Модуль 2. Теория философии




1. Кем впервые было сформулировано понятие бытия в Античной философии?

а) Аристотель

б) Платон

в) Гераклит

+г) Парменид

2. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями 1). элеатов 2). брахманизма 3). даосизма 4). атомистов

+3. безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека;

+4. пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;

+1. единое под разными именами; ни сущее, ни несущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления;

+2. неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия.

3. В основу религиозного мировоззрения заложено следующее понимание бытия

+а) Бог есть предельно совершенная форма бытия, причина и источник бытия;

б) бытие то, что находится в постоянном изменении, движении, развитии;

в) подлинной причиной бытия является человек;

г) бытие — это то, что дано нам в ощущениях.

4. Какому философу – какое определение бытия принадлежит 1). Фоме Аквинскому 2). Аврелию Августину 3). Дж. Беркли 4). Жан-Поль Сартру

+4. бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;

+2. Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;

+3. быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия - одно и то же;

+1. Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность.

5. Философия представляет собой…

+а) систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

б) набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей

в) мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы

г) сложившуюся картину мира, принятую специалистами

6. Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называют

+а) онтологией

б) гносеологией

в) логикой

г) эстетикой

7. Исследование познавательных, эстетических, религиозных, атеистических и других ценностей осуществляет функция философии:

+а) аксиологическая

б) критическая

в) методологическая

г) мировоззренческая

8. Укажите на правильное с философской т. з. понятие «развитие»

а) движение от простого к сложному, от низшего к высшему

б) всякое движение (прогрессивное и регрессивное)

+в) изменение вообще

г) необратимое качественное изменение с преобладанием прогрессивной тенденции (восхождение)

9. Кто из русских философов ХХ века сформулировал тезис «Свобода первичнее бытия»?

а) Флоренский

б) Лосский

+в) Бердяев

г) Соловьев

10. Проблема бытия впервые была поставлена в эпоху:

+а) Античности

б) Средневековья

в) Просвещения

г) Нового Времени

11. Согласно Пармениду, бытие есть

а) иллюзия

+б) то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо

в) божественное творение

г) материальный мир

12. Средневековая философия определяет бытие как:

а) продукт взаимодействия Бога и человека

б) все, что существует

+в) творение Бога

г) вечный и неизменный космос

13. Источник единства и многообразия бытия, основа мироздания, первоначало, первопричина всего сущего обозначается понятием:

а) акциденция

б) абстракция

в) субстрат

+г) субстанция

14. К какому понятию относится следующее определение: «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его»?

а) к понятию «идея»

+б) к понятию «материя»

в) к понятию «представление»

г) к понятию «интуиция»

15.Какой закон диалектики называют ее ядром и сутью?

а) закон взаимоперехода количества в качество

+б) закон единства и борьбы противоположностей

в) закон отрицания отрицания

г) все законы диалектики равновесны

16. Кто из философов и в какой работе заявил о том, что борьба противоположностей составляет основной источник развития мира?

+а) Гегель в «Науке логики»

б) Маркс в «Тезисах о Фейербахе»

в) Энгельс в «Диалектике природы»

г) Ленин в «Философских тетрадях»

17. Какое из предложенных определений «качество» верное?

+а) совокупность всех свойств предмета, явления

б) совокупность существенных свойств предмета, явления

в) свойство, отличающее один предмет от другого

г) определенное единство, целостность предмета, явления

18. Можно ли диалектическое отрицание считать моментом перехода от старого качества предмета к новому?

+ а) да, обязательно

б) нет, никогда

в) иногда может быть

г) отрицание не имеет никакого отношения к качеству

19. Автор произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от свободы»

а) Ж.-П. Сартр

+б) Э. Фромм

в) К. Ясперс

г) К.-Г. Юнг

20. Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon)

а) Декарт

+б) Аристотель

в) Августин

г) Сенека

21. Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит

+а) Протагору

б) Ф. Ницше

в) Спинозе

г) Эпикуру

22. «Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»

а) Индивид

б) Самость

в) Индивидуальность

+г) Личность

23. Личность — это

а) Личность – врождённое качество каждого индивида

б Личностью является не каждый человек, а только выдающийся

+в) Поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность

г) Личность есть стабильное, неизменное свойство каждого индивида

24. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других

+а) Индивидуальность

б) Персона

в) Человек

г) Личность

25. Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка

а) Совесть

+б) Сознание

в) Чувства

г) Разум

26. Индивидуальное сознание – это

а) Выражение повседневных нужд и потребностей людей

+б) Отражение индивидуального бытия конкретной личности

в) Система знания, присущая выдающейся личности

г) Психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека

27. Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает

+а) Индивидуализм

б) Коллективизм

в) Субъективизм

г) Антиперсонализм

28. Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для

+а) Коллективизма

б) Анархизма

в) Индивидуализма

г) Либерализма

29. Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе

а) О приоритете материальных, либо духовных потребностей

+б) О взаимодействии и соотношении генов и воспитания

в) О формах борьбы за существование в человеческом обществе

г) О соотношении сознательных и бессознательных факторов в детерминации человеческих поступков

30. Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для:

а) Марксизма;

б) Позитивизма;

+в) Буддизма

г) Конфуцианства

31. Антропосоциогенез – это

а) Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре

б) Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

в) Осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и общества

+г) Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы

32. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение:

а) человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел;

б) весь земной мир и человек в нем — это момент неуклонного движения к Богу;

в) человек есть совокупность всех общественных отношений;

+г) человек есть мыслящая вещь.

33. В структуру человека как живой системы сегодня не включается:

а) психическое;

б) социальное;

+в) техническое;

г) идеальное.

34. По мысли Ж.П. Сартра, человек — это:

а) сверхчеловек;

б) богочеловек;

в) человекобог;

+г) будущее человека.

35. С точки зрения Й. Хейзинги, человек — это существо:

а) изготавливающее орудия;

б) рациональное;

+в) играющее;

г) символическое.

36. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает:

а) Аниму/Анимус;

+б) архетипы;

в) маску;

г) тень.

37. Согласно учению социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутствует:

а) защита определенного местообитания;

б) семейственность;

в) социализация;

+г) миролюбие.

38. Социал-дарвинизм признает, что:

а) человек есть и природное, и социальное существо;

б) в обществе, как и в природе, действует естественный отбор;

в) необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей;

+г) социальные проблемы и конфликты не зависят от природных задатков человеческого рода.

39. С биологической точки зрения, человек – это многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду:

а) гоминидов;

+б) приматов;

в) питеков;

г) парапитеков.

40. В материалистической философии душу человека ассоциируют с:

а) психикой;

+б) сознанием;

в) идеальным центром «я»;

г) бессознательным.

41. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека;

+в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;

г) жить — значит из всего извлекать пользу.

42. По мысли М. Бубера, смысл и основание собственного бытия для человека обнаруживается в:

а) саморефлексии;

б) самоутверждение;

в) сопереживание жизни других существ;

+г) соучастие в бытии других существ.

43. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как:

а) произвол;

б) фатум (рок);

в) предопределение;

+г) отчуждение.

44. Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии:

а) выбора;

+б) вины;

в) непреодолимой силы;

г) необходимости.

45. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:

+а) Диалектический материализм

б) Субъективный идеализм

в) Объективный идеализм

г) Экзистенциализм

46.В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:

+а) Высшую функцию мозга, связанная с речью

б) Субъективную реальность или субъективный образ объективного мира

в) Часть психики, подчиняющуюся принципу реальности

г) Душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей

47.Человеческому сознанию присуще:

+а) Активная, творческая деятельность

б) Непосредственное воздействие на действительность

в) Порождение объективной реальности

г) Пассивное отражение действительности

48. Самосознание человека — это

+а) Осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества

б) Духовное зеркало для самоизучения и самолюбования

в) Осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми

г) Осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества

49.В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины.

+ а) Разум

б) Рассудок

в) Мышление

г) Ум

50. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:

+а) Согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью

б) Ориентации в обыденной жизни;

в) Ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;

г) Разложения целостных объектов на составные части.

51. Что появилось у человека раньше - мышление или язык

+а) Одновременно

б) Мышление

в) Язык

г) Они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.

52. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:

+а) Система естественных и искусственных знаков

б) Непосредственная деятельность сознания

в) Адекватное выражение мысли

г) Вторая сигнальная система

53. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:

+а) Служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.

б) Позволяет передавать и распространять информацию

в) Способствует совершенствованию профессиональных знаний

г) Является средством общения всех людей между собой;

54. «Бессознательное» в современной философии:

+а) Явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

б) Рефлекторные процессы в организме человека;

в) Все, что не осознается человеком;

г) Нечто, присущее только отдельному человеку.

55. Пространство и время – это свойства не вещей, но лишь нашего сознания», доказывали сторонники…

+а) Субъективного идеализма

б) Материализма

в) Объективного идеализма

г) Релятивизма

56. Теория самоорганизации сложных систем называется…

+а) Синергетикой

б) Диалектикой

в) Майевтикой

г) Аналитикой

57. Вопрос о сущности сознания, его отношения к бытию традиционно именуют основным вопросом …

+а) Марксистской философии

б) Этики

в) Мировоззрения

г) Культуры

58. Язык как проявление бессознательного рассматривается в творчестве…

а) Ж. Лакана

+б) З. Фрейда

в) Ф. Энгельса

г) Р. Декарта

59. Кто является автором высказывания: «Я мыслю, следовательно, существую»

+а) Декарт

б) Бэкон

в) Спиноза

г) Гоббс

60. Понятия «мысль и слово» соотносится как

+а) Идеальное и материальное

б) Материальное и идеальное

в) Формальное и материальное

г) Объективное и субъективное

61. Что философы понимают под понятием «рефлексия»?

+а) Верны все варианты

б) Критически анализировать предпосылки и методы познания

в) Критический самоанализ знания

г) Особое состояние сознания, сориентированного на самого себя

62.Кому принадлежит знаменитое изречение: «Немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все что ищется для мудрости, все это есть и в медицине».

+а) Гиппократу

б) Авиценне

в) Галену

г) Гарвею

63. И. М. Сеченов-основоположник физиологической школы в России, обосновал положение о том, что…

+а) Все эти высказывания принадлежат И. М. Сеченову

б) Все акты сознательно и бессознательно психической жизни являются рефлексами

в) Сигналы мышечного чувства служат источником информации и дают достоверное знание о внешнем мире

г) Корни мысли лежат в ощущениях, предшествующих мышлению

64. Что означает активность сознания?

+а) Творческое начало в сознании

б) Избирательность сознания

в) Целенаправленность сознания

г) Независимость сознания от материальной субстанции

65.Только практика является целью, источником и критерием познания, – доказывали представители…

+а) Марксизма

б) Солипсизма

в) Томизма

г) Экзистенциализма

66. В познании субъект и объект противостоят друг другу как:

+а) познающее и познаваемое;

б) отражение и объект;

в) «бытие-в-себе» и бытие объекта;

г) сущность и явление

67. Отображение в сознании отдельных свойств каких-либо объектов, действующих в данный момент на органы чувств, в философии и психологии именуют …

+а) Ощущениями

б) Представлениями

в) Восприятиями

г) Воображением

68. Идея, что истина есть соответствие знания вещам, высказывалась…

+а) Аристотелем

б) Беркли

в) Фомой Аквинским

г) Махом

69. Определите тему, не относящуюся к философским проблемам медицины

А. Классификация медицинских наук как методологическая проблема;

Б. Общая теория медицины как интеграция медицинского знания;

В. Возможности и опасности социального проектирования;

+Г. Социальная оценка техники как области исследования системного анализа

70.Выявление в науке сущности изучаемого явления, подведение его под закон называется…

+а) Объяснением

б) Пониманием

в) Обобщением

г) Классификацией

71. Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение, преобразование и использование природы и общества в целях удовлетворения исторически сложившихся потребностей, именуют …

+а) Трудом

б) Энергией

в) Работой

г) Энтропией

72. Как называется теория о роли бессознательного сформулированная З. Фрейдом

+а) Психоанализ

б) Концепция о символическом языке органов

в) Концепция профиля личности

г) Концепция «вегетативных неврозов»

73. Назовите автора концепции о «мозаичной задействованности мозга», сформулированного в принципе Доминанты

+а) Ухтомский

б) Сеченов

в) Павлов

г) Купалов

74. Изучение психосоматической проблемы в медицине не связано с концепцией:

+а) Концепция интуитивизма А. Бергсона

б) Информационная концепция П. Симонова

в) Теорией функциональных систем П. Анохина

г) Теория биохимии гормонов мозга

75. Гносеология — это учение:

а) о ценностях и их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

+ г) о сущности познания, о путях постижения истины;

76. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как

(укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) Объективная реальность, данная в сознании действующего человека

+г) обусловленный практикой процесс приобретения знания

77. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) Скептицизма;

+в) Сенсуализма;

г) гедонизма;

78. Дедукция — это:

+а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

79. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

+в) восхождения познания от частных, единичных фактов к обобщениям более

высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

80. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений

к частным выводам:

а) индукция;

+б) дедукция

в) анализ;

г) синтез.

81.Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны,

признаки явлений, закрепляемых в определениях:

а) слово;

б) категории;

+в) дефиниция;

г) термин;

82. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

+б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником

знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником

знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

83. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии, рассматривающее проблемы бытия человека;

+б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

84. Высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины — это:

а) рассудок;

+б) разум;

в) чувство;

г) переживание;

85. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции

(укажите правильные варианты):

+а) агностицизм;

б) эмпириокритицизм;

+в) скептицизм;

+г) гносеологический оптимизм;

86. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

+г) антропоцентризм.

87. Уровни научного познания (укажите все варианты):

+а) Эмпирический;

б) религиозный;

+в) теоретический;

г) мифологический;

88. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

+в) представление;

г) объяснение;

89. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения)

не относится:

а) представление;

б) восприятие;

+в) идея;

г) ощущение.

90. Эти формы познания не относятся теоретическому познанию:

а) понятие;

+б) представление;

в) умозаключение;

+г) восприятие.

91. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

+ в) обыденным;

г) научным;

92. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

+г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

93.Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

+б) объективна;

в) субъективна;

д) божественна.

94. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда;

+б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок;

95. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и

познавательных проблем — это:

+а) методика;

б) развитие;

в) навык;

г) механизм;

96. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного

происхождения жизни на Земле?

+а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) парадигма;

97. Какой философ совершил революционный переворот в гносеологии:

а) Ф. Бекон;

б) Платон;

+в) И. Кант;

г) Гегель;

98.Структурными компонентами теоретического научного познания являются

(укажите все правильные варианты):

+а) проблема;

б) вера;

+в) гипотеза;

+г) теория.

99. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном

сообществе, называется:

+а) конвенционализм;

б) релятивизм;

в) рационализм;

г) агностицизм;

100. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался

на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

+в) дедукции;

г) анализа;

101. В теории познания, исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия.

носят название:

а) категорий;

б) универсалий;

в) модусов;

+г) антиномий

102.Какое определение рациональности рассматривается в философии в качестве

основного?

а) расчет адекватных средств для данной цепи;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

+г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субьективности

103.Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами

(выберите верные варианты):

+а) действие;

б) познание;

+в) опыт в целом;

г) истина;

104.Какому философу принадлежит классическое определение истины?

а) Гегелю;

б) Бекону;

+в) Аристотелю;

г) Декарту;

105. Какое познание основано на ощущении?

+а) чувственное;

б) логическое;

в) рациональное

г) абстрактное

106. Отметьте формы, в которых протекает чувственное познание:

а) суждение;

+б) представление;

+в) восприятие;

+г) ощущение.

107. Отметьте формы, в которых протекает логическое мышление:

+а) понятие;

б) восприятие;

+в) суждение;

+г) умозаключение.

108. Что является принципиальным в процессе познания?

а) наличие субъекта познания;

б) наличие объекта познания;

+в) наличие и объекта, и субъекта познания;

г) наличие средств познания;

109. Назовите философскую традицию, в которой берет начало идея активности субъекта в познании:

+а) немецкая классическая философия;

б) философия марксизма;

в) метафизический материализм ХVII- ХVIII вв.

г) эмпиризм Нового времени

110.Что такое диагностика?

+а) специфическая форма познавательной врачебной деятельности

б) процесс научной исследовательской деятельности

в) экспериментальная познавательная деятельность в медицине

г) разновидность эксперимента в научном исследовании

111. Профессиональная врачебная этика современной (цифровой) эпохи называется:

+а) Биоэтика

б) Деонтология

в) модель Гиппократа

г) модель Парацельса

112. Назовите методы эмпирического исследования актуальные для врачебной диагностики:

+а) наблюдение

+б) описание

+в) измерение

г) эксперимент

113. Методы теоретического уровня познания

+а) аксиоматический метод

+б) математическая гипотеза

+в) формализация

г) эксперимент

114. В чем особенность метода аналогии (греч.- соответствие, сходство)

+а) знания об изученном объекте переносятся на другой объект менее изученный, вывод носит правдоподобный характер

б) знания достоверные, полученные на основе внешнего сходства

в) достоверные знания, полученные на основе внутреннего сходства объектов

г) знания, полученные на основе истинности посылок, считаются истинными

115.Выделите свойство, не включенное в определение понятия «здоровье» ВОЗ:

+ а) духовное

б) душевное;

в) физическое

г) социальное

116.Медицина как наука классифицируется на современном этапе на три группы:

+а) медико-биологические

+б) клинические

в) гигиенические

+г) социально-гигиенические

117.«Человеческий организм является наисложнейшей и тончайшей самоорганизующейся системой» - автор данного положения, лежащего в основе системного подхода в медицине:

+а) И. Павлов;

б) И. Мечников;

в) А. Адо

г) А. Ухтомский

118.Назовите основные признаки антинаучной медицины:

+а) экстрасенсорика

+б) телепатия

+б) знахарство

г) традиционная медицина

119. Назовите причины возникновения проблемы эвтаназии (легкой смерти, произошедшей естественным путем или с помощью медицинских средств): выберите варианты из представленных.

+а) усиление борьбы за права человека;

+б) исключительное право человека распоряжаться не только жизнью, но и смертью;

+в) возникновение новых технологий в медицине;

г) увеличение продолжительности жизни человека

120. Острейшие, неотложные, комплексные проблемы, стоящие сегодня перед всем мировым сообществом в целом, именуют:

+а) глобальными

б) континентальными

в) цивилизационными

г) антропогенными

121. Перспективы прогресса видят в сосредоточении политической власти в руках технической интеллигенции, находящейся в союзе с рациональной наукой, сторонники:

а) демократии

б) теократии

+в) технократии

г) охлократии

122. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая, культурная интеграция человечества выражается в понятии:

+а) глобализация

б) технологизация

в) информатизация

г) идеологизация

123.В условиях острого глобального экологического кризиса человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т. е. принципа:

а) эволюции

б) историзма

+в) коэволюции

г) детерминизма

124.Проблемы будущего человеческого общества на концептуальном уровне рассматриваются в рамках:

а) акмеологии

б) социологии

в) эргономики

+г) футурологии

125.Сценарий «столкновения цивилизаций» в 21 веке был обоснован:

+а) С. Хантингтоном

б) Ф. Фукуямой

в) Д. Беллом

г) А. Панариным

126. Центральное место в исследованиях зарубежных футурологов занимают перспективы революции:

+а) технологической

б) политической

в) социальной

г) сексуальной

127. Для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с возможностями:

а) общества

+б) природы

в) науки

г) культуры

128. Социальное развитие, не подрывающее природные условия существования человечества, принято называть:

+а) устойчивым развитием

б) глобализацией

в) конвергенцией

г) прогрессом

129.Как сформулирована проблема народонаселения в системе глобальных проблем современности?

+а) Какое количество народонаселения является оптимальным?

б) В форме Теории народонаселения (теория двух прогрессий) Т. Мальтуса.

в) В идее перенаселения планеты

г) В идее неравномерного развития отдельных территорий, народов, континентов.

130. В 1968г. Ассоциация выдающихся европейских ученых впервые озвучили блок проблем, которые впоследствии получили название -

+а) глобальных проблем современности

б) общеевропейских проблем современности

в) общечеловеческих проблем

г) региональных проблем современности

131. Что такое «политическая социализация»?

+а) целенаправленный процесс вовлечения человека в политику

б) человек сам влияет на приобщение к политическим ценностям

в) саморазвитие человеком врожденных политических качеств,

г) стихийное приобретение политических качеств

132. Основными этапами «политической социализации» являются:

+а) первичная и вторичная

б) семейная и общественная

в) индивидуальная

г) государственная

133. «Государь, действуя грубой силой, должен сочетать в себе качества льва и лисицы», - считал:

+а) Н. Макиавелли

б) Аристотель

в) Дж. Локк

г) Ф. Аквинский

134. Какой металл, по мнению Платона, добавлял Бог в будущих правителей при их создании?

+а) золото

б) серебро

в) железо

г) медь

135. Какого политического лидера называют «харизматическим»?

+а) ставшего лидером по иррациональным (эмоциональным) причинам

б) ставшего лидером в результате его деятельности в политической партии

в) ставшего лидером по причине личного героизма

г) ставшего лидером через формальное выдвижение во власть

136. Управление страной на основе наследственной принадлежности к лидерству называется:

+а) традиционным

б) харизматическим

в) легальным

г) рациональным

137. Кто является автором концепции 3-х типов лидерства (традиционного, харизматического, рационально-легального)?

+а) М. Вебер

б) Г.Алмонд

в) Платон

г) Ж.Ж. Руссо

138. Формирование политических элит, восполнение их новыми членами получило название:

+ а) рекрутирование

б) элитирование

в) демократизация

г) выборы

139. Что такое «правящая элита»?

+ а) высшая привилегированная группа, осуществляющая функции управления

б) руководство политической партии

в) засилье государства во всех сферах жизни общества

г) правовая норма, определяющая место человека в государстве

140. «История человечества – это история постоянной смены элит», -

+а) В. Парето

б) М. Вебер

в) К. Маркс

г) Г. Моска

141. Идеологическая элита включает в себя

+а) Деятелей науки и культуры

б) Лидеров профсоюзов

в) Лидеров политических партий

г) Участвующих в политике бессменно

142. Среди функций политических лидеров отсутствует

+ а) прогностическая

б) коммуникативная

в) мобилизационная

г) инструментальная

143. Согласно теории черт, лидер должен обладать следующими качествами

+а) Сильная воля

б) Организаторские способности

в) Финансовое благополучие

г) Ораторские навыки

144. Лидер-пожарный – это

+а) Тип лидера, умеющий эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.

б) Тип лидера, обладающим высоким ростом, весом и силой

в) Тип лидера, воспринимающий процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру

г) Тип лидера, который способен пожертвовать собой ради других

145. Основным ресурсом легального лидера является

+ а) Правовые нормы общества

б) Традиции, обычаи, ритуалы

в) Вера в исключительные качества данной личности

г) финансы

146. Процесс социального влияния, благодаря которому индивид получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

+а) Лидерство

б) Политические выборы

в) Коммуникация

г) Образование политической партии

147. Вид лидера, который видит новое, берется за решение сложных проблем

+а) Лидер-творец

б) Лидер-организатор

в) Лидер-борец

г) Лидер-дипломат

148. Стиль лидерства, при котором руководитель сам принимает все решения, не считаясь с мнениями и желаниями подчиненных

+а) авторитарный

б) Демократический

в) Попустительский

г) харизматический

149. В чем достоинства демократического стиля лидерства

+а) Коллектив участвует в обсуждении задач и принятии решений

б) Складываются теплые неформальные отношения

в) Лидер не оказывает влияния на работу группы

г) Организация рабочего процесса происходит очень медленно, с перебоями

150. Интегративная функция лидера — это

+а) объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом

б) объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом

в) определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач

г) стремление обеспечить себе поддержку разных социальных групп.

151. Укажите характерные черты политической элиты

+а) Высокий социальный статус

б) Значительный объём государственной и информационной власти

в) Большая социальная группа

в) Опосредованное осуществление власти

152. Среди функций политической элиты отсутствует

+а) Трансляционная

б) Интегративная

в) Организаторская

г) стратегическая

153. Укрепление стабильности и единства общества - это

+а) интегративная функция элиты

б) стратегическая функция элиты

в) коммуникативная функция элиты

г) организаторская функция элиты

154. По каким показателям оценивается эффективность деятельности политической элиты

+а) Уровень благосостояния народа

б) Национальная безопасность

в) Уровень политической активности граждан

г) Уровень управленческого профессионализма

155. Особенности элиты в дем<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: