Факультет «Базовой подготовки»
Кафедра «Философия и история»
СИЛЛАБУС
(УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ)
По дисциплине « IK 1101 - История Казахстана »
Специальности: Для всех специальностей
Формы обучения | |
Очное обучение | |
Всего кредитов | |
Курс | |
Семестр | 1,2 |
Экзамен (семестр) - ГЭК | 1,2 |
Всего часов, из них: | |
Лекции (часов) | |
Практические (семинарские) занятия (часов) | |
Электронный практикум | - |
СРСП (часов) | |
СРС (часов) |
Алматы, 2015 г.
1. Сведения о преподавателе | Кенжебеков Капалбек Кокежанович к.и.н., и.о.доцента кафедры «Философия и история». Кафедра «Философия и история», главный корпус, каб. № 556. Режим пребывания на кафедре: по расписанию Р.т. 377-11-51 |
2. Пререквизиты дисциплины | студенты опираются на уже приобретенные знания в ходе изучения предмета «История Казахстана» в школе. Знания, приобретенные при изучении естествознания позволят легко разобраться в социально-политических процессах в Казахстане. Изучение данного курса требует знания карты Казахстана и Средней Азии в разные эпохи как важного компонента подхода к изучению предмета. |
3. Постреквизиты дисциплины | знания данной дисциплины необходимы при изучении дисциплин «Современная всемирная история», «История внешней политики РК» и др. |
4. Описание дисциплины | Предметом изучения данной дисциплины являются вопросы Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Курс предназначен для студентов-бакалавров первого года обучения и изучает основы научной периодизации истории Казахстана, хронологию, общее понятие об историографии и источниках истории Казахстана: их виды и типологию. Программа составлена по хронологическому принципу и раскрывает основные события истории Казахстана в древности, средние века, в новое и новейшее время. |
5. Цель изучения дисциплины | усвоить историю Казахстана с древнейших времен до наших дней. |
6. Задачи изучения дисциплины | Для достижения поставленной цели необходимо в процессе преподавания данной дисциплины добиться решения следующих задач: 1) углубить и развить знания студентов по истории Отечества, полученные в рамках школьной программы, в направлении проблематизации, раскрытия многомерности исторического процесса в его политических, социальных, культурологических и этнорегиональных аспектах в синтезе общего и особенного; 2) выработать умение аргументированно рассуждать об исторических событиях и явлениях на базе научной литературы и исторических источниках; 3) сформировать историческое сознание на основе подлинной гражданственности и патриотизма, рассматривая историю Казахстана как часть всемирной (всеобщей) истории. |
7. Компетенции дисциплины | В результате освоения Истории Казахстана студент должен знать следующий минимум курса: 1. Основные этапы истории Казахстана с древнейших времен и до наших дней; 2. определенное количество необходимого фактического материала; 4. основную литературу по разделам и проблемам истории Казахстана; 5. основы работы с историческими картами. |
Распределение часов по рабочему учебному плану
Курс | Семестр | Количество кредитов | Общая трудоемкость в часах | Контактные часы | |||||
Всего | в том числе | СРС | |||||||
Лекции | Практические занятия | СРСП | |||||||
1-2 |
План лекций, практических (семинарских) занятий
№ темы | План лекций | План практических занятий |
1. | 1.Предмет и задачи курса. 2. Каменный век на территории Казахстана 3.Бронзовый век на территории Казахстана. 4.Возникновение и природа кочевого общества. |
|
2. | 1. Тюркский этнофеномен на территории Евразии. 2.Тюркский и Западнотюркский каганаты. 3.Государства тюргешей, карлуков. 4.Государство Караханидов. |
|
3. | 1. Государство Чингисхана и его завоевательная политика. 2.Вторжение монголов в Казахстан. 3.Раздел монгольскими завоевателями территории Казахстана. 4.Образование улусов Джучи, Угэдэя и Чагатая. |
|
4. | 1.Распад Золотой Орды. 2.Государство кочевых узбеков (ханство Абулхаира). 3.Образование Ногайской Орды 4.Образование Сибирского ханства | 1. Народное устное творчество 2. Музыка 3. Архитектура 4. Религиозные верования. Ислам |
5. | 1.Этнические процессы на территории Казахстана в древности и средневековье. 2.Антропологические и лингвистические аспекты формирования казахской народности. Этноним «казах». 3.Образование казахской государственности и её укрепление. 4.Борьба Казахского ханства за Дешт и Кыпчак. 5.Историческое значение образования Казахского ханства. | 1. Образование казахской государственности. Первые казахские ханы Джанибек и Керей 2. Особенности образования казахской государственности 3. Деятельность ханов Касыма, Хакназара и Тауекеля 4. Ханы Есим и Джангир |
6. | 1.Внутренняя политика казахских ханов в XVI - XVII веках 2.Укрепление верховной власти при Тауке хане «Жетi Жарғы» 3.Социальный строй и общественные отношения в казахском ханстве. 4. Жузы и их родоплеменной состав. 5.Социальная структура казахского общества. | 1. Хозяйство казахов в XY-XYIII вв. 2. Традиционное жилище казахов, развитие ремесла 3. Мировоззрение казахов 4. Роль обычаев и традиции в жизни народа 5. Искусство казахов |
7. | 1.Усиление феодальной раздробленности в Казахстане. 2.Внешняя политика. Развитие казахско-русских отношений 3.Образование Джунгарского ханства. 4.Казахско-джунгарские отношения в XVII-XVIII вв. | 1. «Годы бедствия» народа 2. Первые победы над джунгарами 3. Роль Аблай хана в истории народа 4. Крах джунгарского ханства |
8. | 1.Принятие российского подданства (мотивы сторон, ход событий, методы колонизации казахских земель). 2.Историческая оценка присоединения Казахстана к России. 3.Восстание Сырыма Датова 4.Восстание Исатая Тайманова и Махамбета Отемисова 5.Восстание Кенесары Касымова | 1. Образование казачьих войск на территории Казахстана (Уральское, Оренбургское, Сибирское и Семиреченское). 2. Роль казачества в колонизации края 3. Восстание в младшем жузе Срыма Датова (1783-1797 гг.) 4. Восстание И. Тайманова и М. Отемисова (1836-1838 гг.) 5. Восстание хана Кенесары Касымова (1837-1847 гг.) |
9. | 1.Ликвидация ханской власти в Казахстане 2.(Устав о «Сибирских киргизах» 1822 г., Устав об «Оренбургских киргизах» 1824 г 3.Проникновение и развитие капиталистических отношений в Казахстане. 4.Административные реформы 1867-1868 гг. | 1. Влияние России на традиционное хозяйство казахов. Развитие торговли. Ярмарки. 2. Развитие промышленности в Казахстане 3. Развитие капиталистических отношении в ауле 4. Особенности развития традиционного хозяйства казахов в период колонизации 5. Переселенческая политика царизма: основные этапы и итоги 6. Аграрная реформа Столыпина |
10. | 1.Казахстан в период кризиса Российской империи (начало XX в.) 2.Победа Октябрьской революции 1917 г. и установление Советской власти в Казахстане 3.Образование партии «Алаш» и ее программа. 4.Образование в г.Коканде правительства Туркестанской автономии (Кокандская автономия), М.Чокай. | 1. Причины восстания 2. Очаги восстания 1916 г. (Торгай и Жетысу) 3. Исторические уроки восстания 1916 года 4. Формирование в Казахстане национально-демократической интеллигенции и их роль в национально-освободительной борьбе народа 5. Партия «Алаш» и образование правительства Алашорда 6. Историческая ценность Алашорды и Туркестанской (Кокандской) автономии |
11. | 1.Образование Казахской АССР в 1920 г. 2.НЭП и аграрные преобразования 1920-х гг. 3.Политика коллективизации в Казахстане. 4.Политика индустриализации в Казахстане. | 1. Развитие образования в Казахстане и борьба с неграмотностью 2. Достижения Советской власти в области культуры и науки 3. Формирование командно-административной системы 4. Политические репрессии против лидеров движения Алаш 5. Политические репрессии 1937-1938 гг. |
12. | 1.Начало Великой Отечественной войны. 2.Вклад Казахстана в победу над фашистской Германией. 3.Политическое развитие Казахстана. 4.Экономическое развитие Казахстана. | 1. Политическая ситуация в Казахстане в 1946-1960 гг. 2. Экономические реформы в Казахстане (1950-1960гг.) 3. Кризис сельского хозяйства в 1950 гг. 4. Освоение целины: планы и итоги 5. Экологические, экономические и социально-демографические последствия освоения целины |
13. | 1.Политическая обстановка в стране в 1970-1980-е гг. 2.Социально-экономическое развитие Казахстана в 1970-1980-е гг. 3.Начало перестройки, ее характер. 4.Декабрьские события (1986 г.) в Алма-Ате, их причины и последствия. | 1. Проблемы развития сельского хозяйства в 1970-1980 гг. 2. Развитие агропромышленного комплекса. 3. Перестройка. Декабрьские события 1986 г. 4. Экономические преобразования. Переход к рыночной экономике. |
14. | 1.Основные этапы перестройки. 2.Активизация общественных движений и становление многопартийности в республике (1988-1991 гг.) 3.Распад СССР. 4.Образование независимой Республики Казахстан. | 1. Экономические реформы в Казахстане 2. Социальная политика Казахстана 3. Развитие образования и науки 4. Культурная жизнь Казахстана |
15. | 1.Первые годы независимости (1991-1995 гг.). 2.Конституция Республики Казахстан 1995 г. 3.Развитие многопартийности Казахстана. 4.Политическая жизнь Казахстана. | 1. Международное положение Казахстана и внешняя политика 2. Основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе 3. Значение политических документов 1991-2014 гг. 4. Анализ ежегодных Посланий Президента РК Н.А Назарбаева |
План проведения СРСП
№ п/п | Тема СРСП | Задание |
Очное обучение | ||
1. | Историография и источниковедение древнего и средневекового Казахстана | Законспектировать тему «Саки и Гунны» по книге «Страна в сердце Евразии» Абылхожина Ж.Б., Бурханова К.Н. |
2. | Каменный век на территории Казахстана | Рассмотреть три периода каменного века и проанализировать особенности развития каждого периода |
3. | Основные дискуссии по вопросу образования казах ского народа и его государственности | Краткое резюме по книге Дулати Мухаммед Хайдара «Тарихии-Рашиди» |
4. | Казахско-джунгарские отношения в XYII-XYIII вв | Краткое резюме по книге Златкина И.Я. «История Джунгарского ханства 1635-1758 гг.» |
5. | Геостратегические интересы Казахстана и России в XYIII-XIX вв. | Краткое резюме по книге Басина В.Я. «Россия и казахские ханства в ХУ!-ХУШ вв.» |
6. | Политическая деятельность Аблай хана (1711-1981 гг.) | Ознакомиться с произведениями Бухар жырау |
7. | Казахстан – колониальная окраина Российской империи (XIX-нач. ХХ в.) | Ознакомиться с книгой Бекмаханова Е. «Присоединение Казахстана к России» |
8. | Восстание Кенесары Касымова (1837-1847 гг.) | Создать карту продвижения восставших по территории Казахстана в виде презентации |
9. | Культура Казахстана в XVIII- начале XX в. | Подготовить презентацию |
10. | «Компания по борьбе с национализмом» в Казахстане (1940-1950-е годы ХХ в.) | Подготовить презентацию |
11. | Теория «Малого Октября» | Написать в тезисном варианте причины голода и гибели более 2-миллиона казахов. |
12. | Культура и наука Казахстана в период Великой Отечественной войны. | Подготовить презентацию |
13. | «Целинная эпопея» - современная оценка | Проанализировать все данные оценки по целине |
14. | Социальная политика и уровень жизни в Казахстане в 1970-1980-е гг. | Создать график роста или снижения уровня жизни в застойное время |
15. | Национально-демографическая ситуация и эколо гические проблемы в Казахстане | Написать свою программу поднятия демографического роста народа и улучшения экологии |
График выполнения и сдачи заданий по СРС
№ п/п | Задание СРС | Форма контроля | Срок сдачи |
Очное обучение | |||
1. | Источники по истории Казахстана: их виды и типология. Историография Казахстана. Особенности материальной и духовной культуры андроновцев. | Устное сообщение | 4 неделя |
2. | Великий Шелковый путь на территории Казахстана. Разрушение оседло-земледельческих и культурных центров Казахстана. Оборона Отрара и Сыгнака. | Устное сообщение | 5 неделя |
3. | Улус Орда Эджена. Взаимоотношения между Ак-Ордой и Золотой Ордой. Борьба Казахского ханства за Дешт-и- Кыпчак. | Презентация | 6 неделя |
4. | Поход Таукеля в Среднюю Азию в 1598 г., его итоги. Приход к власти Есим-хана. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг. | Устное сообщение | 7 неделя |
5. | Цели и задачи административных реформ царской России 1867-1868 гг. в Казахстане. Образование партии «Алаш» и ее программа. | Письменное задание | 10 неделя |
6. | Земельно-водная реформа 1921-1922 гг. Участие казахстанцев в Великой Отечественной войне. | Письменное задание | 11 неделя |
7. | Освоение целинных и залежных земель в Казахстане и его последствия. Экономика Казахстана в период перехода к рынку и ее характер. | Устное сообщение | 12 неделя |
8. | Межнациональное согласие – основа укрепления независимости и демократии в РК. | Презентация | 13 неделя |