Причины неуспеваемости можно разделить на две группы: внутренние и внешние.




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр имени Героя Советского Союза

Расковой Марины Михайловны»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области

Организация работы со слабоуспевающими/ неуспевающими учащимися.

 

Подготовила учитель

начальных классов

Сметанкина И.В.

Февраль, 2021 год

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

(1 слайд)

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

(2 слайд)

Основные признаки неуспеваемости учащихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существен­ные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навы­ков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, на­стойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

(3 слайд)

Причины неуспеваемости можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

· К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

· Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

·1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

·2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

·3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

 

(4 слайд)

Особенности неуспевающих учащихся:

· низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;

· отсутствие познавательного интереса;

· не сформированы элементарные организационные навыки;

· учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.

(5 слайд)

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками:

1. Во время опроса «слабоуспевающих» учеников необходимо дать им алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при выполнении домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать краткие предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2. Помогать последовательно изложить материал, задавая ученикам наводящие вопросы, если есть такая возможность.

3. В обязательном порядке проверять усвоение материала по темам тех уроков, на которых ученик отсутствовал по какой-либо причине.

4. Создавать атмосферу доброжелательности в ходе опроса и при анализе его результатов.

5. Учитывая особенность «слабоуспевающих» учеников, а именно, нежелание задавать вопросы тогда, когда что-то неясно, в процессе изучения нового материала следует обращать внимание учеников на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами для выяснения понимания им учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.

7. Почаще хвалите учеников, особенно это важно эмоционально-зависимым ученикам. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

(7 слайд)

Формы работы учителя со слабоуспевающими с использованием индивидуально дифференцированного подхода:

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

- Использование творческих заданий.

- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

(8 слайд)

1. Использование различных видов дидактического материала:

 учебные тексты,

 карточки-тренажеры;

 карточки с выбором ответа;

 карточки-конспекты;

 карточки с образцом решения;

 задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования на основе дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). 1. Многократное повторение изучаемого материала в разных формах (устно, тестирование, в парах, по карточкам, таблицам и т.д.)

(9 слайд)

Примеры из опыта работы:

- Индивидуально-дифференцированный подход через проектную деятельность

- Экскурсии в рамках проектной деятельности

- Создание ситуации успеха – творческие работы детей, участие в конкурсах, олимпиадах, акциях

- Работа в парах, группах, ролевые игры

- Практическая направленность уроков

- Тесная взаимосвязь с родителями

Обязательным является проведение на уроке рефлексии:

На уроке я узнал(а)…

На уроке я понял(а)…

Самым сложным для меня было…

Больше всего мне понравилось…

Я самым важным я считаю…

На следующем уроке мне хотелось бы узнать

(10 слайд)

Способы поощрения.

"Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное,

учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все

сердца как старых, так и молодых людей".

(11 слайд)

Как лучше всего похвалить ребенка за хорошую работу на уроке?

 Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!

 Ты на правильном пути!

 Каждый может ошибаться! Попробуй еще!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: