К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ




УДК 159.9

В. Е.Новоселова, студент

Научный руководитель: Ю.В. Батенова, к.псх.наук, доцент

г. Челябинск, Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет

 

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Сегодня как никогда актуализируются задачи рассмотрения специфики современного детства, изменений, подвижек.Формирование личности довольно сложный процесс, который не заканчивается в определенный период жизни человека. Человек рождается, и мы говорим о нем как о человеческом индивиде – отдельном организме. В психологии индивидом называют отдельного человека с его уникальным сочетанием врожденных и приобретенных свойств. Понятие личность и индивид тесно связаны друг с другом, однако имеют совершенно разные значения. На вопрос, что же такое личность в психологии отвечают по-разному, так как сам феномен личности очень сложен. Как правило, личность определяет совокупность социальных, приобретенных качеств, а не генотипические или физиологические особенности человека. Американский психолог, Гордон Оллпорт, разработчик теории черт личности, дал следующее определение личности: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. Таким образом, личность формируется, развивается, а не рождается.

В психологии существует около 50 теорий личности, среди которых отечественные (А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн) и зарубежные(Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Абрахам Маслоу и др.). Данные теории имеют значительные отличия, однако имеют и общую черту – во всех теориях личность индивидуальна. И действительно, процесс формирования личности сугубо индивидуален у каждого человека. Мы никогда не встретим двух совершенно идентичных людей, обладающих одинаковым характером, темпераментом, повадками, реакциями и т.д. Как говорил Сергей Николаевич Булгаков: «Всякая личность, как бы она ни была слаба, есть нечто абсолютно новое в мире, новый элемент в природе».

Так как же происходит этот процесс формирования личности? Рассмотрим формирование личности в дошкольном возрасте. Детство играет важную роль во всем процессе личностного развития человека. Выдающиеся психологи предлагают разные варианты периодизации формирования личности, например,Б.Д. Эльконин выделял следующие этапы: младенчество, раннее детство, дошкольный период, младший школьный, подростковый, юношеский[4]. А зарубежный психолог Э.Эриксон выделил восемь стадий развития[5]:

1) раннее младенчество (от рождения до 1 года)

2) позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)

3) раннее детство (около 3-5 лет)

4) среднее детство (от 5 до 11 лет)

5) половое созревание, подростничество и юность (от 11 до 20 лет)

6) ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

7) средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)

8) поздняя взрослость (свыше 60 лет).

Рассмотрим подробнее первые четыре стадии. Первые две стадии характеризуются общением взрослых с ребенком. Крайне важную роль в становлении личности играет семья, уже здесь формируется доверие или недоверие к людям. Безусловно, с Эриксоном нельзя не согласиться. Семья оказывает огромное влияние на будущую личность. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [3]. На второй стадии развития Эриксон уделяет большое внимание физическому развитию ребенка: тому, как он учится ходить, осваивает различные движения. На данной ступени не рекомендуется ограничивать ребенка, заисключением тех действий, которые представляют опасность. Важно не мешать ребенку учиться управлять собственным телом, благодаря этому у ребенка формируется самостоятельность, решительность, вырабатываются первичные навыки самоконтроля. Ребенок уже способен отстаивать свою автономию. В противном случае, если родители препятствуют самостоятельности ребенка, не обеспечивают ему должной свободы действий, ребенок не ощущает себя самостоятельным. У него развиваются чувство стыда, сомнения в себе и своих способностях, появляется навязчивая идея скрыть свою ущербность. Все это приводит к накоплению негативных эмоций, которые тормозят развитие ребенка. В раннем детстве ребенку становится уже более интересен окружающий мир, чем собственное тело. Таким образом, моторная деятельность и психическое развитие тесно связаны. Ребенок начинает подражать взрослым. Он заинтересован в изучении окружающего мира, также происходит вовлечение в полоролевое поведение. Дети, которым предоставлена свобода в моторной деятельности, физической активности, игровой инициативе имеют живое воображение, активны и любознательны. Все это развивает в ребенке новые мотивы и побуждения, развивает его эмоциональную сферу. В возрасте от 3 до 5 лет формируется морально-нравственная сфера, то есть развивается чувство совести и чувство вины. Дети, которые ограничены в моторной деятельности, упрекаемы родителями за свою любознательность, могут испытывать нездоровое чувство вины. Если взрослый исключительно запрещает и упрекает, то ребенок становится нерешительным,у него отсутствует инициатива, он начинает чувствовать себя виноватым. Так же Эриксон отмечает, что у таких детей могут отсутствовать признаки полоролевого поведения. Уже в раннем детстве, ближе к 3-м годам поведение ребенка становится личностным. Так старший дошкольник уже может подражать отношениям и личностным качествам другого человека. Последним этапом в формировании личности дошкольника по Эриксону является среднее детство.

Рассмотрим возраст 6-7 лет. Данный период является очень важным, ребенок социализируется, закладываются основы морального развития ребенка. Уже в данном возрасте общественные мотивы предвозвышаются над личными мотивами ребенка. Крайне важным фактором является общение ребенка со сверстниками. Происходит развитие коммуникативных навыков. Среди детей уже появляются "популярные" дети и "непопулярные". Как правило, популярные дети – это дети добрые, веселые, легко идущие на контакт, а непопулярные – дети, проявляющие агрессию, чрезмерно активные, с нарушениями в поведении, либо застенчивые, отчужденные. Непопулярный ребенок позиционирует сверстника как соперника. Эриксон отмечает такое поведение аномальной линией развития. В этом возрасте дошкольникам важно общественное мнение, они еще не способны оценивать себя самостоятельно, поэтому ориентируются на внешнюю оценку. Поэтому детям крайне важно быть хорошими для окружающих, быть первыми, лучшими в чем-либо. Эриксон также отмечает, что при нормальной линии развития у ребенка присутствует стремление к достижениям успехов, трудолюбие, дети уже способны ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению.

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети присваивают себе определенные взрослые роли и играют их. Это также является очень важным аспектом, ведь для детей такие игры имеют особый смысл. Они позволяют проиграть определенную жизненную ситуацию из окружающего их мира, лучше понять взаимоотношения других людей.При этом придерживаемся мнения ученых-классиков психологии о том, что она становится ведущей деятельностью не потому, что современный ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх и относительно мало или совсем не включен в трудовую деятельность взрослых. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка: в ней закладываются основы учебной деятельности, которая станет ведущей в школьные годы.

В возрасте 7 лет ребенок уже обладает многими устойчивыми личностными качествами. Однако мы видим, что при формировании тех или иных качеств большую роль играет влияние родителей, семьи. Родители являются показательным примером для ребенка. Обладая желанием быть похожим на взрослых, ребенок копирует поведение своих родителей. Как правило, девочки копируют поведение своей матери, а мальчики стараются быть похожими на своего отца. Такое поведение для детей естественно. Посредством этого в детях формируются как положительные, так и отрицательные качества. Поэтому крайне важно подавать правильный пример для своего ребенка. Именно в семье закладывается умение общаться, выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Пример взаимоотношений родителей друг с другом и со своим ребенком, становится неким проводником для дошкольника. По тому, как к ребенку относятся родители, так он сам будет относиться к себе и ждать этого от общения с другими людьми. В будущем человек невольно может воспроизводить опыт своей семьи, поэтому родителям крайне важно выстраивать правильные взаимоотношения и не допускать ошибок в воспитании.

Родители как ответственное лицо должны иметь определенные компетенции в воспитании детей, в связи с чем необходимо тесное сотрудничество семьи и дошкольной образовательной организации, где профессиональные психологи и педагоги помогут найти и реализовать оптимальную индивидуальную стратегию развития, а также скорректировать нежелательные проявления и тенденции в формировании личности дошкольника. Также влияние оказывает внешняя среда, как социальная, так и предметная. Предметно-пространственная среда в первую очередь должна создавать у ребенка чувство безопасности и защищенности, ребенок находясь в ней должен испытывать эмоциональное благополучие. На это влияет как цветовое пространство, так и предметная составляющая. Предметы, окружающие дошкольника, должны максимально стимулировать развитие личности, ведь они влияют на эмоции, чувства, работу воображения и интеллекта ребенка. Взаимодействие ребенка с предметами через игру или обучение развивает в нем творчество, познавательный интерес, жизненно необходимые навыки и умения. Для обеспечения данного развития предметная среда должна быть максимально разнообразна, но также должны учитываться возрастные особенности ребенка.

Наряду с указанными факторами развития на маленькую личность влияют и средства массовой информации, и детская продукция, и уже окончательно вошедшие в жизнь ребенка, информационно-коммуникационные технологии.Учитывая высокую интенсивность потока информации, нельзя недооценивать ее влияние на психическое развитие и формирование личности ребенка. Как известно, развитие ребенка всегда происходит в конкретной социокультурной ситуации и во многом определяется ею. Современная ситуация и новое информационное пространство детства развития создают серьезные вызовы и требуют более глубокого рассмотрения[1].Однако современная ситуация такова, что их негативное влияние на подрастающее поколение достаточно очевидно, а потенциальное позитивное воздействие в большинстве случаев не реализуется.

В силу различия множества факторов воздействия, личность формируется сугубо индивидуально. Рассмотрев стадии формирования личности в дошкольном возрасте, мы акцентировали внимание на личностных качествах самого ребенка, а не на физическую или интеллектуальную составляющую. Исходя из этого, мы можем утверждать, что важно формировать в ребенке положительные личностные качества с детства. Кроме того, сегодня проблема формирования личности ребенка должна рассматриваться в перспективе будущего взрослого, так как дошкольный возраст по справедливому утверждению Н.Е. Вераксы, считается стратегическим возрастом:«…чем младше ребенок, тем выше ответственность взрослого при общении с ним» [2]. Однако сделать это очень сложно ввиду отсутствия четкой траектории и невозможности прогноза явных потенциальных изменений. Ребенок уже с раннего детства оказывается погруженным в качественно новую жизненную среду.

Литература

1. Батенова Ю.В. Психолого-педагогические факторы формирования информационного пространства современного дошкольника // Вестник ЮУрГГПУ. Серия Психология. – 2016. – № 9. – С. 141-146.

2. Веракса Н.Е. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2008. №1. Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/socialnaja-situacija-razvitija-v-doshkolnom-detstve.html

3. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПБ, 2002. – С. 393-426.

4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: МПСИ, 2001.

5. Эриксон Э. Детство и общество: 2-е издание. М, 1963. С.109-119.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: