имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»




Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

 

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

 

Вариант 6.

 

Тема: «Педагогические взгляды Е.Р.Воронцовой-Дашковой»

 

 

Студентки 4 курса, гр. НОЗ-41

Института педагогики заочной формы обучения

Направление подготовки «Педагогическое образование»

Профиль «педагогика и методика начального образования»

Преподаватель:

 

 

Калуга 2016 г.


 

Введение

 

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития.

У каждой эпохи - свое "женское лицо". Олицетворением просвещенного, восемнадцатого века вполне можно считать первого директора Петербургской академии наук, первого президента Российской академии наук, статс-даму двора Екатерины II Великой княгиню Екатерину Романовну Дашкову (и на сей день единственного президента-женщину!).

Внимание к этой выдающейся женщине обусловлено как ее заслугами в развитии российского просвещения и науки, так и разнообразными талантами - писателя, композитора, редактора, коллекционера-натуралиста. Дело не в том, какой высокий пост занимала Дашкова, а как успешно справлялась она со своими обязанностями "во главе двух академий".

Глубокое знание литературы, стремление разобраться в окружающей жизни и наблюдательность позволили Е.Р. Дашковой стать одной из образованнейших русских женщин второй половины XVIII века. Недюжинный ум, образованность, неистощимая энергия и одарённость были присущи ей. Действительно, "едва ли можно найти в истории России женщину, которая бы в 18 лет принимала участие в антиправительственном заговоре, а в 38 лет возглавляла два научных учреждения России - Петербургскую Академию наук и Российскую Академию".

.Е.Р. Дашкова - важная фигура в общественной и культурной жизни России второй половины XVIII века, без изучения которой сложно представить эпоху царствования Екатерины II.

.Дашкова оставила замечательные по своей ценности мемуары, заслуживающие специального углубленного изучения для реконструкции её жизни и деятельности.

.С именем Е.Р. Дашковой связано бурное развитие академической науки в России, что делает актуальным изучение её научно-организационной деятельности.

.Она сделала очень много для сохранения культурно-исторического наследия России.

1.

Дашкова Екатерина Романовна, княгиня, дочь графа Романа Илларионовича Воронцова от брака с Марфой Ивановной Сурминой. Крестница императрицы Елизаветы Петровны и великого князя Петра Федоровича. В два года лишилась матери и была взята на воспитание в дом дяди - государственного канцлера М.И. Воронцова. Воспитывалась вместе с его единственной дочерью. Получила домашнее образование; еще в юности увлекалась сочинениями французских просветителей. По свидетельствам современников, умея очаровывать блестящим остроумием и приветливостью, Воронцова была очень некрасива: маленького роста, с быстрыми движениями без всякой грации, с приплюснутым носом, толстыми щеками; она во всем хотела быть первой. Осенью 1758 впервые встретилась с великой княгиней Екатериной Алексеевной. В 1759 вышла замуж за князя М.И. Дашкова и уехала в Москву, где жила до лета 1761 в кругу семьи мужа. Возвратилась в Санкт-Петербург за год до кончины императрицы Елизаветы Петровны и получила приглашение бывать при дворе великого князя и его супруги; сблизилась с Екатериной Алексеевной и приняла участие в дворцовом перевороте 29 июня 1762. Считала, что императрица обязана ей престолом, и потому ждала исключительной благодарности. Была награждена орденом Св. Екатерины и получила 24 тыс. руб. Не заняв первого места в окружении императрицы, удалилась от двора, навлекая на себя неудовольствие Екатерины II «нескромной свободой языка». Скептицизм императрицы в оценке роли Дашковой привели к их взаимному отчуждению. В 1764 скончался муж Дашковой. В 1765-1767 она жила в Москве, в 1768 совершила поезду по России, а в 1769 уехала за границу incognito, под фамилией Михайлова. Посетила Германию, Великобританию, Голландию, Францию, Италию, Швецию; встречалась с Д. Дидро, Вольтером, А. Смитом. Известен ее спор с Дидро (1770) о невозможности немедленной отмены крепостного права в России. Император Фридрих Великий удостоил Дашкову беседой, хотя и говорил, что в событиях 1762 она была «lamouchevaniteuseducoche» (т.е. «тщеславная муха дилижанса» - намек на басню Лафонтена «Дилижанс и муха»). За границей за Дашковой утвердилась слава просвещенной женщины своего времени, друга философов. В 1772 приехала в Россию, где возобновила литературные связи, вступила в Вольное общество любителей российской словесности при Московском университете, учрежденное в 1771. Отношения с дочерью у Дашковой не сложились, и впоследствии она лишила ее всякого участия в наследстве. В 1774 вновь просила разрешения императрицы уехать за границу для завершения образования сына. Окончательно Дашкова вернулась в Россию летом

 

1782. Императрица осыпала ее различными знаками внимания; княгиня вошла в кружок близких императрице людей. В 1783 она была назначена директором Санкт-Петербургской Академии наук, которую возглавляла до 1794. По словам Дашковой, предложение императрицы возглавить Академию было для нее полной неожиданностью, и она долго, но тщетно отказывалась от такого назначения. Дашкова заметно оживила научно-просветительскую и издательскую деятельность Академии, улучшила хозяйственную часть, добилась уплаты необходимых Академии сумм, одновременно расплатившись с важнейшими долгами. При ней была возобновлена деятельность общедоступных курсов по математике, физике, минералогии, естественной истории. В 1783-1784 она руководила журналом «Собеседник любителей российского слова», в котором участвовали Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин, М.М. Херасков, В.В. Капнист и другие известные писатели. Сама Дашкова опубликовал на страницах «Собеседника» свои «Были и Небылицы» и «Записки касательно русской истории». Журнал выходил ежемесячно и печатался в количестве 1850 экземпляров (число по тому времени огромное). В 1786 при Академии наук стал выходить журнал «Новые ежемесячные сочинения». По инициативе Дашковой было издано собрание сочинений М.В. Ломоносова, переиздано «Описание земли Камчатки» СП. Крашенинникова, продолжена публикация «Дневных записок» И. И. Лепехина. В 1783 Дашкова назначена президентом учрежденной по ее докладу и на основе разработанного ею устава Российской академии. При деятельном участи Дашковой Российская академия подготовила и выпустила словарь русского языка - «Словарь Академии Российской» (1789-1794), в 1781-1791 и 1793-1797 при ее поддержке выходил сборник «РуоссийскийФеатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений». Воцарение императора Павла I повлекло за собой отстранение Дашковой от всех должностей, а в 1796 она получила официальную отставку и выслана в имение Коротово Новгородской губернии. После смерти Павла I жила попеременно в Москве и Санкт-Петербурге, занималась хозяйственной деятельностью, вела обширную переписку, сотрудничала в журналах «Друг просвещения» (1804-1806), в 1808 - в «Вестнике Европы», «Русском вестнике» и других журналах под разными псевдонимами. На предложение членов Российской академии в 1801 вновь занять место президента ответила отказом. «Записки» Дашковой («MonHistoire», 1804-1806), освещающие основные события 1750-1783, дворцовый переворот 1762, характеристики Екатерины II, Павла I, Ж.-Ж. Руссо, Дидро и др., были впервые опубликованы на русском языке в 1859 А.И. Герценом в Лондоне

 

2.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743 - 1810) - яркое и значительное явление политической и культурной жизни России второй половины XVIII в. Сподвижница Екатерины II, директор Петербургской Академии и президент Российской Академии наук, она много сделала для развития науки и образования в России.

Е. Р. Дашкова способствовала укоренению в России государственной системы образования. Ее суждения о содержании образования были созвучны основным идеям и направлениям деятельности созданной Екатериной II в 1782 г. "Комиссии об учреждении народных училищ", которая при поддержке и энергичной помощи Академии наук провела в 80 - 90-е гг. XVIII в. широкую школьную реформу. Кроме того, Е. Р. Дашкова запомнилась потомкам как человек кристальной честности, воспользовавшийся благосклонностью императрицы не для личной наживы, а для улучшения материального положения российских ученых и преподавателей вузов.

Е. Р. Дашкова была знакома со многими достижениями педагогической науки XVIII в., но особенно выделяла работы английского философа и педагога Джона Локка (1632 - 1704). Свою педагогическую программу она наиболее полно изложила в статьях "О смысле слова "воспитание"", "О истинном благополучии", опубликованных в журнале "Собеседник любителей российского слова"; "О добродетели", "Да будут русские русскими" - в журнале "Новые ежемесячные сочинения", а также в письмах к ректору Эдинбургского университета Вильяму Робертсону

 

Воспитание Е. Р. Дашкова рассматривала как главнейший фактор формирования человеческой личности. Правильно поставленное, оно создает человека с высокими общественными интересами и нравственными стремлениями. Основной тезис ее концепции воспитания состоит в том, что единственным источником благополучия человека и общества является добродетель, т.е. "то душевное расположение, которое постоянно устремляет нас к деяниям, полезным нам самим, ближним нашим и обществу" (с. 130; здесь и далее ссылки идут на вышеуказанный источник). По убеждению княгини, добродетелью, которая "совершенна и изящна" и неизменна во все времена, является справедливость. "Когда бы человек мог, - писала она в статье "О добродетели", - о любящих и ненавидящих его равно как о себе самом, всегда без пристрастия судить, если бы свои дела судил справедливо, тогда бы все другие добродетели для него не тягостны были; не считал бы тогда жертвою то, что понимал бы должностию себе, и практические добродетели обыкновенными и естественными ему бы казались" (с. 174). Екатерина Романовна предложила учредить ежегодную премию за лучшее сочинение в стихах или прозе, посвященное добродетели.

 

В "Записной книжке" Е. Р. Дашкова продолжает эту тему и перечисляет непременные качества граждан, в зависимости от их профессиональной, социальной и иной принадлежности. Воину прежде всего необходимы "неустрашимость в опасностях, неутомимость в трудах, мужество и твердость во всех случаях"; судье - "просвещение, справедливость, осторожность, бескорыстность и твердость"; купцу - "порядок, правдивость и осторожность". Лучшим украшением женщины, по мнению Е. Р. Дашковой, является "скромность, стыдливость, прилепленность к нравственности, блюдение хозяйства, нежность сердца и домоседство"

Большая часть ее заметок и рассуждений была направлена на осуждение чрезмерного увлечения российского общества французским "модным ветреным воспитанием". Дашкова считала не только не полезным, но и вредным желание родителей "воспитать детей своих как-нибудь, только чтоб не по-русски, чтоб чрез воспитание наше мы не походили на россиян". Подобно М. В. Ломоносову и Н. И. Новикову, она стремилась к распространению просвещения на национальной основе, осуждая дворян за глупый обычай приглашать в свои семьи воспитателей и учителей из иностранцев, которые нередко сами были круглыми невеждами, но умели очень ловко вводить в заблуждение русских. Она порицала и сложившуюся практику посылки дворянских сынков для учения за границу, когда те получали мало знаний, зато быстро учились умению прожигать жизнь. Для противодействия иностранному влиянию Е. Р. Дашкова советует употреблять нравственное прививание, то есть воспитание. "Отцам и матерям, заняв место французского учителя и мадам, воспитывая детей верноподданными русскими, учить их страха Божия, верности к государю и приверженности неограниченной к Отечеству: вот прививание нравственное, которое час от часу по мере разврата и распространяющегося мартышества французского нужно нам" И далее она иронически замечает: "Если вместо важного, почтительного или по воле благосклонного и благоприятного русского поклона введен чужеземцами обычай приседать по-французски; я спрошу, просветились ли мы чрез то"

Любовь к Отечеству и уважение к историческому прошлому России Е. Р. Дашкова пронесла через всю жизнь. Патриотическими устремлениями пронизаны многие ее сочинения. "Любовь к Отечеству есть первая и нужнейшая в гражданине добродетель", - неоднократно повторяла княгиня Эта тема была продолжена в письме в редакцию "Новых ежемесячных сочинений" в 1792 г.: "...Да будут русские русскими, а не подражателями дурного подлинника; да будем всегда патриотами; да храним нрав праотцов наших, которые были всегда неколебимы в вере христианской и верности к своему государю; и да возлюбим Россию и русских, паче чужестранцев!"

 

Главная цель воспитания, по мнению Е. Р. Дашковой, заключается в том, чтобы укоренить в "нежные сердца воспитанников любовь к правде и к Отечеству, почтение к законам церковным и гражданским", уважение к родителям и убеждение в той истине, "что благополучным быть невозможно, когда не выполнишь долгу звания своего".

Е. Р. Дашкова подчеркивала, что процесс воспитания начинается в семье, что успех семейного воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей, которые являются ближайшим примером для детей. Если этот пример положителен, то он будет способствовать "доброму" воспитанию, и наоборот. Она настойчиво призывала родителей вести такой "образ жизни", который служил бы прекрасным образцом для детей.

"Истинное, или совершенное" воспитание, по мнению Е. Р. Дашковой, состоит из трех главных частей: воспитание физическое, "касающееся до одного тела", нравственное, "имеющее предметом образование сердца", и наконец, школьное, или классическое, "занимающееся просвещением или образованием разума". Между этими частями существует взаимная связь и зависимость.

 

Нравственное воспитание занимало особое место в педагогической программе Е. Р. Дашковой. Оно выполняется, "когда детей к терпению, к благосклонности и к
благоразумному повиновению" приучают и формируют убеждение, что "правила чести есть - закон, коему подчиняются все степени и состояния". Нравственное воспитание, по мнению княгини, основывается "на правилах закона, на любви к Отечеству и на собственном к себе почитании, как народ сильный, храбрый и отличающий себя от других нравственностью и многими добродетелями"


Нравственное воспитание детей она стремилась сочетать с религией, так как видела основание добродетели в христианском учении. Многие ее советы и указания по нравственному воспитанию имели исходным началом христианское учение.
Обучение занимало в педагогической теории Е. Р. Дашковой значительно меньшее место. Я "более озабочена нравственным состоянием и душевным складом своего сына, чем могла бы когда-либо быть озабочена уровнем его познаний", - писала Екатерина Романовна 9 октября 1776 г. В. Робертсону Это было в духе идей века Просвещения, и такой же позиции вслед за Дж.Локком придерживались И. И. Бецкой и Н. И. Новиков.


Е. Р. Дашкова была убеждена, что "для совершенного воспитания человеку, готовящемуся быть полезным обществу", непременно следует совершить путешествие. Действительно, ничто так сильно не действует на воображение и ничто так глубоко и прочно не западает в душу, как непосредственное созерцание разнообразия природы и жизни народов. Главная цель такого познавательного путешествия, по мнению Е. Р. Дашковой, "не упускать ни одного удобного случая для приобретения знания". Княгиня написала специальное наставление, в котором отмечала, что главным средством "умного путешествия" является постоянное внимание, и попыталась определить предметы познания во время поездки, к которым она относила следующие: "свойство и форма правления, законы, нравы, влияние, народонаселение, торговля; географические и климатические условия, иностранная и внутренняя политика, произведения, религия, обычаи, источники богатства, действительные и мнимые средства общественного кредита, подати, пошлины и различные условия различных сословий". Для путешествия она отводила два года. Главным итогом такого странствия княгиня считала полезные знания: "сравнивая иностранную жизнь с жизнью своего Отечества, стараясь исправить, что найдешь в нем дурного, учреждая, что сочтешь полезным его благосостоянию, ты будешь другом и благодетелем своей страны"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: