Документация психологической службы




Документация психологической службы. Нормативная документация, определяющая деятельность педагога образования – Закон Российской Федерации «Об образовании», Положения ООН о правах ребенка, Положение о психологической службе в системе образования, Положение о практическом психологе образования, квалификационная характеристика практического психолога, Положение об аттестации психолога образования, инструктивные письма и приказы.

Специальная документация, обеспечивающая содержательную и процессуальную стороны профессиональной деятельности – психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, занятий, бесед, интервью, карты развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Организационно-методическая документация – график работы психолога, годовой план работы, дифференцированные план работы психолога, журнал и бланки психологических запросов; отчет психолога о проделанной работе. Формы планирования деятельности практического психолога. Ведение учетной документации.

Методическая документация практического психолога в образовании.

Периодические издания практических психологов, семинары, конференции, форумы психологов.

 

Матрица компетенций

Таблица 5

Темы дисциплины Количество часов Формируемые компетенции
ОК-5 ОК-6 ПКПП-7 ПКПП-8 ПКПП-3 ПКПП-6 ПКПП-10
1. Психологическая служба в образовании: цели, задачи, значение   +   +          
2. История становления и современное состояние психологической службы в системе образования России и за рубежом   +   +       +  
3. Концепции психологической службы образовательного учреждения   +   + +        
4. Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа   +     +   +    
5. Направления деятельности педагога-психолога   + +   +        
6. Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога   +     +   +    
7. Документация психологической службы   +   +   +      

 

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Аудиторная учебная работа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» предполагает использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий и методик:

- учебные дискуссии;

- имитационные игры;

- анализ конкретных ситуаций из практики коррекционно-развивающей работы;

- просмотр и анализ видеозаписей и аудиозаписей работы педагога-психолога образования;

- составление индивидуальной карты обучения обучающегося;

- анализ видеозаписей мастер-классов специалистов психологов.

Внеаудиторная учебная работа по дисциплине «Психологическая служба в образовании» предполагает использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий:

- разработка электронных тематических презентаций;

- письменные творческие задания по ознакомлению и осмыслению первоисточников;

- письменный анализ конкретных ситуаций из практики диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической работы.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

 

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

1. Каковы общие тенденции развития психологической службы образования в различных странах мира?

2. Взаимодействие науки и практики в психологической службе образования.

3. Что послужило причиной развития психологической службы образования?

4. Каковы теоретические основания психологической службы образования?

5. Социально-психологическая сущность учения и обучения.

6. Усвоение знаний в процессе обучения как фактор умственного развития.

7. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности.

8. Влияние проблемного обучения на развитие познавательной деятельности учащихся.

9. Оказание психологической помощи в организации и совершенствовании обучения учащихся.

10. Дайте характеристику «актуальному» и «перспективному» направлениям психологической службы.

11. Соотношение возрастного и индивидуального развития у
детей и школьников.

12. Особенности психологического здоровья детей на разных
возрастных этапах.

13. Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (например, в детском саду, школе, лицее, колледже, интернате для детей, лишенных попечения родителей, и др.).

14. Основные виды работы практического психолога и их взаимодействие.

15. Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления.

16. Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении.

17. Профессиональная этика практического психолога.

18. Какова разница между психодиагностикой как теоретической, экспериментальной наукой и практической деятельностью?

19. С какой основной психологической категорией работает психолог-диагност? В чем сущность онтологического и деонтологического подходов к психодиагностике?

20. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного прогнозов (в возрастном аспекте)?

21. Каким образом осуществляется построение и проверка диагностической гипотезы?

22. Каковы задачи психодиагностического обследования детей и подростков?

23. Что такое психологический мониторинг и какова его технология?

 

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом.

2. История и современное состояние психологической службы образования в США.

3. История и современное состояние психологической службы образования во Франции.

4. История и современное состояние психологической службы образования в странах Восточной Европы (Чехословакии, Венгрии, Чехии, Словакии).

5. Практическая психология образования в России.

6. Цели и задачи психологической службы образования.

7. Определение цели психологической службы образования. Психическое здоровье детей и школьников.

8. Психологическое здоровье детей и школьников.

9. Определение основной задачи психологической службы образования.

10. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы. Структура службы.

11. Практический психолог образования. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении.

12. Содержание работы психолога. Организационные трудности в работе практического психолога образования.

13. Психологическое просвещение и приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.

14. Основные виды деятельности практического психолога образования.

15. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога образования. Современное понятие психодиагностики.

16. Психодиагностика как область практической деятельности психолога.

17. Процедура и методы школьной психодиагностики.

18. Получение информации в работе психолога и ее использование.

19. Психологический мониторинг в практике психологической службы образования.

20. Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога

 

Содержание контрольной работы и требования к ее выполнению

Контрольная работа по курсу «Психологическая служба в образовании» состоит из следующих элементов:

· титульного листа (приложение 1);

· задание контрольной работы № 1;

· задание контрольной работы № 2;

· Задание контрольной работы № 3;

· заключения;

· списка использованной литературы;

· приложения.

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.

Последняя цифра номера зачетной книжки студента Вариант контрольной работы
1 или 6  
2 или 7  
3 или 8  
4 или 9  
5 или 0  

 

Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий разного уровня выполнения:

1) Первое задание предполагает репродуктивно-творческий уровень выполне­ния – актуализация теоретических знаний по курсу «Психологическая служба в образовании».

2) Второе задание предполагает творческо-исследовательский уровень выполнения – проведение исследования и разработка авторской модели психологической службы по вариантам.

3) Третье задание предполагает выполнение презентации по одной из предложенных тем дисциплины.

Контрольные задания по вариантам

Задание 1. Актуализациятеоретических знаний по курсу «Психологическая служба в образовании».

Для выполнения задания необходимо: определить номер варианта контрольной работы (смотри таб.) и выбрать соответствующую варианту тему контрольной работы:

Вариант 1: Развитие представлений о роли психологической службы в системе образования

Литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

2. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблема его адаптации в учебном заведении. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 192 с.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. Фак. Университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

5. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера»,1998. – 524 с.

6. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 376 с.

 

Вариант 2. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении (организационно-обучающая игра)

Литература:

1. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблема его адаптации в учебном заведении. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 192 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. Университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

3. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ «Сфера»,1998. – 524 с.

4. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 352 с.

5. Я работаю психологом … Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с.

 

Вариант 3. Организация деятельности психолога в период его адаптации
Литература:

1. Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблема его адаптации в учебном заведении. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 192 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. Университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

3. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 352 с.

4. Я работаю психологом … Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с.

 

Вариант 4. Организационно-содержательные модели деятельности педагога-психолога
Литература:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

2. Битянова М.Р. Модели деятельности школьного психолога. // Школьный психолог, 2003, №.10. – С.41-53

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. Пособие для студ. психол. Фак. Университетов. – М.: Издательский центр Академия», 2003. – 448 с.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

Вариант 5. Содержательный анализ концепций психологических служб образовательных учреждений

Литература:

1. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики/Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

 

Задание 2. Второе задание предполагает творческо-исследовательский уровень выполнения – проведение исследования и разработка авторской модели психологической службы по вариантам.

Проведите социально-психологическое исследование по проблеме, «Какой психолог нужен ……….?»

1 вариант: Дошкольное образовательное учреждение;

2 вариант: Общеобразовательное учреждение для детей младшего и среднего школьного возраста;

3 вариант: Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус;

4 вариант: Образовательное учреждение дополнительного образования детей;

5 вариант: Образовательное учреждение начального профессионального образования.

 

Задание 3. Третье задание предполагает выполнение презентации по одной из предложенных тем дисциплины по вариантам.

Составьте презентацию (в Power Point) на следующие темы в зависимости от варианта работы:

1 вариант. Концепция психологической службы образовательного учреждения И.В. Дубровиной.

2 вариант. Концепция психологической службы образовательного учреждения В.Э. Пахальян.

3 вариант. Концепция психологической службы образовательного учреждения Л.М. Фридман.

4 вариант. Концепция психологической службы образовательного учреждения М.Р. Битяновой.

5 вариант. Концепция психологической службы образовательного учреждения А.А. Реана.

 

В конце контрольной работы целесообразно представить список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы, может отличаться от рекомендованного библиографического списка. В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта // WEB-адрес сайта).

Вопросы к экзамену по дисциплине «Психологическая служба в образовании»

1. История развития психологической службы образования в России.

2. История становления и современное состояние психологической службы образования в России.

3. Развитие психологической службы образования в зарубежных странах (США, Франция, Германия, Чехия, Словакия, Япония и др.).

4. Необходимость создания психологической службы в системе образования России.

5. Нормативно-правовая база и теоретические основания психологической службы образования.

6. Структура психологической службы образования.

7. Структура и основные задачи психологической службы в системе образования.

8. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы.

9. Взаимодействие практических психологов с органами управления психологической службы и другими структурными подразделениями системы образования

10. Требования, предъявляемые к квалификации психолога в системеобразования.

11. Права и обязанности практического психолога в системе образования.

12. Вопросы, решаемые практическим психологом самостоятельно и во взаимодействии с другими людьми, вовлеченными в учебно-воспитательный процесс.

13. Представление об этическом кодексе и необходимость его введения в работу психологической службы системы образования.

14. Функции психологической службы в системе образования.

15. Основные виды деятельности практического психолога образования.

16. Профессиональная позиция и личностные особенности практического психолога.

17. Основные направления деятельности психологической службы в образовательном учреждении.

18. Психологическое просвещение в деятельности психолога образования.

19. Психологическое консультирование, как основной вид деятельности психолога образования.

20. Психологическая диагностика в работе психолога образования.

21. Развивающая и психокоррекционная работа в деятельности психолога образования.

22. Психопрофилактика, как одно из направлений работы школьного психолога.

23. Планирование и осуществление практическим психологом своей работы в образовательном учреждении в течение учебного года.

24. Этический кодекс и его необходимость в психологической службе образования.

25. Личностные особенности психолога образования и их влияние на профессиональную деятельность.

26. Нормативная документация, определяющая деятельность психолога в сфере образования.

27. Специальная документация психолога. Разработка и заполнение психологом индивидуальных карт развития ребенка.

28. Организационно-методическая документация психолога в образовательном учреждении.

29. Взаимодействие практических психологов с органами управления психологической службы и другими структурными подразделениями системы образования.

30. Предмет и объект профессиональной деятельности психолога образования.

31. Содержание профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении.

32. Концепции психологической службы образовательного учреждения.

33. Модель профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении.

34. Модели образовательных психологических служб за рубежом.

35. Факторы риска в дошкольном и школьном возрасте.

36. Специфика работы психолога в дошкольном образовательном учреждении.

37. Работа психолога в начальных, средних и старших классах школы.

38. Организация и особенности работы психологической службы в вузе.

39. Перспективы развития психологической службы в образовании.

40. Основные направления деятельности психологической службы в образовательном учреждении (краткая характеристика).

41. Психологическое просвещение в деятельности психолога образования.

42. Психологическое консультирование как основной вид деятельности психолога образования.

43. Психологическая диагностика в работе психолога образования.

44. Развивающая и психокоррекционная работа в деятельности психолога образования.

45. Психопрофилактика как одно из направлений работы школьного психолога.

46. Планирование и осуществление практическим психологом своей работы в образовательном учреждении в течение учебного года.

47. Психологическое сопровождение педагогического процесса.

48. Участие психолога в психолого-педагогическом консилиуме, педагогических советах.

49. Особенности взаимодействия психолога с родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения.

50. Требования, предъявляемые к квалификации психолога в системе образования.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература

1. Васильева И.В. Организация психологических служб [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/И.В. Васильева. - 2-е изд., стер. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Флинта, 2013. - 142 с.

2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для вузов по направлению подготовки "Психология" (квалификации бакалавр и магистр) [Гриф УМО] / С. Д. Смирнов. - 6-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. – 393 с.

3. Урунтаева Г.А. Детская практическая психология: учебник для вузов по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2015. – 250 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 2000.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1999.

3. Блауберг А. Юдин Д.М. Системный анализ и способы его использования. М., 1998.

4. Диагностика и коррекция профессионально значимых качеств личности. Метод. пособие. Екатеринбург, 1997.

5. Дубровина В.И. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.: 1991.

6. Закон РФ об образовании. М., 2004.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

8.Игры: обучение, тренинг, досуг, /под ред. В.В.Петрусинского. М., 1997.

9.Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации // Вестник образования. – 1995. – №7

10. Поташник Б. Управление современной школой. М., 1998.

11. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. СПб., 2001.

12. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов / под ред. Дубровиной И.В. М., 1985.

13. Рабочая документация практического психолога системы образования – Волгоград, 1998.

14. Рабочая книга школьного психолога, /под ред. Дубровиной И.В. М., 1995.

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М, 1996.

16. Руководство практического психолога. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, /под ред. Дубровиной И.В. М., 1995.

17. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1996.

18. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М., 2000.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Министерство образования и науки РФ www.edu.ru, www.ed.gov.ru

2. Детский сайт Президента России www. President.kremlin.ru

3. Российский образовательный правовой портал www.law.edu.ru

4. Российский портал открытого образования www.openet.ru

5. Сайт Межвузовской научной программы «Университеты России» www.uniros.ru

6. Сайт «Всё о высшем образовании» www.examen.ru

7. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru

8. Журнал «Курьер образования» www.courier.ru

9. Объединённый каталог печатных изданий www.chtivo.ru

10. Народная библиотека www.biglib.com.ru

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Современная аудитория с мультимедийным оборудованием (видеопроектор, ноутбук, аудио аппаратура, экран для видеопроектора и другие технические средства обучения, сопровождающие образовательный процесс курса).


Приложение 1

 

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии образования и профессионального развития

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Психологическая служба в образовании»

 

Студент

Группа

Преподаватель

 

 

Екатеринбург 2015

 


 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Психологическая служба в образовании»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: