Рыночная система и рыночный механизм.




БИЛЕТ № 2

1. Рыночная система и рыночный механизм.

2. Бухгалтерский баланс, его строение, основное содержание статей.

3. Финансовая политика государства, факторы ее определяющие.

 

Рыночная система и рыночный механизм.

 

Рыночная система — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Производитель стремится производить ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос " как?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос " для кого? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

 

Наиболее общее представление о функционировании рыночной экономической системы дает модель кругооборота благ и доходов, движение которых выступает средством связи между экономическими агентами рыночной системы.

Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными агентами в рыночной экономической системе выступают «домохозяйство» и «фирмы»; в смешанной экономике – «домохозяйство», «фирмы», «государство».

«Домохозяйство » отражает совокупность владельцев всех экономических ресурсов, выступающих их поставщиками на рынок ресурсов, и основными покупателями товаров и услуг.

«Фирмы » отражают всю совокупность предприятий – производителей товаров и услуг, выступающих поставщиками их на рынок товаров и услуг. Среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации.

Взаимодействие основных экономических агентов как столкновение их личных интересов осуществляется на рынке ресурсов и на рынке товаров и услуг и представлено в модели экономического кругооборота благ и доходов (рис. 2.).

Домохозяйства, выступая в роли продавцов, желают продать ресурсы, но по наивысшей цене. Фирмы, выступая в роли покупателей, желают купить ресурсы, но по наименьшей цене. Итогом столкновения личных интересов продавцов и покупателей выступает «компромиссная» рыночная цена ресурсов, удовлетворяющая интересы сторон. На ее основе происходит обмен денег на ресурсы. При этом денежные расходы фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство.

Фирмы преобразуют ресурсы в широкий ассортимент благ и поставляют их на рынок товаров и услуг. Выступая в роли продавцов, они желают продать, но по максимально высокой цене. В свою очередь, домохозяйства появляются на рынке товаров и услуг в роли покупателей с желанием купить, но по низкой цене. Теперь уже на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга», происходящего между продавцами и покупателями, формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товаров покупателю, а денег – продавцу, подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. При этом деньги из формы потребительских расходов домохозяйств превращаются в форму доходов фирм. Приобретенные экономические блага используются домохозяйствами для удовлетворения потребностей.

Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков – «поток благ» и «поток денег». Для экономической системы оба потока являются одновременными и бесконечно повторяемыми. Но именно потоком денег задается и обеспечивается поток, представляющий движение благ.

 

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.

 

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Закон спроса — при прочих равных ус­ловиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наобо­рот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким об­разом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Неценовые факторы спроса (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса.

К неценовым факторам спроса относятся изменения:

· доходов потребителей. Для большинства товаров характерна следующая зависимость: рост дохода приводит к увеличению спроса на товары, а сокращение – к его снижению. При этом рост дохода вызывает сдвиг кривой спроса вправо вверх, а его уменьшение – влево вниз. Товары, для которых характерна данная зависимость, называют нормальными. Товары, для которых наблюдается обратная зависимость между изменением дохода и величиной спроса, называются товарами низшей категории;

· вкусов и предпочтений потребителей, что приводит к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат;

· цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличится, так как рациональный потребитель будет заменять более дорогой товар тем, цена которого осталась прежней. Такая ситуация будет наблюдаться при повышении цен на отдельные виды мяса, круп, овощей и других товаров. В случае взаимодополняемых товаров рост цены на один товар, например бензин, вызовет падение спроса на другой, например машинное масло (кривая спроса на машинное масло сдвинется влево);

· ожиданий потребителей. Так, ожидание дальнейшего роста цен, повышения доходов, таможенных пошлин на импортируемые товары будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо.

Кроме того, к неценовым факторам следует отнести возрастную структуру населения, распределение дохода среди демографических групп населения, размер домашнего хозяйства. Например, старение населения будет способствовать падению спроса на жилье, товары и услуги, связанные с образованием. Рост доходов молодых семей при неизменных доходах в целом приведет к увеличению спроса на товары длительного пользования.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

К неценовым факторам предложения относят:

· изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.

· Выход на рынок новых фирм.

· Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.

· Природные катастрофы

· Политические действия и войны

· Перспективные экономические ожидания

· Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.

· В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Иными словами, рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис.2.1. И покупателю и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка PE - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

· цена, при которой спрос и предложение равны;

· цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

· цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

К функциям рынка относятся:

1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

2. Бухгалтерский баланс, его строение, основное содержание статей.

Бухгалтерский баланс, форма бухгалтерской отчётности, характеризующая в обобщённых денежных показателях состояние хозяйственных средств и источников их образования на отчётную дату.

Бухгалтерский баланс - это способ группировки активов хозяйства по видам и источникам их образования в стоимостном выражении по состоянию на определенную дату.

Наличие Б. б. — один из признаков хозяйственной самостоятельности предприятия.

По структуре Б. б. — двусторонняя таблица. Левая часть таблицы — актив — показывает состав и размещение хозяйственных средств предприятия; правая — пассив — отражает их источники.

Итоги актива и пассива равны.

Сведения о средствах и источниках их образования приводятся на две даты — начало года и дату составления баланса.

В бухгалтерском балансе активы и пассивы приводятся только в стоимостных показателях.

Каждый элемент актива и пассива баланса называется статьей баланса. Любая статья актива баланса показывает, в чем воплощена данная часть активов, где используются, их величина. Любая статья пассива баланса показывает за счет какого источника данная часть активов создана, для какой цели предназначены, их величина.

Все статьи актива и пассива баланса исходя из их экономической однородности сведены в определенные разделы баланса.

Актив баланса содержит два раздела:

I Внеоборотные активы;

II Оборотные активы.

Пассив баланса состоит из трех разделов:

III Капитал и резервы;

IV Долгосрочные обязательства;

V Краткосрочные обязательства.

Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве - по степени закрепления источников.

Состав разделов баланса и порядок группировки в них статей регламентируются нормативными актами.

Баланс — это форма бухгалтерской отчётности, отражающая в обобщённых денежных показателях средства фирмы по их состоянию, размещению, использованию и источникам образования.

Валюта баланса — итоговая сумма счетов бухгалтерского баланса; общая стоимость всех активов или всех пассивов хозяйствующего субъекта.

 

По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:

1) вступительный или начальный баланс – перед его составлением на предприятии проводится инвентаризация и оценка всего имущества;

2) текущий баланс – периодически составляется в течение всего времени деятельности организации. Текущий баланс бывает трех видов:

а) начальный (входящий) – составляется на начало отчетного периода;

б) заключительный (исходящий) – составляется на конец отчетного периода;

в) промежуточный баланс – составляется за период между началом и концом отчетного периода;

3) ликвидационный баланс – характеризует имущественное состояние предприятия на дату прекращения его деятельности за отчетный период;

4) разделительные балансы – составляются в ходе разделения крупной организации на некоторое число более мелких структурных подразделений или в процессе передачи одного, или нескольких структурных подразделений данной организации другой организации;

5) объединительный баланс – составляется в процессе объединении нескольких организаций в одну крупную организацию или в процессе присоединении одной или нескольких структурных подразделений к данной организации.

По источникам составления балансы подразделяются на:

1) инвентаризационные балансы – составляются в соответствии с проведенной описью средств предприятия, такой баланс может быть представлен в сокращенном или в упрощенном видах;

2) книжный баланс – составляется на основании данных текущего бухгалтерского учета (на основании текущей документации);

3) генеральный баланс составляется на основании учетных записей бухгалтерского учета и данных проведенной инвентаризации.

По объему информации балансы подразделяются на:

1) единичные балансы – отражают информацию о деятельности только одной организации;

2) сводные балансы – отражают информацию о деятельности нескольких организаций, составляются с помощью механического суммирования средств, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива.

В таких балансах отдельные графы отражают состояние средств отдельных организаций, а графа «Всего» характеризует общее состояние средств всех организаций в целом.

По способу очистки:

1) баланс-брутто – включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, а также для совершенствования информационных функций;

2) баланс-нетто – исключает регулирующие статьи, используется в настоящее время сальдовый баланс-нетто, так как отражает реальную стоимость имущества организации

В активе размещены статьи: «Основные средства» (01), «Материалы» (10), «Касса» (50), «Расчетные счета» (51), «Валютные счета» (52), «Основное производство» (20), «Полуфабрикаты собственного производства» (21) и т.д., а в пассиве - «Уставный капитал» (80), «Резервный капитал» (82), «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (67), «Расчеты с персоналом по оплате труда» (70)

Статьи пассива баланса (кроме кредиторской задолженности) отражаются в следующей оценке: уставный капитал - в размере, определенном учредительными документами; резервный капитал - в сумме неиспользованных средств этого капитала; доходы будущих периодов - в сумме полученной в отчетном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам.

Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения (возврата) обязательств в порядке ее возрастания. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная (перманентная) часть баланса. За ним следуют остальные статьи

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: