Педагогическое прогнозирование




Педагогическое прогнозирование понимается нами как пред-

видение будущих изменений в развитии, образовании, формиро-

вании личности; определение путей совершенствования лично-

сти; проектирование хода развития педагогического процесса.

Для того чтобы составить прогноз, необходимо исходить из

информации о прошлом и настоящем ребенка; кроме того, надо

знать законы, тенденции развития того или иного педагогическо-

го явления. Важное значение в педагогике имеет активность пред-

видения, когда, предвидя будущее, педагоги готовы активно вме-

шаться, изменить ход событий в благоприятную сторону. Пассив-

ность, созерцательность не характерны для педагогического про-

гноза.

Каждый вдумчивый, творчески работающий педагог стремит-

ся предвидеть поведение, поступки ученика, прогнозирует разви-

тие и формирование его личности, осуществляет управление пе-

дагогическим процессом.

Прогнозирование как функция педагогического мониторинга

завершает цикл «изучение—диагноз—прогноз». Однако эта логи-

ческая структура в практике работы чаще всего относится лишь к

начальному периоду изучения школьников, так как продуктив-

24ность педагогического процесса определяется прежде всего целью

(задачами). Без цели не может быть самогоґ педагогического про-

цесса. Прогноз содержит цель, на реализацию которой направлен

педагогический процесс.

Цель определяет деятельность и общение, в ходе которых изу-

чается личность школьника. Таким образом, прогностическая дея-

тельность осуществляется по формуле: в тетради

Педагог, систематически изучая учащихся:

− учитывает закономерности развития личности, распознает

внутренний мир ребенка, который необходимо учитывать в орга-

низации процессов обучения и воспитания, а также при прогно-

зировании поведения и деятельности воспитуемых;

− сопоставляет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия,

взаимообусловленности качеств, свойств личности;

− учитывает их взаимокомпенсацию, которая создает в каждый

данный момент «новый узор» гармонии данной личности в дан-

ных условиях.

Все это создает почву для прогностической деятельности.

Чаще всего диагностируется «западающее звено», нарушения

гармонии личности. Следовательно, и прогнозирование логично

строить по линии проектирования путей восстановления гармо-

нии, исправления искривлений, восстановления и создания здо-

рового стереотипа вместо негативного и т.п.

Гармония личности быстрее восстанавливается при условии

реализации важнейшего педагогического принципа, сформули-

рованного А.С.Макаренко, согласно которому, проектируя лич-

ность воспитанника, педагог должен всегда опираться на его по-

ложительные стороны. Именно на них учитель должен строить свои

педагогические влияния. Только тогда он может ожидать положи-

тельный результат своей работы даже с очень запущенными в вос-

питательном отношении детьми.

Искусство педагога как раз и заключается в том, чтобы от-

крыть перед каждым ребенком перспективы его развития, пока-

зать ему те сферы, в которых он может проявить себя, достичь

больших успехов, черпать силы, чтобы в целом личность станови-

лась полноценной, богатой, неповторимой. При этом педагог не

должен забывать об активной позиции самого ребенка. Проекти-

руя процесс ликвидации «западения», учителю следует стремить-

ся к тому, чтобы школьник осознал свои «минусы», проникся

уверенностью, что он сможет от них избавиться, доверился свое-

му учителю, воспитателю. Это условие часто забывается, и за-

прогнозированные результаты не осуществляются.

25Главный смысл прогностической деятельности учителя в том,

чтобы предупредить или искоренить отклонение в образовании,

развитии, формировании личности ребенка в самом начале, что-

бы ликвидировать возможность перерастания этих незначитель-

ных отклонений в педагогическую запущенность.

Направления (предмет) педагогического

Мониторинга

Предметом педагогического мониторинга (отслеживания хода,

результатов, перспектив развития педагогического процесса) яв-

ляется воспитанность детей и профессионализм педагогов.

Воспитанность — сложное социально-психологическое обра-

зование. Оно содержит в себе элементы общего, в которых отра-

жена связь личности с окружающей действительностью, и ин-

дивидуального, в котором проявляется своеобразие данной лично-

сти: специфика сознания, чувств, поведения, своеобразие жиз-

ненного опыта. Этот объективно-субъективный характер связи

личности с окружающей действительностью (прежде всего с

людьми) находит отражение в системе отношений, составляю-

щих сущность воспитанности (интегративной особенности лич-

ности).

Синтетической формой выражения воспитанности принято

считать качества личности. Они рассматриваются как проявление

существенной определенности объекта. Качества личности явля-

ются объективной всеобщей характеристикой. Будучи присущи

только личности, они отражают субъективный опыт человека и

фокусирующий опыт общественных отношений. По характеру и

направленности эти отношения разнообразны и создают разно-

образие личностных качеств.

Разнообразие качеств личности входит в структуру личности, а

их функциональная взаимосвязь характеризует целостную воспи-

танность школьника.

В структуру воспитанности входят и основные компоненты лич-

ности как осознание нормы отношений, переживание этой нор-

мы, соответствие ей поступков.

В тех случаях, когда соотношение компонентов и совокупность

всех качеств не нарушают гармонии, целостности личности, че-

ловек обладает «индивидуальной прелестью, своеобразием, осо-

бой красотой личности» (А.С.Макаренко).

Воспитанность следует констатировать с целью определения

тенденций ее развития, с целью прогнозирования дальнейшего

содержания, хода педагогического процесса, с целью проектиро-

вания путей совершенствования личности.

Воспитанность школьников находится в прямой зависимости

от профессионализма педагогов. Отслеживая тенденции изменения

воспитанности школьников, классный руководитель занимается

при этом самодиагностикой и диагностикой профессионализма

других специалистов. Совместно с ними он решает вопрос о соот-

ветствии или несоответствии их профессиональной компетентно-

сти в области организации процесса воспитания требуемым нор-

мам и намечают пути самосовершенствования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: