Развитие лексико-грамматического строя речи 113




обозначать группу однородных предметов словом (словом-обобщением).

Между образом (представлением) и понятием имеет­ся существенна^, разница. Образ является непосредст­венным «слепком» действительности, а понятие пред­ставляет собойv обобщение, абстрактное отражение, опосредованное мыслительной деятельностью. Кроме то­го, -если образ является нерасчлененным отражением единичного, то понятие — расчлененное отражение су­щественных признаков объекта.

Слова связаны друг с другом множеством смысло­вых связей, организованы в четкую лексическую систе­му (А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, А. П. Клименко, Л. В. Сахарный и др.). Системность значений слов в языке основывается на системности связей и отношений действительности, однако не является их непосредст­венным отражением. Связи реальной действительности отражаются в языке опосредованно, через сознание лю­дей. Сложная система смысловых связей слов является организующим звеном семантических полей. Актуали­зация словаря, точность употребления слов во многом определяются уровнем сформированное™ семантиче­ских полей, лексической системности.

В процессе развития лексики слово включается в сложную систему связей (парадигматических и синтаг­матических) в языке.

Экспериментальное исследование, проведенное нами с учетом указанных теоретических положений, позво­лило сделать следующие выводы об особенностях лек­сики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

В процессе усвоения значения слова ребенок-дошкольник прежде всего овладевает денотативными прианаками семантической структуры слова. По мере развития процессов классификации, развития лексиче­ской системности в значении слова начинают осозна­ваться понятийные, лексико-семантические признаки.


 

Глава 2

У дошкольников со стертой формой дизартрии от­мечается задержка в развитии семантической структуры слова, отклонения в соотношении денотативных и лек-сико-еемантических компонентов значения, особенно обобщающих слов (в пользу преобладания денотативно­го компонента).

У детей 6—7 лет активно формируются семантиче­ские поля, однако дифференциация внутри семантиче­ского поля еще не сформирована. У детей с нормальным речевым развитием проявляются потенциальные воз­можности такой дифференциации, у детей же с нару­шением речи какие-либо признаки дифференциации элементов семантического поля отсутствуют.

Исследованием выявлен более низкий, по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, уровень выполнения многих заданий: на переименование пред­метов (Л. С. Выготский); объяснение значений слов, особенно слов обобщенного значения; на усвоение грам-, матического значения слова; дифференциацию слов, сходных по семантике.

Так, сравнительные данные ответов детей с нор­мальным речевым развитием и детей со стертой формой дизартрии при объяснении семантики слов свидетельст­вуют о существенных различиях в использовании стра­тегий объяснения значений обобщающих слов и, таким образом, об их различной структуре.

В процессе определения слова детьми с нормальным речевым развитием денотативные признаки использова­лись лишь в 16,7% случаев, в то время как у детей со стертой формой дизартрии они имели место в 58% слу­чаев, т. е. являлись доминирующими (например: овощив земле растут, мебельсделано из дерева и т. д.). Особенно существенные различия наблюдались в стратегии, основанной на., выделении ситуативных при­знаков денотата (в норме — 3,3%, у детей с речевой патологией — 23% ответов), а также в стратегии объяс­нения значения путем описания внешних, несуществен-




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: