Философия о природе и сущности человека




Аристотель

Учитель Александра Македонского, он был богат. Главный труд его метафизика.

Метафизика – «после физики»

После Аристотеля термин метафизика становится синонимом слова философия.

Написал 14 книг.

В метафизике вывел термин материя. Разбирал вопрос о форме. Формой Аристотель называл суть бытия каждой вещи. Исходным пунктом познания Аристотель считал, ощущение и только на втором месте стоят рассуждения. Познание считал Аристотель, это восхождение от единичного к общему.

Аристотель обосновал противоречие нашего мышления и писал: «в итоге со всеми подобными знаниями необходимо происходит то, что всем известно: они сами себя опровергают, т.е. все можно опровергнуть». Он считается отцом логики. Логику он рассматривал, как теорию доказательства, в которой присутствовали индукция – это вывод общего из частного и дедукция – вывод частного из общего. Термин логика Аристотелем не применялся.

Два закона мышления, открытые Аристотелем:

1) Закон противоречия – не может одно и то же в то же самое время быть и не быть.

2) Закон исключенного третьего – о чем бы то не была истина или утверждение или отрицание.

Он разрабатывал учение о категориях, рассуждал о сущности души. Душа есть суть бытия. Душу, он сравнивал с воском, на котором отражается только знак золотой печати, но не золото. Ум существует отдельно от тела.

Жизнь тела – это смерть души, а смерть тела, это воскрешение души.

Жизнь философа – это постоянное приготовление к смерти.

Он был категорически против, что бы человека возводили в лик бессмертного. Человек по природе – животное, считал Аристотель, но животное общественное, т.е. вне общества жить он не может. Главное отличие человека, то, что человек имеет сознание о добре и зле. Он призывал человека быть добродетельным и считал на первом месте справедливость. Рассматривал три стороны жизни:

1) Созерцание

2) Деятельность

3) Услада

На первом месте он считал, что нужно созерцать жизнь. Осуждал тиранию, призывал к монархии с аристократией. Он защищал частную собственность и говорил: «одна мысль о собственности доставляет огромное удовольствие». Считал, что должно быть рабство, но к рабам должны относиться гуманно. Красота – это дар божий. Он считал, что значительную роль в воспитании оказывает музыка. Аристотель выдвинул принципы воспитания детей: нельзя запрещать детям кричать шуметь. Считал, что деление на мужчин и женщин – это ошибка природы. Человек не должен быть скромным и сам себя в этом поддерживал. Он призвал своих учеников следовать правилам жизни:

1) Догонять всегда тех, кто впереди и не ждать тех, кто позади.

2) За глаза пускай хоть побьют.

После смерти был воздвигнут мавзолей.

2) Философия о природе человека

Философия о природе и сущности человека

Человек – это высшее творение природы, наделенное разумом, которое развивается по ступеням.

Природа и сущность

Под природой человека понимают стойкие неизменные черты и св-ва, которые присущи людям во все времена независимо от особенности биологической и социальной эволюции.

Среди качеств человека философы выделяют главные и определяющие:

  1. Разумность
  2. Искусство общественного труда
  3. Создание культуры

Выделить главенствующее качество значит познать сущность человека. Разнообразие ответа зависит от общей мировоззренческой установки, т. е. того что признается высшей ценностью.

Существуют разные подходы:

  1. Религиозно – философское направление: высшая ценность – это Бог и сущность человека соотносится с сущностью божественного.
  2. Философы натуралисты исходят из культа природы, космоса и человека воспринимается в основном как живое вещество, наделенное рядом отличительных особенностей.
  3. Многие философы оценивают мир через человека, рассматривая его главной или высшей ценностью мироздания.

Все эти направления нередко сливаются и дополняют друг друга.

Различия между западным и восточным восприятием человека возникла не сразу.

В мифологическом сознании природа, человек и божество взаимосвязаны. В 16 – 18 вв. развитие науки сопоставлено размеров Вселенной. Представление об отсутствии центров мира породило трагическое мироощущение (атеизм). В Европе с 18 века появляется страх смерти.

 

Билетик 8

1) Основные идеи средневековой философии

Появляется апологетика – христианская философия возрождала труды греческих мыслителей, но с целью доказывать свои христианские мысли.

Татиан, Климент Александрийский, Ориген, творили в период, когда христианство было гонимо. Ставили задачу показать не христианскому миру, верование язычников нелепы, и что даже такие мыслители, как Сократ и Платон предвосхитили идеи Христа.

В средние века христианство подчинило себе все формы мировоззрения. Философы имели успех, только если разделяли церковные позиции. Важнейшей составной частью христианского учения являлась этика. Основные черты средневековой философии:

- теоцентризм;

- креационизм (учение о сотворении мира богом из ничего);

- теодицея (стремление оправдать бога как творца за наличие зла в мире, созданном им);

- эсхатология (учение о судьбах мира и человека);

- провиденциализм (учение о реализации своих замыслов богом);

- вера выше разума.

Источники христианства: Сразу был признан ветхий завет иудеи. С другой стороны важным источником развивающегося учения церкви стали труды «Отцов церкви» => ранний период называется патристикой. Этот период, когда на христианское вероучение с одной стороны воздействовали труды отцов церкви, а с другой – античная философия.

Патристика.

Сформировали основные догматы христианства и прежде всего догмат о триединстве божества, боговоплащении и спасении (Афанасий Великий).

Наиболее известный - Аврелий Августин. Его произведения: «Исповедь» и «О граде божьем». Проповедовал, что бог, создавая мир, руководствовался идеями-образами. По Августину идеи вечны и неизменны. Время возникло с момента сотворения мира, до этого не существовало. Привычка людей мыслить в прошедшем происходить вследствие их памяти, мысль о будущем это результат их способности, на что то надеяться. Вывод, что в действительности существует только настоящее. Он говорит, что зло проистекает от выбора человека, т.к. человек не выбирает добро, но зло относительно, а добро абсолютно. Он призывал людей отказаться от эгоистической любви к себе и стремится к любви к богу.

Он вывел теорию по поводу веры: «верю, что бы понимать». К изучению наук нас ведет двоякий путь:

1) Авторитет

2) Разум

2) Диалектика

Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики

Исторические формы диалектики:

Первоначально термин диалектика раскрывался как «искусство вести спор». Диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности складывается диалектический подход к миру

Нынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о развитии и всеобщих связях

Стихийная форма диалектики. Гераклит не мог доказать, что мир находится в постоянном развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок.

Аристотель понимал метафизику иначе, чем мы. Его основной философский трактат назывался «метафизика». Однако со времен Гегеля под метафизикой понимается метод познания, метод подхода к действительности, противоположный диалектике. Пьер Абеляр «Да и Нет».

Систему диалектики создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие присуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании.

Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с идеалистической точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими открытиями в области естествознании, которые сделали возможным диалектически рассмотреть мир. Природа есть камень диалектики. Основываясь на идеалистической диалектике Гегеля, марксисты создали материалистическую диалектику.

ДИАЛЕКТИКА: стихийная, идеалистическая, материалистическая

С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при этом самостоятельными.

Законы диалектики

. Закон единства и борьбы противоположностей

. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений

. Закон отрицания отрицания

1. вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к

Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов.

2. вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству.

3. показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

Билетик 9

1) Философы эпохи возрождения (Томас Мор «Утопия», Макиавелли «Пособие»)

Никола Макеовели

Политический философ Европы. Самое известное произведение «Государь». Этот мыслитель разработал теорию управления государством. Самая главная мысль: «правитель должен опираться на ряд качеств человека»

1 качество – жадность

2 качество – мстительность

3 качество – изменчивость

4 качество – трусливость

Считал, что люди не благодарны. Все эти качества он объединяет в понятие человек-толпы и этот человек-толпы управляет обществом. Опорой власти является сила. У государя должен присутствовать культ личности и должен создать бюрократический аппарат. Правитель должен исходить только из реальных фактов, т.е. не врать самому себе, что в его государстве происходит. Главный факт, по мнению Макеовели, что чем больше у государя власти – тем быстрее он ее может потерять. Правитель перестает чувствовать обстановку. Макеовели выступает против парламента. Не должно быть не какого политического компромисса. Религия и мораль – это только инструмент. Мораль для правителя не существует. Мораль не допустима. Разрешая такие принципы управлением государством, тем временем он был против применения этих принципов в семье.

Томас Мор

Английский политический деятель, канцлер, философ. Был казнен королем Генрихом VII. Самое известное произведение «утопия». Утопия – место которого в мире не существует. На этом острове утопия, существует государство и самая главная идея состоит в том, что в этом государстве отсутствует частная собственность. Частная собственность разъединяет людей. В этом обществе нет социального неравенства. Все одинаково трудятся, работают по 6 часов, остальное время человек должен посвящать учебе, семье, развлечениям. На первое место он ставил труд и он должен обязательно развиваться духовно. Предлагал вмешательство государства в вопросы воспитания детей, в брак, в религию и досуг. Одновременно граждане этого общества должны иметь рабов, но рабы это преступники. Цель общества – счастье для всех. Нужно бороться с пороками: пьянство, лень, разврат.

2) Движение и развитие (развитие человека)

Существуют различные подходы к понятию движения.

Материализм: движение – это 1) изменение вообще;

2) способ существования материи.

Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании.

Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение, прохождение, гибель и т.д.”

Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы Р среди др изменений. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Основные свойства движения: 1) объективность,

2) абсолютность,

3) относительность,

4) противоречивость.

Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:

  1. механическое – пространственное перемещение тел;
  2. физическое – перемещение атомов, молекул;
  3. химическое – различные химические реакции;
  4. биологическое – обмен веществ;
  5. социальное – общество (мышление, сознание).

Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:

  1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;
  2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).

Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.

Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.).

Билетик 10

1) Философия Бекона

Английский философ. Основной труд: «Новый органон».

Наука занимает особое место среди важных дел людей, потому что изобретение науки приносят пользу. Изобретения невозможны без знаний.

Бекон разработал идеал науки: «приносить пользу людям». Избавление человека от нищеты. Наука призвана увеличивать силу и харизму. Науки плодовиты в спорах, но бесплодны в делах.

1 причина – ученые мало уделяли внимания изучению познавательных способностей человека, поэтому познание осуществлялось стихийно, поспешно и непоследовательно.

2 причина – отсутствие орудий познаний.

3 причина – ученые изучали не то, что следовало изучать в первую очередь.

Он предлагает разработать учение о познании. Процесс познания по Бекону осуществляется в два этапа:

1. Свидетельство наших чувств. Чувства имеют свои недостатки: чувства многое не замечают и нас обманывают (от этого недостатка нельзя избавиться). Поэтому необходимо образовать опыт. Изучать необходимо только природу.

2. Разум. Имеет два недостатка: разум быстро отрывается от данных чувств, от опыта, и из-за присутствия неверной информации человек приносит многое от себя в процесс познания. Бекон поэтому предлагает использовать новую индукцию – набор процедур, обеспечивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов, располагая их так, что бы стало очевидным какие явления причины, а какие следствия. За эти мысли Бекона называют основоположником новоевропейского эмпиризма.

2) Пространство и время

Исторически сложилось две концепции в понимании пространства и времени

Субстанциальная концепция: пространство и время – нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Пространство – чистая протяженность, время – чистая длительность, в которые как бы «погружены», «помещены» материальные объекты (Демокрит – Ньютон).

Реляционная концепция: пространство и время не особые субстанциальные сущности, а формы существования материальных объектов. Пространство выражает сосуществование объектов. Время – последовательность их состояний (Аристотель-Лейбниц).

Пространство и время – общие формы координации материальных объектов и их состояний. Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация). Пространство:

ü Трехмерно

ü Однородно(равноправие всех его точек)

ü Изотропно (равноправие всех его направлений).

Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Время:

ü Одномерно (равноправие всех моментов времени);

ü Необратимо.

Всеобщие свойства:

Объективность пространства и времени;

Всеобщность пространства и времени.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: