Самоанализ урока литературы в 9 «А» Титовой Елены Александровны,
учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 28».
Учебник «Литература/С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., 2019.
Тема: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как произведение реализма о смысле жизни.
Это 7 урок изучения творчества А.С. Пушкина. Содержание темы связано с определением учащимися значения творчества А.С. Пушкина для русской и мировой литературы и культуры, характеристикой эволюции его творчества от романтизма к реализму, обращением к их жизненному опыту. В этом и заключается особенность, которая позволяет реализовать важнейший дидактический принцип связи урока с жизнью. На последующих уроках будем вести разговор о нравственно-философском звучании пушкинской прозы и драматургии, о мастерстве писателя в создании характеров. Таким образом, каждый последующий урок опирается на ранее усвоенные знания.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса обобщения и систематизации.
Цель урока: характеристика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина как произведения реализма о смысле жизни.
Личностные:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Воспитание уважительного отношения к русской литературе.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Метапредметные:
Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.
Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные:
Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных направлений, родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.
Задачи:
1). Учителя:
1.Образовательные: раскрыть нравственно-философское звучание пушкинской драматургии;
- показать мастерство писателя в создании характеров.
2. Развивающие:
- способствовать развитию умения давать аргументированную оценку литературного произведения.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к русской литературе и творчеству А.С. Пушкина.
2). Ученика:
1.Образовательные: научиться находить нужную информацию в учебнике, дополнительной литературе, интернете;
2.Развивающие: научиться грамотно, четко и точно выражать свои мысли, делать необходимые выводы.
3.Воспитательные: научиться бережно относиться к классической литературе.
Проведенный урок формирования теоретико-литературных понятий с привлечением художественного текста соответствует всем современным программным требованиям. Он спроектирован с учётом содержания примерной программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Важнейшей задачей организации такого урока является усвоение, систематизация и обобщение знаний через анализ художественного текста. Основным источником систематизации и обобщения знаний для учащихся был учебник, тексты пьесы «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», материалы из интернета, словаря литературоведческих терминов.
Тип урока: комбинированный.
Технология: технология развивающего обучения; коллективная система обучения (КСО).
Методы: объяснительно-иллюстративного обучения; м етоды проблемно-поискового обучения: беседа, самостоятельная работа с учебным материалом, проблемное изложение, частично-поисковый; метод творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.
В соответствии с типом урока была выбрана следующая структура:
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (5 мин).
2. Целеполагание (2 мин).
3. Совместное открытие новых знаний (12 мин)
4. Самостоятельное применение новых знаний(10).
5. Итог(5 мин).
6. Рефлексия (4 мин);
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению (2 мин).
Этапы урока логически связаны между собой.
Исходя из темы урока «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как произведение реализма о смысле жизни» учащиеся формулируют цель урока. Уже на этапе актуализации опираемся на знания учащихся, полученные ранее.
На этапе совместного открытия новых знаний проводится работа с текстом учебника, с литературоведческим словарём. Здесь же происходит постепенное погружение в историю создания «Маленьких трагедий». На этапе самостоятельного применения новых знаний учащиеся проводят частичный анализ пьесы «Скупой рыцарь» и более детально знакомятся с
трагедией «Моцарт и Сальери». На этих этапах развиваем следующие УУД:
коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Слушать и слышать собеседника
познавательные УУД: извлечение нужной информации.
Таким образом, знания не сообщаются в готовом виде, а приобретаются учащимися в ходе самостоятельной работы.
На этапе подведения итога учащиеся обсуждают и обобщают знания о главных проблемах и мысли о героях в сравнении с современностью. Здесь развиваются личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
На этапе рефлексии ученики выражают свои мысли честно, откровенно, с полнотой и точностью. Таким образом, учащиеся делятся своими впечатлениями от произведения и проделанной ими работы. В течение данного этапа они слушают интересные мысли товарищей, формируют окончательное представление о «Маленьких трагедиях» как произведении реализма о смысле жизни. На этом этапе делаем акцент на коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.
Этап постановки домашнего задания содержит в себе разъяснение содержания и способа выполнения домашнего задания.
Структура урока построена с учётом использования активных форм организации познавательной деятельности: групповой, фронтальной, индивидуальной, самостоятельной, которые позволяют обеспечить активное участие каждого ученика в изучении и освоении материала.
Формирование коммуникативной компетенции выполняется через использование следующих методов и приемов: публичное выступление, групповая форма работы, учебный диалог, обмен мнениями, обсуждение проблемной ситуации, анализ текста.
Формирование учебно-познавательной компетенции: метод гипотез, проблемная ситуация, целеполагание, рефлексия.
Формирование информационной компетенции: работа со справочной литературой
Разнообразие видов деятельности и формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная, самостоятельная способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Все задания даются в деятельностной форме. Использование разнообразных заданий способствуют развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживается благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию проблемной ситуаций, сотрудничества с учениками.