Назначение и виды устройств автоматики и телемеханики и требования к ним. Классификация устройств автоматики и телемеханики




Занятие 15

Системы и устройства автоматики, телемеханики и связи.

Назначение и виды устройств автоматики и телемеханики и требования к ним. Классификация устройств автоматики и телемеханики

Железнодорожная автоматика и телемеханика — это один из основных видов сооружений и устройств железнодорожного транспорта, предназначенный для регулирования и обеспечения безопасности поездов на перегонах и станциях. Этот вид технических средств принято называть также устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Устройства СЦБ оказывают существенное влияние на повышение безопасности движения, повышение пропускной и провозной способности перегонов и целых направлений, пропускной и перерабатывающей способности станций. Улучшение использования подвижного состава, увеличение производительности труда.

Сигнализация – единая система сигналов и технических средств для передачи ими приказов, относящихся к движению поездов и маневровой работе.

Централизация – технические средства управления стрелками и сигналами, подаваемыми светофорами, на станции или целом участке из одного пункта.

Блокировка (путевая) – представляет собой систему автоматики, обеспечивающую разграничение поездов во время движения на ЖД участке.

Все устройства СЦБ получили распространение в виде системы: путевая автоматическая блокировка с автоматической локомотивной сигнализацией; путевая полуавтоматическая блокировка; автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи при движении поездов; электрическая централизация стрелок и сигналов; диспетчерская централизация; диспетчерский контроль; автоматическая светофорная переездная сигнализация и автошлагбаумы; горочная автоматическая централизация.

Устройства автоматики и телемеханики служат для регулирования движения поездов и обеспечивает безопасность их следования по перегонам и станциям. Созданный на базе электромеханических реле комплекс, в перспективе нацелен на переоборудование на электронные и микропроцессорные системы.

В зависимости от назначения все СЦБ делятся на две группы:

- устройства СЦБ на перегонах;

- устройства СЦБ на станциях.

Устройство СЦБ на перегонах:

- полуавтоматическая блокировка(ПАБ);

- автоматическая блокировка (АБ);

- автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС);

- диспетчерский контроль за движением поездов (ДК);

- автоматическая переездная сигнализация.

Устройство СЦБ на станциях:

- электрическая централизация (ЭЦ);

- диспетчерская централизация (ДЦ);

- комплекс устройств горочной автоматики.

В процессе организации движения поездов основные управляющие решения принимает человек-оператор (поездной диспетчер, дежурный по станции и др.). Системы железнодорожной автоматики и телемеханики осуществляют непосредственную реализацию принятых решений (перевод стрелок, включение сигнальных показаний светофоров, передача управляющих приказов и др.), обеспечивая выполнение условий безопасности движения поездов. При этом такие функции, как управление, регулирование, контроль, защита, выполняются автоматически.

Под автоматическим управлением понимается автоматическое воздействие на управляемый объект (объект управления), в результате чего изменяется состояние объекта либо изменяются значения его параметров.

Если управляемый объект имеет конечное множество состояний, то он относится к классу дискретных.

К дискретным объектам управления относятся, например, следующие:

стрелка — может находиться в одном из двух положений — плюсовом или минусовом;

светофор — может находиться в одном из двух состояний — открытом (несколько сигнальных показаний) или закрытом;

реле — может находиться под током (включено) или без тока (выключено);

электродвигатель — может быть включен или выключен.

Если объект имеет бесконечное множество состояний, то он относится к классу непрерывных. К непрерывным объектам управления относятся, например, источники напряжения (тока), параметры выходных сигналов которых могут принимать любые значения из установленного диапазона.

Автоматическое управление непрерывными объектами называется автоматическим регулированием.

Под автоматическим контролем понимается автоматическое определение состояния управляемого обьекта. В этом случае употребляют термин «контролируемый объект (объект контроля)». В системах железнодорожной автоматики и телемеханики в качестве контролируемых выбираются все объекты управления, а также другие объекты, управление которыми не осуществляется, но информация о состоянии которых необходима для принятия управляющих решений.

К последним относятся, например, следующие:

— участки пути на перегонах и станциях — используется информация об их состоянии (свободны или заняты);

— перегоны — используется информация об их состоянии (свободны или заняты) и установленном направлении движения;

— источники электропитания (внешние, аккумуляторные батареи и др.) — используется информация о значениях напряжений питания устройств СЦБ.

Под автоматической защитой понимается автоматическое обеспечение безопасных для защищаемых объектов (обьектов защиты) режимов функционирования, т.е. режимов, установленных технической документацией на объект. В эксплуатационных условиях реализуется автоматическая защита устройств СЦБ от воздействия перенапряжений и токовых перегрузок, от влияния электромагнитных помех, от воздействия метеорологических факторов и др.

Системы и устройства СЦБ характеризуются территориальной рассредоточенностью аппаратуры, т.е. управляемые и контролируемые объекты могут находиться на значительном удалении (от нескольких десятков метров до десятков километров) от аппаратуры управления и контроля. Поэтому существует необходимость реализации функций управления и контроля на расстоянии. Такой способ обмена информацией называется телемеханическим, а системы, реализующие его, — системами телемеханики. В состав системы телемеханики входят устройства пункта управления и контролируемых

(исполнительных) пунктов, а также аппаратура передачи информации (каналы связи).

Системы телемеханики реализуют следующие основные функции:

• телеуправление — управление состоянием (положением) дискретных и непрерывных объектов; телеуправление непрерывными объектами называется телерегулированием;

• телесигнализация — получение информации о состоянии управляемых и контролируемых объектов;

• телеизмерение — получение информации о значениях параметров управляемых и контролируемых объектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: