

 

· Доступность – возможность своевременного получения доступа к имеющимся знаниям

 

· Участие – способность потенциального носителя нужного знания оказать поддержку члену сети, которому необходимо это знание для решения общих проблем;

 

· Свобода – свободные и доступные взаимоотношения внутри сети способствуют творчеству, изобретательности и генерации новых идей.

 

 


 

Виртуальные организации

 

Определение: Виртуальная корпорация – это временная сетевая структура независимых организаций, связанных информационной технологией и объединяющихся для достижения совместного результата.

 

Результат обеспечивается за счет эффективного использования ресурсов и ключевых компетенций компаний, входящих в виртуальную корпорацию.

 

Главная особенность виртуальных сетей –использование информационных и коммуникационных технологий и преимущественно электронной связи между партнерами.

 

С точки зрения современного менеджмента сущность виртуальных организаций отражают следующие их характеристики:

· Незначительная физическая (материальная) структура – материальные активы невелики и территориально разобщены; физическая инфраструктура вытесняется связями между компьютерами;

· Доверие коммуникационным технологиям – эти технологии составляют ядро концепции виртуальной организации;

· Мобильность работы – снижается значимость физического места работы и непосредственного физического контакта работников;

· Смешанные формы – сосуществование и совместная работа компаний и бизнес-элементов, не связанных структурными ограничениями;

· Отсутствие границ и вовлеченность – сознательная размытость границ, позволяющая создать очень тесные цепочки связей;

· Гибкость и ответная реакция – для реализации определенной бизнес-цели собираются, а при необходимости демонтируются разнообразные элементы, что дает возможность быстро реструктурировать и заново развертывать активы.

 

 


 

 

Обучающиеся организации

 

 

Определение:

Обучающаяся организация – это организация, способная превратить потенциальные знания в реальные активы знаний и эффективно использовать наработанные за счет активов знаний новые процессы и методы.

 

Важно:

Неспособность к обучению означает неспособность адаптироваться и развиваться в условиях меняющейся внешней среды. Поэтому многие корпорации умирают преждевременно из-за неспособности обучаться.

 

Общие черты корпораций, способных обучаться:

· Чуткое отношение к изменениям во внешней среде;

· Высокая степень сплоченности и идентичности культуры;

· Открытость к обучению, т.е. толерантность к новым или противоположным идеям и видам деятельности;

· Консервативное финансирование как сдерживающий фактор рисковых инвестиций корпорации.

Фирмы с этими характеристиками имеют обычно более длительный жизненный цикл.

 

Важно:

Способность организации к обучению является источником создания конкурентных преимуществ компании

 

 


 

Способы, формы и принципы обучения в организациях

 

Поддерживающие способы Переходящие способы Способы прогнозирования Универсальные способы
Система представления предложений от сотрудников Самоуправляемые рабочие группы Статистический контроль Сравнительное определение эффективности Тренинговые программы Передача инноваций Реорганизация процесса деловых отношений Целевые и специальные группы Программы всеобщего управления качеством Повышение квалификации в организации Децентрализованное стратегическое планирование Совместные предприятия и стратегические альянсы Повышение квалификации вне организации Анализ сценариев Метод Дельфи Анализ влияния факторов Изучение потребителя Группы внешних консультантов Содержательный анализ

 

 

Принципы успешного организационного обучения:

· обучаться быстрее, чем конкуренты;

· обучаться внутри организации – друг у друга, у групп;

· обучаться за пределами организации – у поставщиков и потребителей;

· обучаться по вертикали – от вершины до основания организации;

· задавать правильные вопросы и применять обучение в действии;

· прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться на них;

· применять на практике то, чему научились, и учиться на практике;

· обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда;

· обучаться в областях, где раньше обучение не проводилось.

 

 


 

 

Интеллектуальные организации

 

 

Определение:

Интеллектуальные организации – это новый современный тип организационных структур, опирающихся на небольшое число работников высокого интеллектуального уровня, использование сложного оборудования и компьютерной техники и создание продукции с большой добавленной стоимостью. Характерный признак – большое число внештатных работников, занятых не на постоянной, а на субконтрактной основе.

 

Схема 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: