Использование стереотипов в деловом общении




Ограниченность личного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами. Рассматриваемые ниже приемы использования стереотипов не безынтересны с точки зрения практики делового общения. Навешивание ярлыков: человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог", "популист", "бабник", "пьяница" и т.д. Успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками. "Блистательная неопределенность"', использование стереотипов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызывающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как "демократия", "права человека", "общечеловеческие ценности", "в интересах закона" и т.д. Вариант для общения с руководством: "Ваше решение недемократично (нарушает права человека, социальную справедливость)!" Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Преобладает волевой аспект. Сюда относятся суждения типа "по многочисленным просьбам трудящихся"..., "все россияне единодушно поддерживают..." и т.д. Для делового общения подходят аргументы типа "в коллективе есть мнение...", "коллектив считает, что…" Перенос: использование старых символов, уже имеющих определенную ценность. В деловом общении ссылка на авторитетную личность возможна в нескольких вариантах: персонифицированном – ссылка на конкретное руководящее лицо; обезличенном – "Там знают!"; "Сам в курсе"; "И тогда я позвонил, вы понимаете, кому..."; "Обсуждаем проблему и тут зашел сам..." и т.д.; использование цитат - "Еще Сократ говорил, что...". Простонародность, или "свой парень". Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными. Обезличивание общения, возникающее благодаря стереотипам в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «встречают по одежке..." означает, что "встречают по стереотипу а провожают - по уму!". Особенно актуальна эта проблема в системе отношений "руководитель - подчиненный".

Как избавиться от влияния стереотипов?

Для того чтобы избавиться от влияния стереотипов, необходимо понять, какие стереотипы являются осознанными и принятыми (то есть нужными и полезными), а какие несут негативные послания и являются препятствиями к формированию своего облика. Осознанными и принятыми считаются те стереотипы, которые были получены с опытом и проверены на практике. Человек, имеющий свое мнение (в отличие от стереотипов), не говорит шаблонными фразами. Если эти убеждения гармонично вписались в его картину мира, то он говорит: «Я считаю…» – и может дать этому свое объяснение. Другой вариант – человек, приняв стереотип, пропустил его через себя, свой опыт, а потом изменил его так, как подходило именно ему. Для того чтобы «переработать» полученные стереотипы, существует следующее упражнение, которое помогает понять, какие убеждения ваши, а какие чужие. Чувства - индикаторы принятия или отторжения. Необходимо выписать все «крылатые» фразы, которые говорили или которые получены невербально, то есть через опыт общения с разными людьми, а не в виде слов. Прочитать их еще раз. Прислушаться к себе. На какие фразы получен эмоциональный отклик? Что цепляет? Где появляются чувства, энергия? Затем необходимо поставить перед собой пустой стул и представить на нем человека, от которого так или иначе получено это «послание». Попробовать высказать то, что действительно чувствуется, чего никогда раньше не говорилось. Каждый стереотип требует тщательной эмоциональной проработки для того, чтобы он перестал влиять. Это дает большую свободу в том, чтобы делать то, что вы считаете важным, поступать так, как вам на самом деле хочется, и как результат вас начинают окружать люди, разделяющие ваши ценности и правила.

 

Заключение

То, как люди мыслят в конечном итоге влияет на то, как люди поступают в жизни. Чувства, эмоции, убеждения – т.е. поведение чрезвычайно взаимосвязаны. А стереотип, в частности, негативный, чаще всего не основывается на реальных фактах, чем приносит множество проблем в поведении по отношению к другим людям. Таким образом, изучение таких явлений, умение избавиться от них или наоборот использовать во благо, является очень важным в современном мире.

 

 

Список литературы:

1. Р. Чалдини. Психология влияния. – Питер, 2006.

2. Е. П. Ильин. Психология общения и межличностных отношений – Питер, 2009.

3. М. И. Еникеев. Общая и социальная психология – М.: Инфра-М, 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: