Формы формирования интереса к истории Южного Урала




Распространение общественного опыта и мудрости народов уральского региона в формировании духовной культуры дошкольников

Программа «Наш дом – Южный Урал»

Программа «Наш дом – Южный Урал» разработана специалистами Магнитогорского государственного университета и рекомендована Министерством образования и науки Челябинской области в качестве учебного пособия для дошкольного образования. Она раскрывает содержание, логику и объем работы с детьми дошкольного возраста.

Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Программа выдвигает следующие задачи:

1. способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;

2. формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона;

3. развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

Программа имеет свои концептуальные теоретические основы, которые определяют разработку содержания программы, строящегося на определенных принципах

Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства.

Методическое сопровождение педагогического процесса в условиях изучения и апробации программы «Наш дом – Южный Урал» представляет собой взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на решение актуальных для педагога проблем.

Оно осуществляется в процессах:

· Актуализации и диагностики существа проблемы;

· Информационного поиска возможного пути решения проблемы;

· Консультаций на этапе выбора пути, консультирование плана действий и первичной реализации плана.

Программа имеет методические рекомендации, указания, раскрывающие использование средств, методов, приемов в реализации идей народной педагогики. Во всех методических рекомендациях, а именно:

· по использованию средств фольклора;

· по использованию народных игр;

· по художественно-творческому развитию на основе народного декоративно-прикладного искусства

есть задачи по всем возрастным группам.

Программа содержит два тематических плана:

· план по ознакомлению дошкольников с историей и природой Южного Урала;

· план формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к народной семейной традиционной культуре Южного Урала.

Можно воспользоваться приложением программы, в котором есть не только народные игры, фольклор, описание народных костюмов Южного Урала, но и серии конспектов занятий по изобразительной деятельности «Уральская роспись» и «Башкирское жилище».

Для того чтобы отследить знания и умения детей, как они усваивают программные задачи авторы предлагают воспитателям критерии и показатели по всем разделам программы воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста на идеях и средствах народной педагогики.

Таким образом, содержание программы реализуется во всех блоках образовательного процесса и предполагает овладение специфическими средствами, методами, приемами, позволяющими реализовать идеи народной педагогики.

Формы формирования интереса к истории Южного Урала

Формы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста дошкольников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.

На занятиях - беседах воспитатель сам рассказывает ребятам об истории края с использованием наглядного материала: иллюстрации, фотографии, репродукции, рассматривает альбомы, книги и т.д.

Занятия- экскурсии. Музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы — все это пробуждает интерес к истории. Экскурсии проводятся как специалистами-экскурсоводами, так и самим воспитателем.

Занятия-путешествия. При помощи таких занятий дети могут путешествовать во времени. Узнавать как, жили первобытные люди в каменном веке, чем они занимались, как выглядели первые жилища человека.

Занятия- практикумы. Это занятия по художественному ручному труду. На таких занятиях дети встречаются с интересными людьми, которые их знакомят с вязанием, вышиванием, плетением поясов. Кроме того дети учатся изготавливать кукол из ткани, лыка, соломы, работают с бумагой, изготавливают обереги. Такие занятия знакомят детей с трудом наших предков, с материалами из которых изготавливались одежда, домашняя утварь, игрушки.

Игры. Широко используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.

Вечер подвижных игр. Дети узнают, как в старину люди после тяжелой работы отдыхали, развлекались, знакомятся с новыми играми, закрепляют уже знакомые.

Совместная деятельность воспитателя с детьми. В совместную деятельность можно включить беседы о родном городе, селе, о животных родного края и т. д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок детского творчества. Средства эстетического воспитания: изобразительная деятельность, прослушивание литературных и музыкальных произведений.

Наиболее эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, развлечения, досуги, массовые гуляния. Они будят в их душе интерес к окружающему, воспитывает любовь к Родине, к труду, уважение к людям, пробуждает чувства дружбы к детям других национальностей.

Таким образом, многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, близость событий, возможность задать вопросы очевидцам исторических событий — все это делает такие занятия более живыми и интересными, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на детей.

 

Список использованной литературы.

1. Александров А.И. Истоки родного края. Южно -Уральское книжное издательство. Челябинск, 1978

2. Артюшина Е. И. Народное искусство: сквозь века. ООО Издательский дом «Аркаим», 2007

3. Бабунова Е. С. программа «Наш дом – Южный Урал». Челябинск. «Взгляд», 2005

4. Бобрихин А. А., Коновалов О. Д. Народное искусство Урала. ООО, Издательство «Баско» оформление, 2006г

5. Большаков В. В. Земля Уральская., ОАО Южно – уральское книжное издательство, 2004

6. Вершинина Н. Горбунова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. Д\В №6-2004, с. 42

7. Гаврилова И. Г. Истоки русской национальной культуры в детском саду. Издательство Санкт-Петербург «Детство - Пресс», 2008

8. Кирин Ф. Я. География Челябинской области. Южно-Уральское книжное издательство Челябинск, 1973

9. Коротовских Л. Н. Месеренко Л. К Уральские промыслы Издательство. Челябинск. «Взгляд», 2003

10. Приложение 21 к письму Министерства образования и науки Челябинской области 03 августа 2009г 103\3431. о реализации Конвенции краеведческого образования

11. Фоминых Е. Гордое имя – Урал Ребенок в детском саду №2-2008, С. 18

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: