учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 28».




Самоанализ урока литературы в 9 «А» Титовой Елены Александровны,

учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 28».

Учебник «Литература/С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., 2019.

Тема: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как произведение реализма о смысле жизни.

Это 7 урок изучения творчества А.С. Пушкина. Содержание темы связано с определением учащимися значения творчества А.С. Пушкина для русской и мировой литературы и культуры, характеристикой эволюции его творчества от романтизма к реализму, обращением к их жизненному опыту. В этом и заключается особенность, которая позволяет реализовать важнейший дидактический принцип связи урока с жизнью. На последующих уроках будем вести разговор о нравственно-философском звучании пушкинской прозы и драматургии, о мастерстве писателя в создании характеров. Таким образом, каждый последующий урок опирается на ранее усвоенные знания.

Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса обобщения и систематизации.

Цель урока: характеристика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина как произведения реализма о смысле жизни.

Личностные:

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Воспитание уважительного отношения к русской литературе.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные:

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные:

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных направлений, родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.

Задачи:

1). Учителя:

1.Образовательные: раскрыть нравственно-философское звучание пушкинской драматургии;

- показать мастерство писателя в создании характеров.

2. Развивающие:

- способствовать развитию умения давать аргументированную оценку литературного произведения.

3. Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к русской литературе и творчеству А.С. Пушкина.

2). Ученика:

1.Образовательные: научиться находить нужную информацию в учебнике, дополнительной литературе, интернете;

2.Развивающие: научиться грамотно, четко и точно выражать свои мысли, делать необходимые выводы.

3.Воспитательные: научиться бережно относиться к классической литературе.

Проведенный урок формирования теоретико-литературных понятий с привлечением художественного текста соответствует всем современным программным требованиям. Он спроектирован с учётом содержания примерной программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Важнейшей задачей организации такого урока является усвоение, систематизация и обобщение знаний через анализ художественного текста. Основным источником систематизации и обобщения знаний для учащихся был учебник, тексты пьесы «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», материалы из интернета, словаря литературоведческих терминов.

Тип урока: комбинированный.

Технология: технология развивающего обучения; коллективная система обучения (КСО).

Методы: объяснительно-иллюстративного обучения; м етоды проблемно-поискового обучения: беседа, самостоятельная работа с учебным материалом, проблемное изложение, частично-поисковый; метод творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.

В соответствии с типом урока была выбрана следующая структура:

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (5 мин).

2. Целеполагание (2 мин).

3. Совместное открытие новых знаний (12 мин)

4. Самостоятельное применение новых знаний(10).

5. Итог(5 мин).

6. Рефлексия (4 мин);

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению (2 мин).

Этапы урока логически связаны между собой.

Исходя из темы урока «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как произведение реализма о смысле жизни» учащиеся формулируют цель урока. Уже на этапе актуализации опираемся на знания учащихся, полученные ранее.

На этапе совместного открытия новых знаний проводится работа с текстом учебника, с литературоведческим словарём. Здесь же происходит постепенное погружение в историю создания «Маленьких трагедий». На этапе самостоятельного применения новых знаний учащиеся проводят частичный анализ пьесы «Скупой рыцарь» и более детально знакомятся с

трагедией «Моцарт и Сальери». На этих этапах развиваем следующие УУД:

коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Слушать и слышать собеседника

познавательные УУД: извлечение нужной информации.

Таким образом, знания не сообщаются в готовом виде, а приобретаются учащимися в ходе самостоятельной работы.

На этапе подведения итога учащиеся обсуждают и обобщают знания о главных проблемах и мысли о героях в сравнении с современностью. Здесь развиваются личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

На этапе рефлексии ученики выражают свои мысли честно, откровенно, с полнотой и точностью. Таким образом, учащиеся делятся своими впечатлениями от произведения и проделанной ими работы. В течение данного этапа они слушают интересные мысли товарищей, формируют окончательное представление о «Маленьких трагедиях» как произведении реализма о смысле жизни. На этом этапе делаем акцент на коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Этап постановки домашнего задания содержит в себе разъяснение содержания и способа выполнения домашнего задания.

Структура урока построена с учётом использования активных форм организации познавательной деятельности: групповой, фронтальной, индивидуальной, самостоятельной, которые позволяют обеспечить активное участие каждого ученика в изучении и освоении материала.

Формирование коммуникативной компетенции выполняется через использование следующих методов и приемов: публичное выступление, групповая форма работы, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста.

Формирование учебно-познавательной компетенции: метод гипотез, проблемная ситуация, целеполагание, рефлексия.

Формирование информационной компетенции: работа со справочной литературой

Разнообразие видов деятельности и формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная, самостоятельная способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

Все задания даются в деятельностной форме. Использование разнообразных заданий способствуют развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживается благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию проблемной ситуаций, сотрудничества с учениками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: