Договор об исключительной продаже товаров




Лекция 8. Рамочные договоры

Правовая природа договоров

Развитие экономики и обострение рыночной конкуренции ведут к усложнению деятельности участников хозяйственного оборота и стремлению использовать наиболее эффективные договорные способы осуществления коммерческих операций. Под влиянием этих условий в 50 - 60 годахXX в. получили распространение новые виды договоров, хотя некоторые из них были известны и ранее. Возникнув в договорно-правовой деятельности фирм, эти прямо не предусмотренные законом, «неназванные контракты» были признаны в судебной практике, а в некоторых странах стали предметом и нормативного регулирования. Заинтересованность фирм-продуцентов и торговцев-оптовиков в создании налаженного механизма реализации товаров, организации на договорной основе более или менее устойчивой сбытовой сети привела к возникновению контрактов по специальному регулированию отношений в сфере купли-продажи товаров. Важнейшие из них — договор об исключительной продаже товаров и договор о франшизе. Стремление участников гражданских сделок, в первую очередь поставщиков товаров и услуг, к применению эффективной системы финансовых расчетов с помощью посредников, обеспечивающей быстрое и гарантированное получение платежей от обязанных лиц, привело к возникновению договора о факторинге по регулированию посреднической деятельности в специфической сфере расчетов между участниками сделок. Содержание этих договоров преследует цель установления тесных и устойчивых хозяйственных отношений сторон на предусматриваемый договорный период.

В юридическом плане все названные виды договоров характеризуются рядом особенностей. Прежде всего все эти договоры по своему содержанию являются «рамочными контрактами», закрепляющими принципы и правила договорных отношений участников оборота, на которых будут строиться их гражданские сделки по проведению конкретных хозяйственных операций. Это - сложные договоры по регулированию условиями соглашения различных хозяйственных отношений. Наряду с отношениями, составляющими основной предмет сделки, договором охватывается и целый ряд дополнительных отношений по предоставлению должником тех или иных услуг — технических, коммерческих и др. Все эти договоры строятся на принципе закрепления за должником юридической и хозяйственной монополии в осуществлении своей деятельности на рынке, предоставляя ему исключительное право на проведение операций, предусмотренных в контракте, на договорной территории. Т.е. речь идет о договорах особого рода, содержание которых выходит за рамки отношений, регулируемых известными видами гражданских договоров.

Договор об исключительной продаже товаров

Договором закрепляются принципы и правила отношений по приобретению одной стороной (покупателем) в собственность товаров у другой стороны (продавца) с установлением одновременно ряда прав и обязанностей сторон, связанных с перепродажей товара покупателем своей клиентуре.

С хозяйственно-экономической точки зрения покупатель товара осуществляет посреднические функции между продавцом товара и рынком. В качестве продавцов выступают фирмы-продуценты или фирмы-оптовые торговцы, а в качестве покупателей - чаще всего фирмы-оптовики или полуоптовики, покупающие товары для перепродажи их розничным торговцам или индивидуальным потребителям. Покупатели, будучи коммерсантами, не являясь формально-юридически посредниками-агентами, выполняют на практике роль звеньев товаро-проводящей сети и именуются «распространителями» товаров (дистрибьюторами). Именно поэтому договор относят к категории к называемых договоров о размещении товаров. Товары, приобретенные в собственность по правилам купли-продажи, они реализуют на рынке от своего имени, действуя при этом за свой счет и на свой «страх риск», то есть принимают на себя все коммерческие риски продвижения товара. Юридические и хозяйственные последствия перепродажи возникают полностью для такого «распространителя», а его прибыль определяется разницей покупной и перепродажной цен товара.

Договор об исключительной продаже товаров как рамочный контракт определяет основные условия будущих взаимоотношений сторон в хозяйственном обороте по покупке и перепродаже товаров. Реализация договорных положений предполагает последующее заключение контрагентами самостоятельных торговых сделок по купле-продаже на основе и в границах установленных общих правил.

По своему содержанию договор представляет сложную сделку, в которой наряду с положениями о купле-продаже имеется целый ряд и специальных условий, выходящих за рамки «классического» договори купли-продажи и определяющих организационные, финансовые, коммерческие и некоторые другие отношения контрагентов.

Сердцевиной договоренностей являются правила о приобретении «распространителем» в собственность товаров в интересах последующей их продажи третьим лицам. И эти правила относятся к разным аспектам отношений сторон договора.

Обязательный элемент контракта составляют «условия об исключительности», которым придается односторонний или двусторонний характер.

Продавец предоставляет покупателю исключительное право продажи товаров, являющихся предметом купли-продажи между ними, на обозначенной территории или указанной клиентуре. Предоставляя покупателю коммерческую монополию, продавец отказывается от проведения торговли в указанных пределах своими силами или через других лиц. Это - условие об исключительной продаже товара покупателем или об установлении монополии покупателя на продажу приобретаемых товаров. Иногда такое условие договора сопровождается установлением дополнительной обязанности продавца включать в контракты с другими покупателями условие об отказе последних от прямой или косвенной продажи купленных товаров на территории действия первого договора. Договорный запрет третьим лицам на проведение так называемой «параллельной продажи» дополнительно укрепляет коммерческую монополию покупателя на рынке.

Двусторонний характер «условию об исключительности», направленному уже на обеспечение интересов продавца, придает включение в договор условия об обязанности покупателя приобретать товары только у своего контрагента, то есть продавца. Это - условие об исключительной покупке товара покупателем у продавца - контрагента по договору об исключительной продаже товара.

Договор содержит обычно и ряд других важных условий, определяющих отношения между сторонами. Устанавливается минимальное количество товаров, которое покупатель должен периодически приобретать у продавца, и нарушение этого условия рассматривается как основание для расторжения договора продавцом. Договорное закрепление такой квоты продаж является способом обеспечения коммерческих интересов продавца. Важным договорным положением, относящимся к последующей рыночной деятельности покупателя, является условие о перепродажных ценах, хотя его может и не быть в договоре. Покупатель обязуется согласовывать продажные цены со своим поставщиком в период рыночной деятельности или же они определяются в самом контракте. Комплекс договорных условий касается прав и обязанностей сторон, направленных на содействие достижению целей договора, успешную реализацию коммерческого сотрудничества. Покупатель, знающий рыночные условия места своей деятельности, нередко берет на себя обязанность сообщать контрагенту информацию маркетингового характера, в первую очередь относительно особенностей и объемов рыночного спроса на товары, составляющие предмет договора. He менее важным для расширения операций является обязательство участвовать в рекламе товаров при их перепродаже. И наконец, в интересах содействия достижению целей договора покупатель нередко обязуется предоставлять своей клиентуре сервисные условия и для этого иметь на складах запасные части к машинно-техническим изделиям, проводить послепродажное обслуживание и т. д. Со своей стороны продавец принимает на себя обязанность помогать покупателю в оборудовании его торговых помещений, снабжать его рекламными и демонстрационными материалами, оказывать поддержку в создании служб, обучении персонала покупателя.

Характерными для договоров являются сроки в 10 - 15 лет, что говорит о стремлении сторон придать отношениям более или менее постоянный характер. При этом не исключается и возможность досрочного расторжения договори при недостижении целей его заключения.

Договор о франшизе

Договор о франшизе рассматривается как разновидность договора об исключительной продаже товаров, сторонами которого являются два лица: поставщик товаров и/или услуг и «привилегированный покупатель» (договор получил свое наименование от «франшизы», или «привилегии»).

По договору предусматривается поставка товаров, при которой покупатель приобретает их в собственность для перепродажи на рынке или для оказания услуг. Как и в договоре об исключительной продаже товаров, вводится условие об исключительной продаже и покупке сторонами товаров в определенном объеме для дальнейшей их коммерциализации на монопольных началах в границах устанавливаемой в контракте территории. Кроме «условий об исключительности» специфика договора определяется условиями о коммерческой, технической и организационной помощи привилегированному покупателю продавцом при продаже покупателем товаров и/или оказании услуг третьим лицам. В осуществлении такой помощи заинтересованы, по существу, обе доваривающиеся стороны с целью эффективного развития сотрудничества. По договору о франшизе продавец обязуется предоставлять покуупателю коммерческую информацию о рациональных методах реализации товаров и/или оказания услуг, составляющих «ноу-хау» поставщика. Использование таких сведений направлено на оказание содействия покупателю в «продвижении» товаров и услуг. На достижение этой же цели направлено и предоставление продавцом на лицензионных началах прав использования объектов промышленной собственности. К предоставляемым покупателю по лицензии промышленным правам относится право использования товарного знака (знака обслуживания) продавца и его фирменного наименования в рыночных операциях, то есть работы под фирмой поставщика.

Договор о факторинге

Договор о факторинге - это договор по осуществлению посреднических услуг в проведении финансовых расчетных операций между участниками гражданских сделок, предусматривающий также обязанности посредника по предоставлению некоторых других услуг коммерческого характера.

Участниками отношений по факторингу выступают фирма-поставщик товаров или услуг, фирма по факторингу (фактор) и фирма-приобретатель товаров или услуг (клиент). Поставщик является кредитором, то есть владельцем прав требования по заключенной сделке, а приобретатель — должником, то есть обязанным по этой сделке лицом. Основное содержание факторинга как посреднической финансовой операции сводится к удовлетворению специализированной по факторингу фирмой (фактором) прав требований кредитора за счет взыскиваемых ею с должника сумм по коммерческому счету кредитора.

Согласно договору, заключенному поставщиком с фактором, стороны принимают на себя взаимные обязательства. Поставщик обязуется передавать фактору имеющиеся права требования в отношении клиентов для получения платежей. Со своей стороны фактор обязуется немедленно выплачивать поставщику денежные суммы по полученным от него документам (коммерческим счетам), предоставляя гарантию перечисления соответствующих сумм независимо от результатов их взыскания с должника, то есть клиента. Следовательно, в экономическом плане факторинг представляет собой покупку коммерческих счетов посредником с немедленной их оплатой поставщику.

Договором, имеющим рамочный характер и служащим основанием для осуществления конкретных поручений поставщика фактору, определяются общие условия отношений сторон как по предусматриваемому объему операций по факторингу, так и по механизму их реализации. Ограничиваются общая сумма сделок, в пределах которой фактор обязуется принимать поручения поставщика на получение средств с клиентов по коммерческим счетам, и сроки действия договора, т.е. период проведения таких операций. Такие ограничения направлены на сведение к минимуму коммерческих рисков фактора. Этой же цели подчинено и предварительное, до заключения договора о факторинге, изучение фактором коммерческого и финансового положения поставщика как возможного контрагента. По договору фактор становится монопольным посредником в проведении расчетных операций. На предусматриваемой договорной территории и в течение срока действия договора за ним закрепляется исключительное право на осуществление операций с клиентами. Это означает, что поставщик не вправе обращаться к услугам других факторов на данной территории и обязан направлять контрагенту все коммерческие счета по заключенным сделкам.

Механизм проведения операции по факторингу отличается той особенностью, что фактор не берет на себя твердое обязательство принимать к исполнению все поручения контрагента: он может принять или отклонить предложение в отношении любого конкретного счета, выставленного на того или иного клиента. В интересах исключения или ограничения собственных рисков фактор по получении запроса поставщика, направляемого после подписания коммерческий сделки, предварительно изучает платежеспособность клиента. Принятие фактором поручения означает не только согласие на выполнение и немедленный платеж, но и гарантию платежа по счету. Отказ в одобрении поручения, когда взыскание по счету с клиента представляется сомнительным, все же не исключает возможности проведения расчетной операции. С согласия поставщика фактор может ее провести, но с переводом средств лишь после оплаты счета клиентом и без предоставления гарантии оплаты. Тогда операция приобретает характер обычного договора поручения.

Хозяйственные выгоды для поставщика расчетной операции по факторингу определяются двумя обстоятельствами. Использование услуг фактора приводит к быстрому получению платежа. При этом немедленная оплата фактором счета (осуществляемая за вычетом расходов на проведение операции) до оплаты счета клиентом превращает для поставщика продажу на срок в продажу за наличный расчет в отношениях с клиентом по купле-продаже. Сама же операция по факторингу приобретает в экономическом плане характер финансирования фактором поставщика товаров или услуг. Немедленное получение платежей по счетам значительно сокращает нужды поставщика в оборотном капитале. С другой стороны, факторинг ведет к гарантированному по договору получению платежей поставщиком, снимает с него риски полных или частичных потерь из-за неплатежеспособности клиентов, несвоевременной оплаты ими счетов или других причин и ведения по этому поводу споров. Принятие фактором поручения означает предоставление гарантии оплаты коммерческого счета.

В то же время для самого фактора это — операция на свой «страх и риск», поскольку при неоплате коммерческого счета клиентом он, согласно договору, принимает на себя финансовый риск, так как лишается возможности предъявления регрессного требования к поставщику.

Вознаграждение фактора по договору состоит из двух частей: вознаграждения за осуществление поручения, исчисляемого в процентах от коммерческого счета (в размере 0,25 - 2,5%), и стоимости кредитования поставщика, то есть вознаграждения за авансирование его до момента срока оплаты счета клиентом, размер которого зависит от размера учетных ставок банков (в последние годы — от 6,5 до 13%).

Помимо финансирования предпринимателей факторы осуществляют для них также ряд других работ. В их функции входит предоставление целой гаммы услуг, использование которых представляет несомненную выгоду для поставщиков, исключая необходимость обращения к ряду специализированных фирм.

К таким услугам относятся: предоставление информации о финансовом положении возможных контрагентов, их платежеспособности; сообщение маркетинговой информации о состоянии спроса на рынке, клиентуре и конкурентах, рыночной конъюнктуре и пр.; проведение рекламных и транспортных операций; подыскание агентов; ведение судебных дел и т. д. Фактор становится, таким образом, советником предпринимателя по производству и торговле, а также фирмой, комплексно выполняющей ряд работ по реализации товаров и услуг, что позволяет предпринимателю эффективно действовать в хозяйственном обороте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: