Признаки республиканской формы правления и ее разновидности




Введение

Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Главными признаками любой республики является коллективность правления; все высшие органы государственной власти (собрания, советы и т.д.) имеют сложную структуру, наделяются определёнными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону; принятие же решения осуществляется, как правило, путём голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.

Республика (как форма правления) появилась (IV-III тыс. до н.э. в месопотамских городах - государствах), и самое главное то, что она появилась и в таком культурно – правовом - развитом государстве как Рим. То есть уже в те далекие времена человеческая мысль смогла по достоинству оценить превосходство республики над другими формами государственного правления и воплотить в жизнь идею построения именно республиканской формы правления. Именно поэтому множество ученых, начиная с античности и кончая сегодняшним днем в своих юридических работах, огромное место уделяли проблемам формы правления государства и в особенности проблеме республики, так как почти во все исторические этапы республика должна была постоянно бороться за свое существование.

 

Признаки республиканской формы правления и ее разновидности

Форма государства состоит из трех взаимосвязанных элементов: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический (государственный) режим. Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором — республиканская. Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением [8, с. 89 – 101].

Признаками монархической формы правления являются:

· наследственный порядок замещения должности главы государства;

· пожизненный срок полномочий;

· отсутствие института политической и юридической ответственности главы государства.

Главная разница между монархией и республикой заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права. В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей управляет государством и решает все важнейшие государственные дела. Это главное различие между монархическим и республиканским государствами. Форма правления - это научная категория, которая отражает порядок образования высших органов государственной власти, их структуру, компетенцию и взаимоотношения между ними. История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования. [11, с. 100].

Республиканская форма правления - это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Первые республики: Афины V - IV вв. до н.э., Спарта - V - IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика V - IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города – республики: Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии), Новгород и Псков (в России).

Общими признаками республиканской формы правления являются:

· существование единоличного и коллегиального главы государства;

· выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

· осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

· юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

· обязательность решений верховной государственной власти

[12, с. 115].

Существование единоличного главы государства выражается в наличии поста президента, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая является основой правового государства. Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти на определённый срок выражается в том, что данные органы выбираются прямым всенародным голосованием и осуществляют свои полномочия в течение определённого срока, установленного Конституцией [6, с. 145 - 147].

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

1) парламентарные;

2) президентские;

3) смешанные.

В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан - избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель. В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в Индии — выборные члены парламента и выборные члены законодательных собраний штатов [9, с. 225].

Одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства – президентская республика.

Наиболее характерные черты президентской республики:

1) внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

2) ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

3) более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы, отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью. Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству [10, с. 176].

Смешанные республиканские формы правления. В данной форме правления характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер - министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. В частности, для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается, отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня [2, с. 53 - 64].

Парламент ФРГ

Полномочия парламента ФРГ

В соответствии со статьёй 73 Основного закона Федеративной Республики Германии Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по следующим законам:

1) иностранные дела, а также оборона, включая защиту гражданского населения;

2) гражданство в Федерации;

3) свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция и эмиграция, выдача;

4) валюта, денежное обращение и чеканка монеты, режим мер и весов, а также установление точного времени;

5) таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, оборот товаров и платежей с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;

6) федеральные железные дороги и воздушное сообщение;

7) почта, телесвязь;

8) правовое положение лиц, находящихся на службе Федерации и непосредственно федеральных корпораций публичного права;

9) правовая охрана промышленной собственности, авторское право и право издания;

10) сотрудничество Федерации и земель

а) в области уголовной полиции;

б) для охраны основ свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или земли(конституционная охрана)

в) для защиты от устремлений на территорию Федерации, которые применением силы или направленными на это подготовительными действиями угрожают внешним интересам Федеративной Республики Германии, а также учреждение федерального ведомства уголовной полиции и международная борьба с преступностью;

11) статистика для целей Федерации [3, с. 124].

Статья 74 Основного закона Германии закрепляет конкурирующую законодательную компетенцию Федерации.

В современный период ограничение законодательных прав парламентов происходит и в связи с вступлением многих стран в различные союзы и блоки, особенно такие, которые имеют тенденцию к преобразованию или преобразованы в конфедеративные межгосударственные союзы, например Европейский Союз.

Структура и порядок формирования парламента ФРГ

Бундестаг – это законодательный орган Федерации. Отечественная юридическая наука считает Бундестаг одной из палат германского парламента. Бундестаг состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной системе. Она устанавливается текущим законодательством. В настоящее время порядок выборов в Бундестаг определяется избирательным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменениями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет, проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состояние не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права.

Избирательный закон устанавливает определенное число депутатов Бундестага – 656. Депутаты обладают свободным мандатом, иммунитетом и индемнитетом. Каждый избиратель на выборах в Бундестаг имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос – за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга: избиратель вправе отдать свой «первый» голос кандидату от одной партии, а «второй» - земельному списку кандидатов от другой партии.

В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства). Остальные 328 мест заполняются кандидатами из земельных списков партий.

Для определения количества мандатов, полученных партийным списком, с 1985 г. применяется система подсчета по методу Хэйра - Нимейера. Для этого все «вторые» голоса, поданные за список определенной партии, умножаются на общее количество мест, подлежащих распределению. Затем полученное кратное делится на общее количество всех «вторых» голосов, поданных за все партийные списки. Каждый партийный список получает столько мест, сколько полных чисел в результате он получит. Оставшиеся свободные места распределяются по порядку наибольших долей чисел (после запятой), которые при таком подсчете приходятся на тот или иной список. После этой процедуры все места оказываются распределенными, и устанавливается, на сколько мест может рассчитывать каждая партия.

Непосредственное руководство деятельностью бундестага осуществляет его председатель (официально именуется президентом). Он избирается из числа депутатов на весь срок легислатуры и не может быть отозван со своего поста. По сложившейся традиции председателем Бундестага избирается представитель крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители – соответственно числу фракций, представленных в Бундестаге, а также несколько секретарей. Они образуют президиум палаты, которые никаких функций как коллегиальный орган не осуществляет. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из председателя, вице - председателей и 24 членов, назначаемых фракциями пропорционально их численности.

Фракции не являются официальными органами Бундестага, но играют большую роль в его работе. Фракцию может создать только такая группа депутатов, которая насчитывает не менее 5 % от общего числа депутатов. Фракции рассматривают вопросы перед их обсуждением на пленарных заседаниях и в комитетах, определяют основное содержание этих выступлений, выделяют своих представителей для назначения на важнейшие посты в Бундестаге, определяют линию поведения депутатов при голосованиях, решают и другие вопросы.

Комитеты подразделяются на отраслевые, особые и следственные. Отраслевые подразделяются на обязательные (комитет по делам Европейского Союза, иностранным делам и обороне; образование этих комитетов предусмотрено в Основном законе) и факультативные (их число как и профиль деятельности, меняется) [1, с. 202; 5, с. 193].

Основной закон Федеративной Республики Германия.

После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находившихся под влиянием оккупационных держав США, Англии, Франции, в течение 1946 —1947 гг. были приняты первые демократические конституционные документы. В них оговаривалось будущее вхождение земель в состав единой демократической Германии. Оккупационные власти союзников проводили политику денацификации, направленную на ликвидацию нацистского (фашистского) влияния в различных сферах немецкого общества.

В 1949 г. на территории западных оккупационных зон была образована Федеративная Республика Германия. Новому государству потребовалась новая конституция, которая разрабатывалась в 1948 —1949 гг. Однако для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, регулирующем основы государственного строя в период до полного воссоединения Германии, было выбрано название «Основной закон», а не «Конституция». Проект был принят учредительным органом — Парламентским советом, в состав которого входили представители политических партий, избранные ландтагами (парламентами) 11 западногерманских земель (кроме Баварии), и вступил в силу 23 мая 1949 г. Одобрили Основной закон и оккупирующие державы, он стал обязателен для всех западногерманских земель. Исключением стал город Берлин, статус которого регулировался четырехсторонним соглашением стран - победительниц (СССР, Великобритания, Франция, США).

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы,14 разделов и 146 статей, причем три раздела были включены в базовый текст уже в период его действия. Особенностью данного акта, отличающей его от других конституций, является то, что впоследствии количество земель было уменьшено до 10.

Первый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Они представляют собой систему ценностей и требований к государственному строительству страны, пережившей фашизм. Большое внимание уделяется личным (гражданским) правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.

Второй раздел Основного закона регулирует отношения между Федерацией и землями, а также основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение демократической системы государственных структур снизу доверху. По форме правления Германия является парламентской республикой с сильными позициями главы Федерального правительства — Канцлера. Остальные разделы детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему федерального законодательства и исполнение федеральных законов, а также общие задачи Федерации и ее субъектов.

По способу изменения Основной закон является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к Основному закону нуждается в одобрении квалифицированного большинства в две трети членов верхней и нижней палаты Федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки начиная с 1951 г. В наибольшей степени на содержании Основного закона отразилось воссоединение Восточной и Западной Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступление ФРГ в Европейские сообщества.

Основные черты: отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципа демократии, равенства, разделения властей, справедливости. Ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять. Есть право каждого оказывать сопротивление всем, кто пытается сменить свободный демократический строй, если нет иных методов.

По Конституции Германия - демократическое, социальное и правовое государство с многопартийной системой. Вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований.

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу.

Концепция правового государства находит своё выражение в нормах по которым суд является независимым. Установлена ответственность государства, его должностных лиц перед гражданином. Закон обратной силы не имеет.

По форме правления Германия парламентская республика. Конституции земель должны соответствовать федеральной конституции.

Конституционный контроль осуществляет Федеральный конституционный суд [4, с. 639].

Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента (бундестаге и бундесрате).

В ФРГ есть два органа, участвующих в законодательстве: Бундестаг и Бундесрат (Союзное заседание и Союзный совет). Бундестаг (672 депутата в 1997 г.) избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность в бундестаге с другими должностями, занимать руководящие посты в частных фирмах. Бундесрат (68 членов) является представительством земель, но он не избирается, его члены назначаются правительствами земель (органами исполнительной власти земель) и отзываются ими. Поэтому какого - либо срока полномочий для этого органа конституция не устанавливает. Он имеет переменный членский состав. Исполнительная власть в Германии принадлежит федеральному президенту, который действует по указаниям правительства. Поэтому на деле президент является лишь главой государства, а реально исполнительная власть осуществляется правительством.

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выборами — Федеральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в бундестаге. Основные рычаги руководства государством в ФРГ принадлежат правительству, состоящему из канцлера (председатель правительства) и министров. В Германии функционирует разветвленная судебная система, не имеющая какого - то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции — Федерального конституционного суда и конституционных судов земель — действуют еще пять ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция [7, с. 137 - 143].

3. Задача

Какие из указанных стран: Франция, Италия, Великобритания, Польша, Болгария, Индонезия относятся к:

- централизованным унитарным государствам;

- децентрализованным унитарным государствам;

- относительно децентрализованным государствам.

 

 

Заключение

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются избирателями и их деятельность ограничена определенным сроком.

Признаки республики:

1) высшие органы государственной власти формируются избирателями;

2) деятельность высших органов государственной власти ограничена определенным сроком;

3) свойственно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Республики подразделяются на президентские, парламентские, смешанные.

В парламентской республике правительство формируется парламентом. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. В такой республике значительная роль отводится главе правительства, который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий.

В президентской республике правительство формируется президентом, ответственно перед ним. Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом. Министры составляют кабинет президента, имеют лишь совещательный голос, решение принимает президент единолично. Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом; имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Обычно избирается всеобщим голосованием.

Смешанными называют республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом.

Обобщая сказанное, необходимо отметить, что парламентский контроль и институт парламентского расследования есть во всех демократических странах, независимо от формы правления. В парламентарных республиках и монархиях правительство ответственно перед парламентом, поэтому признание его работы неудовлетворительной влечет отставку правительства. В президентских республиках высшие законодательные органы указанных полномочий не имеют, тем не менее благодаря деятельности комитетов парламента, его информационных служб контроль за исполнительной властью в этих странах также является достаточно эффективным.

ФРГ — это конституционная федерация, учрежденная на основе конституции 1949 г. Каких - либо федеративных договоров между федерацией и землями в Германии не существует. Других территориальных образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе не существует. Германская федерация в своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства между землями все же есть.

ФРГ:

- После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находившихся под влиянием оккупационных держав США, Англии, Франции, в течение 1946-1947 гг. были приняты первые демократические конституционные документы. В них оговаривалось будущее вхождение земель в состав единой демократической Германии. 23 мая 1949 г. вступил в силу Основной закон ФРГ.

- Основой закон ФРГ открывается первым разделом, закрепляющим фундаментальные права и свободы человека, который провозглашает равные для всех права: на жизнь и физическую неприкосновенность, свободное проявление личности, неприкосновенность жилища и частной собственности, право наследования, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения, право на информацию и ее распространение, право на обращение в компетентные учреждения, на охрану здоровья, защиту брака и семьи.

- Данный конституционный документ закрепляет стандартный перечень личных и политических прав и свобод. Развивая принципы демократизма. Основной закон устанавливает невозможность привилегий или ограничений в связи с происхождением, языком, местом рождения, родством, религиозными или политическими взглядами.

- Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней – Бундестаг и верхней – Бундесрат (формально в Германии некоторыми юристами Бундесрат не рассматривается как палата Парламента). Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, 656 его депутатов избираются всем населением сроком на четыре года. Бундесрат – это орган представительства субъектов Федерации.

- Федеральное правительство представляет собой орган исполнительной власти, который осуществляет функции управления государством. Оно состоит из Федерального канцлера и федеральных министров.

- Судебная власть ФРГ вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом и предусмотренными в настоящем Основном законе федеральными судами и судами земель». В ст. 97 провозглашается важный принцип правового государства – независимость судов и их подчинение только закону.

- В Германии существует сложная и разветвленная судебная система, в основание которой положен принцип специализации судов по характеру рассматриваемых дел: общей подсудности (компетенции), трудовые, социальные, административные, финансовые. Согласно конституционным положениям, «в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции Федерация учреждает в качестве высших судебных инстанций: Федеральный верховный суд, Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный суд по социальным вопросам» (ст. 95).

В целом институты германского федерализма функционируют достаточно эффективно, межрегиональные отношения не могут стать угрозой стабильному развитию общества и государства.

 

 

Список использованной литературы

1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2001. – С. 202.

2. Арзамаскин Н.Н. К вопросу о понятии формы государства / Н.Н. Арзамаскин // Правовая политика и правовая жизнь. - 2006. - № 2. - С. 53 - 64.

3. Конституции зарубежных стран. Сборник. – М.: ООО Изд – во «Юрлитинформ», 2000. – С. 124.

4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. / Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2001.– 639с.

5. Конституции государств Европейского Союза. Под общей редакцией и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л.А. Окунькова. М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1997. С. 193.

6. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.,2008. –

С. 145-147.

7. Макарчук В.С. Общая история государства и права зарубежных стран - М., 2000. – С. 137-143.

8. Малько А.В. Теория государства и права. - М.,2009. - С. 89 - 101.

9. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. – М., 2003. – С. 225.

10. Сахаров Н.А. Институт президенства в современном мире/ Н.А.Сахаров. – М., 1994. - 176 с.

11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006. – С. 100.

12. Чиркин, В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве / В.Е. Чиркин // Государство и право. - 1994. - № 1. – С. 115.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: