ПРЕРЕКВИЗИТЫ И ПОСТРЕКВИЗИТЫ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АО «Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Кафедра «МеждународныЕ коммуникациИ»

 

Тел. 2920805 (вн.2209)

E.mail:kazgumya@hotmail.com

 

SILLABUS

по специальности 5В050400 - «Журналистика»

 

по дисциплине «Телевизионная журналистика»

 

Форма обучения – о ч н а я

Алматы, 2011

Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Телевизионная журналистика» составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом высшего профессионального образования, с типовым и рабочим учебными планами специальности бакалавриата 050504 (5В050400) - «Журналистика» в объёме установленных кредитов и академических часов аудиторных занятий и самостоятельной работы студента.

 

Автор: проф. Шевякова Т.В.

 

Учебная программа (Syllabus) обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Международных коммуникаций» факультета «» КазУМОиМЯ

 

от «____»_____200__ г. Протокол №__.

 

 

Учебная программа (Syllabus) рекомендована Учебно-методическим советом факультета « Менеджмента и международной коммуникации » КазУМОиМЯ

 

от «___»__________200_г. Протокол № __.

 

 

Учебная программа (Syllabus) утверждена Научно-методическим советом КазУМОиМЯ

 

от «___»__________200__ г. Протокол №___.

 

 

КОД КУРСА:

НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: «Телевизионная журналистика»

КРЕДИТОВ ЗА КУРС: 3

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: проф. Шевякова Татьяна Васильевна

ВРЕМЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ:

Понедельник кабинет / зд

Вторник кабинет

Среда кабинет

Четверг кабинет

Пятница кабинет

Адрес электронной почты:

Ассистент преподавателя:

Время консультации ассистента:

Понедельник кабинет / зд

Вторник кабинет

Среда кабинет

Четверг кабинет

Пятница кабинет

 

ОПИСАНИЕ КУРСА

Курс «Телевизионная журналистика» является профилирующим в системе общепрофессиональных дисциплин специальности «журналистика» и включает в себя комплекс знаний и сведений, относящихся к телевизионной журналистике.

Телевидение – универсальное средство массовой коммуникации. Телевизионная журналистика – это синтез политики и творчества на базе техники. Передача или фильм – продукция творческой группы – должны отвечать определенным политическим, техническим и творческим требованиям. И то, и другое, и третье с течением времени существенно меняется. Составить определенный свод закономерностей, принципов, правил, навыков, из которых складывается профессиональная деятельность тележурналиста, совсем непросто.

Курс «Телевизионная журналистика» отражает современное состояние и главные тенденции развития тележурналистики и деятельности журналиста как субъекта творческого процесса, а также особенности системы жанров современной телевизионной журналистики, главные тенденции ее развития и трансформации. Кроме того, в ее рамках студент получает знания, навыки и умения, необходимые для работы в информационных, аналитических и художественно публицистических жанрах на телевидении.

Данная программа направлена на формирование у будущих журналистов профессиональной компетенции в сфере телевизионной журналистики.

 

Цель преподавания дисциплины: дать студентам представление об истории возникновения и развития телевизионной журналистики и ее современном состоянии; познакомить с многообразием ТВ-программ на отечественном экране, их типологией и стилевым своеобразием, а также сформировать достаточно четкое понимание роли журналиста в создании телепрограмм, его задач и обязанностей.

 

Задачи курса: познакомить студентов с истории мировой и казахстанской телевизионной журналистики, с жанрами, формами и выразительными средствами телевидения; со спецификой телевидения в системе СМИ и его взаимодействия с аудиторией; с современнойсистемой правового регулирования телевидения; сформировать практические навыки по подготовке телевизионных передач.

Количество часов по учебному плану:

Курс Семестр количество кредитов Общая трудоемкость в часах Распределение академических часов по семестрам и видам занятий   СРС(час)   Форма итогового контроля
Лекции Практические занятия Студийные занятия   КР Всего Всего     в т.ч. СРСП
                      Экзамен

 

Примечание: Один кредит равен одному академическому часу аудиторной работы студента в неделю (1 кредит = 1 акад. час); КР- курсовая работа, СРСП – самостоятельная работа студента под руководством преподавателя; СРС – самостоятельная работа студента.

 

В результате обучения курса студенты должны уметь:

- готовить телевизионные передачи с использованием различных жанров,

- работать в прямом эфире,

- работать в соответствии с общим направлением телевизионного канала,

- редактировать для телевизионного эфира сообщения различного рода, аналитические материалы.

 

ПРЕРЕКВИЗИТЫИ ПОСТРЕКВИЗИТЫ

Пререквизиты курса:

Курс рассчитан на студентов 1 курса специальности «Журналистика». Дисциплина «Телевизионная журналистика» непосредственно связана с профессиональными дисциплинами «Введение в журналистику», «Радиожурналистика».

Постреквизиты курса:

Полученные студентами в результате освоения данного курса знания и умения необходимы в последующем процессе профессионального обучения при изучении таких дисциплин как «Журналистское мастерство», «Мастер-класс по журналистике», «Творческая мастерская публициста», «Дисциплина специализации», «Язык и стиль средств массовых коммуникаций» и др.

Курс состоит из проблемно- ориентированного курса лекций, предполагающего дисскуссионно-полемические обсуждение их предметного содержания. Такая процедура построения учебного курса основывается на предварительной информационной подготовленности студентов по материалам тематик и проблем указанного курса, готовности студентов к аргументированному обсуждению проблем предстоящей лекции.

Для этого преподаватель заранее должен обеспечить студентов проблемными вопросами и списком литературы предстоящих лекций. Студенты должны читать материалы перед каждой лекцией.

 

Модуль Аудиторная работа Внеаудиторная работа СРО График сдачи УМКД
  Лекции Семинары Студ. занятия СРСП СРС  
Модуль 1 Тема 1 «Предмет и задачи курса «Телевизионная журналистика». - 1 час Проблемные вопросы:Курс «Телевизионная журналистика» в системе подготовки журналистов. Объект, предмет и задачи дисциплины. Курс «Телевизионная журналистика» является профилирующим в системе профессиональных дисциплин специальности «Журналистика» и направлен на овладение знаниями и навыками из области тележурналистики, но и приобретение профессиональных навыков работы в качестве тележурналиста, репортера, телеоператора, монтажёра видеофильмов, ведущего телевизионных передач. Чтобы стать тележурналистом необходимо обладать определенными способностями, навыками и направленностью интересов. Телепередача – продукция авторского коллектива, творческой группы. Тележурналисту необходимо быстро схватывать суть новых фактов, уметь подавать их в простой, доступной и интересной форме. Основная задача тележурналиста – показывать события, поступки, обстоятельства жизни людей на основе изученного и проанализированного опыта прошлых лет. Журналист и задачи телевизионной информации в новых социально-политических условиях. Литература: 1. Барманкулов М. Телевидение: деньги или власть. – Алматы, 1997. 2. Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М., 1992. 3. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1998. 4. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2002. 5. Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М., 2003. 6. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. - М., 2004. -   -   - -  
  Тема 2 «Этапы становления тележурналистики». - 1 час Проблемные вопросы:Технические предпосылки появления телевидения. Экспериментальное вещание 30-40-х годов. Развитие советского телевидения. Формирование телевидения как средства массовой информации. Становление казахстанского телевидения. Становление телевизионной публицистики. Телевидение 80-90-х годов. Структура телевидения после распада СССР. Появление негосударственных коммерческих телеканалов. Телевидение суверенного Казахстана. Общие положения, на основе которых ведется телевещание. Литература: 1. Аманбаев К. Создание и развитие телевидения в Казахстане – действующего средства идеологической работы КПСС (1958-1970 гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. - Алма-Ата, 1971. 2. БарманкуловМ. «Весь мир у вас в квартире», Алма-Ата, «Казахстан» 1972 г. 3. Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). – М., 2001. 4. Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М., 1992. 5. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1998. С1.Учебный кейс #1: Специфика телевидения как средства массовой информации. - 2 часа Задание:Подготовьтесь к беседе по следующим вопросам: 1.Антология великих открытий, предшествующих возникновению телевидения: камера Обскура, дагерротипия (Ньепс, Дагер), кино (Эдисон, братья Люмьеры), телеграф (Морзе), телефон (Белл), радио (Попов, Маркони), Средства передачи звука и изображения на расстоянии (П. Бахметьев, П. Нипков, Б. Розинг, Б. Грабовский, Л. Термен, В. Зворкин, П. Шумаков). 2.Малострочное телевидение («механическое») и современное («электронное»). 3.Останкинский телецентр и система «Орбита». 4. Специфические свойства телевидения: симультанность, экранность, вездесущность, персонификация информации. 5. Сравнительный анализ телевидения с радио и печатной журналистикой. Литература: Барманкулов М. Телевидение: деньги или власть. – Алматы, 1997; Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М., 1992; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1998; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2002; Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. - М., 2004. С1.Учебный кейс #1: Политика телевизионного канала. - 1 час Задание: На основе просмотра и анализа телевизионных программ определите политику казахстанских каналов. Установите взаимосвязь между типом того или иного телеканала и его политикой Литература: Аманбаев К. Создание и развитие телевидения в Казахстане – действующего средства идеологической работы КПСС (1958-1970 гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. - Алма-Ата, 1971; Барманкулов М. «Весь мир у вас в квартире», Алма-Ата, «Казахстан» 1972; Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). – М., 2001; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2002.     СРСП 1 Тема: «Типологическая характеристика телеканала» - 7 часов Задание: 1. На основе изученной литературы ответьте на вопросы тестов: См. портал университета П. Составьте типологическую характеристику одного из казахстанских телевизионных каналов (по выбору студента). Литература: Барманкулов М. Телевидение: деньги или власть. – Алматы, 1997; Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М., 1992; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1998; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. И др. Телевизионная журналистика. – М., 2002; Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М., 2003; Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. – М., 2004. СРС 1 Тема: «Общественное телевидение – особый тип телевещания» - 15 часов Задание: 1. На основе изученной литературы ответьте на вопросы тестов: См. портал университета П. Подготовьте проект создания общественного телевидения в Казахстане. Обратите внимание на характерные особенности организации, контента и менеджмента общественного телевизионного вещания. Литература: Аманбаев К. Создание и развитие телевидения в Казахстане – действующего средства идеологической работы КПСС (1958-1970 гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. - Алма-Ата, 1971; БарманкуловМ. «Весь мир у вас в квартире», Алма-Ата, «Казахстан» 1972; Имамова-Стефанчук Е.И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). – М., 2001; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2002.  
  Тема 3 «Современное состояние телевидения в мире». – 1 час Проблемные вопросы:Общественные функции телевидения. Телевидение и политика, телевидение и культура. Роль телевидения в решении социальных проблем. Краткая характеристика современного состояния телеиндустрии. Телевидение США, России, стран СНГ, Европы и Азии на современном этапе. Современные тенденции в мировом телевизионном вещании. Модели телевещания. Глобализация и телевидение. Государственное, общественное и коммерческое телевидение. Смешанные модели телевидения. Все средства массовой коммуникации, в первую очередь, телевидение, по своей природе способны поддерживать нормальное функционирование того общества, на которое распространяется их влияние. Сам факт регулярного просмотра программы разными людьми уже свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на укрепление этого чувства сопричастности каждого ко всем. Доминанта вещания – выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и т.п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям. Можно с уверенностью говорить, что безраздельное господство эфирного телевидения, его «золотой век» подходит к концу, хотя кабельное и кассетное телевидение, конечно, не вытесняет пока телевидение эфирное. В России эфир еще долго будет основным поставщиком программ. Однако уже сегодня люди во всем мире выбирают между эфирными и кабельными телеканалами, программами и кассетами, не очень вдаваясь в подробности того, какими техническими способами поступает на домашний телевизор интересующая их видеоинформация. Индустрия видео. Понятие о всемирном телевидении. К концу двадцатого века в традиционной системе массовой информации – печать, радио, телевидение – окончательно оформилась группа так называемых «новейших» средств коммуникации, связанных с телевизионными и компьютерными технологиями. Это, прежде всего кабельное вещание и спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет, а также другие потенциальные технологии «мегаканального» телевидения, основанные на современных способах распространения и хранения информации (цифровое телевидение, волоконно-оптические системы, интерактивное телевидение и т.д.). Литература: 1. Барлыбаева С. Вещание на азиатском континенте. – Алматы, 1994. 2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. 3. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2003. 4. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. И др. Телевизионная журналистика. – М., 2002. 5. Муратов С.А. Пристрастная камера. – М., 2007. 6. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 2003. 7. Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. – М., 2007. С2.Учебный кейс #2: Этические принципы тележурналистики. – 2 часа Задание: 1. Сформулируйте основныеэтические принципы тележурналистики. 2. Осуществите анализ правовой базы современного телевещания (Хартия телерадиовещателей. Закон о рекламе. Антитеррористическая конвенция СМИ). 3. Приведите примеры нарушения журналистской этики на ТВ. 4. Охарактеризуйте особенности работы тележурналиста в экстремальных ситуациях и основные принципы техники безопасности тележурналиста. Литература: Барманкулов М. Телевидение: деньги или власть. – Алматы, 1997; Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991; Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. – М.,1990; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000; Муратов С.А. Пристрастная камера. – М., 2007. С2.Учебный кейс #2: Тележурналистика в условиях информационного рынка. – 2 часа Задание: 1.Просмотр и обсуждение информационных программ казахстанских телевизионных каналов («Хабар», «Казахстан», «КТК», «Астана» и др.). 2. Укажите, как тот или иной телевизионный канал РК осуществляет массово-информационную деятельность: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование информации. Литература: Барлыбаева С. Вещание на азиатском континенте. – Алматы, 1994; Барманкулов М. Телевидение: деньги или власть. – Алматы, 1997; Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991; Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. – М., 2007. - СРС 2 Тема: «Современные тенденции телевизионного вещания» - 15 часов Задание: 1. На основе изученной литературы ответьте на вопросы тестов: См. портал университета П. Осуществите сопоставительный анализ телевидения Казахстана и России. Укажите сходство и отличительные особенности ТВ этих стран. Обратите внимание на кабельное телевидение и журналистику в электронных сетях. Литература: Барлыбаева С. Вещание на азиатском континенте. – Алматы, 1994; Барманкулов М. Телевидение: деньги или власть. – Алматы, 1997; Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991; Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2003; Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. – М., 2007.  
  Тема 4 «Выразительные средства телевидения». - 2 часа Проблемные вопросы:Специфика телевидения – вездесушность, экранность, непосредственность, персонифицированность, симультантность. Осуществление телевизионной передачи. Телевидение как комплекс художественных и технических средств, синтез элементов медийного и вербального ряда. Выразительные средства телевидения. Содержание понятия «язык экрана». Элементы языка экрана – ракурс, кадр, план, монтаж. Основы и виды монтажа. Экранная проза, живая природа телепередачи. Соотношение изображения и слова в телевидении. Воздействие образа на экране, описательная функция слова. Язык и стиль телепередач. Литература: 1. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. - М.,1990. 2. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М., 2007. 3. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. – М., 2007. 4. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М.: Искусство, 1985. 5. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000. 6. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2002. 7. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М., 2003. С3.Учебный кейс #3: Принципы и методы работы тележурналиста в кадре. – 2 часа Задание:Дискуссия на тему «Каким я вижу современного тележурналиста». При подготовке к дискуссии обратите внимание на следующие вопросы: 1.Внешний вид, манеры, поведение, личное обаяние тележурналиста, темперамент. 2.Понятие телевизионного имиджа. 3.«Дистанция доверия». 4. Эмоциональная окраска речи, роль юмора и границы его использования. 5. Основы режиссуры телевизионного эфира. 6. Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации. Литература: Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М.: Искусство, 1985; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000; Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М., 2003; Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. – М., 2007; Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. – М., 1993. С3.Учебный кейс #3: Язык и стиль телепередач. - 2 часа Задание: 1. Определите особенности языка и стиля, манеры поведения журналиста в различных по тематике и жанру телепередачах. 2. Назовите требования к языку и стилю речи тележурналиста. Выясните, насколько речь выбранного вами тележурналиста соответствует необходимым требованиям. 3. Произведите сравнительный анализ работы популярных телеведущих РК. Литература: Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. - М.,1990; Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М., 2007; Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. – М., 2007; Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М.: Искусство, 1985; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000. СРСП 2 Тема: Язык телевидения как синтез медийного и вербального ряда. – 7 часов Задание: 1. На основе изученной литературы ответьте на вопросы тестов: См. портал университета П. Письменно дайте краткие научные определения понятий и концептов, относящихся к языку телевидения (медийный, вербальный, ракурс, видеоряд, кадр, план, монтаж, звуковой ряд, тропы и их виды, стилистические фигуры и их виды) Литература: 1.Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. - М.,1990. 2.Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М., 2007. 3.Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. – М., 2007. 4.Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М.: Искусство, 1985. 5.Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000. 6.Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2002. 7.Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М., 2003. -  
  Тема 5 «Информационное вещание». – 2 часа Проблемные вопросы:Понятие об информационном вещании.Путь развития информации как вида вещания. Источники информации. Формы информационных передач. Верстка выпуска информации. Характер построения информационных выпусков. Характеристика содержания информационных программ. Массово-информационная деятельность: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование информации. Информационное общество как развивающееся общество. Информация и социальное управление. Информация и социализация личности. Новые информационные технологии. Важность подхода к деятельности СМИ с точки зрения информационной безопасности. Обработка информации. Каналы передачи информации. Процессы интериоризация информации. Семантическая, синтаксическая, прагматическая стороны “сообщения”. Сходство и различия в терминах “информация”, “текст”, “произведение”. Семантический, синтаксический и прагматический аспекты массово-информационной деятельности. Литература: 1. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. – М.,1990. 2. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000. 3. Муратов С.А. Пристрастная камера. – М., 2007. 4. Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М., 2003. 5. Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. – М., 1993. 6. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. – М., 2004. 7. Цвик В.Л, Назарова Я.В. Телевизионные новости России. – М.,2002. С4.Учебный кейс #4: Проблема формирования информационной культуры общества. – 2 часа Задание:Подготовьтесь к устной беседе по следующим вопросам: 1. Виды, свойства, функции социальной информации (политическая, правовая, юридическая, этическая, эстетическая, информационная и др.). 2. Связь социальной информации с сознанием. 3.Структура социальных информационных процессов. 4.Информация как товар. 5.Место и роль массовой информации в социальном управлении. 6.Ожидаемые и реальные результаты массово-информационных контактов. 7. Информация как фактор формирования сознания и направленности поведения массовой аудитории. Ответы проиллюстрируйте примерами из практики телевещания РК. Литература:Барлыбаева С. Вещание на азиатском континенте. – Алматы, 1994; Барманкулов М. Искусство современной информации. Алматы, 1997; Барманкулов М. Телевидение: деньги или власть. – Алматы, 1997; Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского нфотерства. – М., 1993; Цвик В.Л, Назарова Я.В. Телевизионные новости России. – М.,2002. С4.Учебный кейс #4: Новостной видеосюжет. – 3 часа Задание: Подготовьте новостной видеосюжет, посвященный одному из событий, произошедших в университете. Используйте закадровый текст, стэндап, синхрон. Литература: Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. – М.,1990; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000; Муратов С.А. Пристрастная нмера. – М., 2007; Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М., 2003; Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. – М., 1993.     СРСП 3 Тема: «Общее понятие о дифференциальной психологии на телевидении» - 8 часов Задание: 1. На основе изученной литературы ответьте на вопросы тестов: См. портал университета П. 1. Дайте определение хорошей новости в информационной программе. 2. Соотнесите негатив и позитив на республиканских и местных каналах. 3. Приведите примеры мягкой и жесткой новости. 4. Укажите, какие новые формы подачи новостей используют казахстанские телеканалы. 5. Какую роль выполняет спецрепортаж в программе новостей? 6. Подготовьте перечень «хороших» новостей для информационной программы на ТВ. Литература: Барманкулов М. Искусство современной информации. Алматы, 1997; Барманкулов М. Телевидение: деньги или власть. – Алматы, 1997; Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. – М., 1993; Цвик В.Л, Назарова Я.В. Телевизионные новости России. – М.,2002. -  
Модуль 2 Тема 6. «Телевизионная передача». - 2 часа Проблемные вопросы:Понятие о телевизионной передаче. Этапы творческого процесса создания передачи. Сценарно-промежуточный этап работы над документальным произведением. Сценарий-заявка. Виды сценария. Литературный сценарий. Режиссерский сценарий. Формы записи сценариев. Средства создания сценария. Понятие о закадровом тексте, требования к закадровому тексту. Композиция программ. Понятие о монтаже телевизионной программы. Опыт программирования крупнейших мировых телеканалов. Литература: 1. Барманкулов М. Искусство современной информации. Алматы, 1997. 2. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М., 2007. 3. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2003. 4. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. – М., 2007. 5. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М.: Искусство, 1985. 6. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000. 7. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М., 2003. С5.Учебный кейс #5: Этапы творческого процесса создания передачи. – 2 часа Задание: Вопросы для обсуждения: 1. Стратегия и тактика журналистского поиска. 2.Выбор события. 3.Выбор участников передачи. 4.Предварительная подготовка - работа над сценарием, работа с участниками передачи, работа с творческой группой программы. 5.Поиск выразительных средств. 6. Определение жанровых особенностей передачи. 7. Феномен массового общения как реалии социальной действительности. Литература: Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М., 2007; Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2003; Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. – М., 2007; Кузнецов Г.В. Журналист на экране. - М.: Искусство, 1985; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000; Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М., 2003. - СРСП 4 Тема: «Сценарий как основа телевизионной передачи» - 8 часов Задание: 1. На основе изученной литературы ответьте на вопросы тестов: См. портал университета П. 1. Подготовьте сценарий для создания 10-минутного документального фильма «Об истории университета». 2. Напишите закадровый текст для 10-минутного документального фильма «Об истории университета». Литература: Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М., 2007; Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2003; Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. – М., 2007; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2002.     -  
  Тема 7. «Жанры тележурналистики». – 3 часа Проблемные вопросы: Информационные жанры тележурналистики. Жанровые особенности видеосюжета. Репортаж и его признаки. Интервью, его структура, характерные особенности. Интервью как самостоятельная передача, принципы его построения. Интервью как составная часть других программ. Техника ведения интервью. Жанровые особенности отчета. Выступление в кадре – неотъемлемый элемент телевизионной программы. Расширение жанрового спектра комментирующей тележурналистики. Место и значение комментария в программе вещательного дня. Виды и приемы построения комментария. Аналитические жанры в телевизионной журналистике Аналитическая программа и ее характерные особенности. Беседа как аналитический жанр. Виды бесед. Дискуссия на современном телевидении. Жанровые признаки телевизионной корреспонденции. Жанры художественной публицистики на телевизионном экране. Жанровая природа и классификация телевизионного очерка. Очерк и документальный фильм. Специфика телефильма. Телевизионное эссе. Зарисовка. Роль сатирических жанров на телевидении. Игровые, конкурсные, музыкальные передачи. Специфика ток-шоу. Литература: 1. Барманкулов М. Жанры печати, радиовещания и телевидения. – Алматы, 1974. 2. Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М., 1992. 3. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1998. 4. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. И др. Телевизионная журналистика. – М., 2002. 5. Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М., 2003. 6. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. – М., 2004. С6.Учебный кейс #6: Художественная публицистика на телевидении. – 2 часа Задание: Вопросы для обсуждения: 1.Новые тенденции теледокументалистики. 2. Судьба телевизионного очерка. Поиски жанра. 3.Краеведение на региональном ТВ. 4.Авторская программа. 5.Персонификация как художественный прием. 6.Роль закадрового текста. 7. Охарактеризуйте одну из телепередач, относящихся к художественной публицистике. Литература:Барманкулов М. Жанры печати, радиовещания и телевидения. – Алматы, 1974; Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М., 1992; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. И др. Телевизионная журналистика. – М., 2002;Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. – М., 2004. С5.Учебный кейс #5: Интервью на телеэкране. – 4 часа Задание: Подготовьте и проведите интервью с одним из студентов университета, добившихся больших успехов в учебе (общественной жизни, научной работе, спорте и т.д.). Оформите его в виде самостоятельной передачи, а также используйте в качестве одного из элементов новостного сюжета. Литература: Барманкулов М. Жанры печати, радиовещания и телевидения. – Алматы, 1974; Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М., 1992; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. И др. Телевизионная журналистика. – М., 2002;Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. – М., 2004 СРСП 5 Тема: «Ток-шоу на казахстанском телевидении» - 7 часов Задание: 1. На основе изученной литературы ответьте на вопросы тестов: См. портал университета П. Произведите анализ одного из ток-шоу казахстанского телевидения. Обратите внимание на жанрообразующие признаки, роль ведущего, особенности съемки и монтажа, глубину содержания. Укажите творческие находки и недостатки. Литература: Барманкулов М. Жанры печати, радиовещания и телевидения. – Алматы, 1974; Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М., 1992; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. И др. Телевизионная журналистика. – М., 2002;Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. – М., 2004 -  
  Тема 8. «Журналистские профессии на телевидении». - 2 часа Проблемные вопросы: Редактор как организатор творческого процесса. Редактор – литературный работник и организатор визуальной информации во всем ее многообразии. Роль продюсера в процессе создания телепередачи. Профессия – телерепортер. Отношения партнерства и тесного сотрудничества между телерепортером, оператором, видеоинженером звукооператором. Комментатор и обозреватель. Интервьюер, шоумен, модератор. Ведущий новостей. Основные требования к ведущему новостей, к модератору. Дикторское мастерство. Работа над словом. Техника речи. Процесс подготовки к передаче. Работа у микрофона. Роль жеста, мимики, позы диктора в выражении мычли. Литература: 1. Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М., 1992. 2. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2003. 3. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2002. 4. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000. 5. Муратов С.А. Пристрастная камера. – М., 2007. 6. Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М., 2003. 7. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. - М., 2004. С7.Учебный кейс #7: Личностная доминанта - основа экранного образа. - 1 час Задание: Вопросы для обсуждения: 1. Требования к ведущему аналитических программ. 2.Комментатор и обозреватель. 3.Профессоинальные качества и обязанности телерепортера. 4. Роль тележурналистов в разработке концепции канала. 5. Телепродукция как результат труда творческого коллектива. Литература: Егоров В.В. Основные понятия телевидения. Терминологический словарь. – М., 1992; Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2003; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2002; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000; Муратов С.А. Пристрастная камера. – М., 2007; Саруханов В.А. Азбука телевидения. – М., 2003. С6.Учебный кейс #6: Роль журналиста в создании телевизионного комментария. - 3 часа Задание: Подготовьте комментарий к какому-либо значимому событию, произошедшему в университете (стране, мире). Запишите его в форме монолога в кадре. Литература: Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2003; Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. – М., 2002; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. – М., 2000; Муратов С.А. Пристрастная камера. – М., 2007. - СРС 3 Тема: «Творческий портрет тележурналиста» - 10 ч. Задание: 1. На основе изученной литературы ответьте на вопросы тестов: См. портал университета П. Составьте творческий портрет одного из известных тележурналистов республики Казахстан (по выбору студента). Творческий портрет должен содержать следующие сведения: а) краткие биографические данные, б) основные этапы трудовой деятельности; в) описание и анализ творчества тележурналиста Литература: Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: