Повторение основных понятий.




Фефелова М.Н., учитель информатики

ГБПОУ НСО «НКПСиС»

Тема урока

«Моделирование. Классификация моделей. Типы моделей»

Цели урока

 

1. Получить представление о моделировании как

о методе научного познания.

2. Сформировать навыки определения моделей различных

типов для моделируемых объектов и процессов.

3. Сформировать навыки классификации моделей.

4. Познакомиться с компьютерными моделями.

Данный урок – практическая работа, в которую включены:

 

1) 6 различных заданий по данной теме (задания расположены по возрастанию сложности);

2) упражнение на компьютере.

 

Перед выполнением практической работы учащимся необходимо ознакомиться с содержанием раздела «Формализация и моделирование».

План урока

1. Зачитывается эпиграф – цитата из статьи Н. Винера «Роль моделей в науке».

2. Учитель называет тему и цели урока.

3. Учитель знакомит учащихся с планом практической работы.

4. Выполняется разминка:

 

- учащиеся повторяют основные понятия по

данной теме;

- для заданного объекта моделирования

(планета Земля) учащиеся подбирают

различные типы моделей.

5. Учащиеся выполняют последовательно 6 заданий – заполняют выданные таблицы №1 - №6. Перед выполнением учащимися каждого задания учитель дает необходимые пояснения.

Учащиеся выполняют упражнение на компьютере (на рабочем столе находится инструкция к выполнению данного упражнения).

По окончании работы на ПК учащиеся заполняют таблицу №7.

Учащиеся сдают выполненные работы.

В процессе обсуждения заполнения таблицы №7 проходит подведение итогов практической работы.

Оценки за практическую работу будут названы на следующем уроке.

 

Ход урока

«Никакая существенная часть вселенной

не является настолько простой, чтобы

ее можно было постичь и ею управлять

без абстракций. Абстракция состоит в

замещении части вселенной, подлежащей

рассмотрению, моделью с подобной, но

более простой структурой…».

Н.Винер «Роль моделей в науке».

Повторение основных понятий.

Дан объект моделирования – наша планета.

Модели:

       
   
 

1) карта (графическая):

 
 

2) глобус (натурная или материальная):

 
 

3) рисунок (графическая):

 
 

4) фотография (графическая):

5) словесное описание (вербальная):

Земля - третья от Солнца планета. Имеет естественный спутник - Луну, которая, возможно возникла при столкновении с другим космическим телом в древности. В составе Земли преобладают железо (34,6%), кислород (29,5%), кремний (15,2%), магний (12,7%). Плотность вещества Земли, давление и температура возрастают к ее центру, или ядру, где плотность около 12500 кг/м^3, давление 3,6*10^11 Па, температура 5000-6000 Цельсия. Под воздействием гравитационного поля Земли, в условиях разогрева земных недр возникли и сформировались различные по химическому составу и физическим свойствам геосферы.

6) таблица с характеристиками (табличная):

Характеристики планеты Земля Значения
среднее расстояние от Солнца 149,6 млн. км (1 а.е.)
средний радиус 6371,160 км
экваториальный радиус 6378, 160 км
полярный радиус 6356,777 км
масса 6*10^24 кг
период обращения вокруг Солнца 365,3 суток
период вращения вокруг своей оси 23 ч 56 мин (звездные сутки)
период вращения относ. Солнца (средние солнечные сутки) 24 ч

Разминка

Дайте своими словами определение понятиям и заполните таблицу.

 

 

Понятие Определение
Формализация    
Моделирование    
Интерпретация    

Задание 1. Моделирование.

 

Заполните таблицу 1, подбирая указанным объектам модели и указанным моделям объекты.

 

 

Что моделируется (моделируемый объект) Модель
Снег    
Самолет    
  Глобус  
  Математическая формула  
Деятельность авиакомпании    

 

Задание 2.1. Моделирование.

 

Цель моделирования (исследование, проектирование объяснение, презентация, познание), т.е. – для чего производится моделирование.

В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.

 

Заполните таблицу 2.1.

 

Примеры Моделиру- емый объект Цель модели- рования Модели-руемые харак- теристики Модель
  1. Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус.   Земной шар Объяснение, изучение Форма Земли и ее движен. вокруг своей оси Глобус
  2. Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому.            
  3. При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей.        
  4. Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге.          
  5. На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу.          

 

 

Задание 2.2. Моделирование.

 

Цель моделирования (исследование, проектирование объяснение, презентация, познание), т.е. – для чего производится моделирование.

В зависимости от природы моделируемого объекта и цели моделирования выделяются моделируемые параметры – те признаки и свойства объекта-оригинала, которыми должна обязательно обладать модель.

 

Заполните таблицу 2.2.

 

Примеры Моделиру- емый объект Модель Тип модели
  1. Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус.   Земной шар Глобус Натурная
  2. Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому.          
  3. При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей.      
  4. Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге.        
  5. На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу.        

Задание 3. Моделирование. Классификация моделей.

 

Существуют различные типы моделей: натурные, информационные, математические, текстовые, графические, социальные, политические, игровые, символьные, цифровые, химические, динамические, табличные, иерархические, учебные, экономические, компьютерные, функциональные, физиологические и т.д.

Попробуйте сформулировать определение: информационная модель – это ….

Можно составить несколько классификационных схем, выделив основания классификации (деления): по способу представления информации (текстовые, графические, символьные, табличные и т.д.), по области применения (политические, экономические, социальные и т.д.).

 

Заполните схему. Курсивом выделены предполагаемые ответы учащихся.

 

Задание 4. Моделирование.

 

Среди представленных примеров вычеркните те, которые не

являются примерами моделирования; для оставшихся заполните таблицу. Дополните таблицу своим примером (№7).

 

Примеры Моделиру- емый объект Цель модели- рования Моделируемые харак- теристики Модель
  1. Капитан корабля прокладывает по карте путь.            
  2. Вместо кино друзья решили пойти на дискотеку.            
  3. Ученик описывает сюжет повести и характеристики главных героев.            
  4. В научном сборнике приведены формулы и схемы, позволяющие определить траекторию кометы Галлея.          
  5. Девочки в детском саду играют в дочки-матери и нянчат кукол.            
  6. Сергей опоздал на автобус и едет на работу на такси.            
7.            

 

Задание 5. Моделирование. Модель объекта.

 

В таблице приведены примеры разных моделей одного и того же объекта – водяной мельницы.

Заполните новое поле «природа объекта-модели». Под этими словами понимается ответ на вопрос: что собой представляет моделирующий объект – материальный предмет, мысленный образ, рисунок, текст или что-нибудь еще.

Приведите свой пример модели (№6).

 

 

Примеры Цель модели- рования Модели-руемые харак- теристики Модель Природа объекта-модели
1. В магазине игрушек продается действующая модель водяной мельницы   Досуг, познание Внешний вид Действие Игрушка Материальный предмет
2. Перед постройкой водяной мельницы средневековый строитель рисует ее чертеж            
3. Изобретатель представляет, как погруженное в воду колесо начинает вращаться и вращать ось.   Проектиро-вание     Мысленный образ
4. Путешественник записывает в запис. книжку точное описание водяной мельницы и фотографир ее, чтобы построить похожую у себя на даче        
5. Мастер-виртуоз по водяным мельницам по одной магнитофонной записи скрипа колеса определяет неисправности Диагностика - т.е. нахождение неисправнос-тей   Магнитофонная запись Звуковая информация
  6.            

 

 

Задание 6. Моделирование. Модель процесса.

 

Кроме понятия «модель объекта» существует понятие «модель процесса». Процесс – это последовательное изменение состояния объекта (например, изменение размеров: высыхающее озеро, надувающийся шар, распускающийся цветок), или перемещение объекта в пространстве (изменение координат относительно какой-то точки отсчета).

 

Для приведенных примеров заполните таблицу, в первой колонке которой курсивом выделен моделируемый процесс.

Дополните таблицу своей ситуацией моделирования процесса (№6).

 

Примеры Модели- руемый процесс Цель моде- лирования Модели-руемые харак- теристики Модель
  1. В аэрогидродинамической трубе макет самолета обдувают потоком воздуха            
  2. Автор кулинарной книги составляет описание (рецепт) приготовления суфле.          
  3. Математик выводит формулу распространения звуковой волны в вязкой жидкости.          
  4. Автор пишет книгу «Как сделать ремонт в квартире»          
  5. К стиральной машине приложена инструкция по эксплуатации.          
  6.   …          

 

 

Выводы.

 

§ Существуют различные классификационные схемы моделирования в зависимости от основания классификации.

§ При необходимости создаются модели и объектов и процессов.

§ Для одного и того же объекта или процесса можно создать различные типы моделей в зависимости от того, какова цель моделирования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: