Организационная структура урока




Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Постановка учебной задачи: работа с эпиграфом – Прочитайте эпиграф: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно предать, и продать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. В. Шефнер – Как вы понимаете слова поэта? – Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения через обсуждение, инсценировку, дискуссию. Поэтому нам следует разделиться на группы, чтобы работа была более продуктивной и каждый смог принять участие в общем результате урока Внимательно слушают. Комментируют каждую строчку четверостишия, исходя из жизненного или читательского опыта.     Делятся на группы Принимают и сохра- няют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы, принимают участие в обсуждении
II. Работа по теме урока. 1. Работа с материалом учебника. 2. Выполнение упражнения 8 3. Систематизация и обобщение знаний по теме урока. Употребление «вежливых» слов – Познакомьтесь с заданием упражнения 7 на с. 8. Давайте обсудим схему, предложенную в упражнении. Как вы ее понимаете? Побуждает к обсуждению, выдвижению гипотез. – Итак, у нас возникло затруднение. Давайте решим его, прочитав материал учебника на с. 7–8. – Как вы разбирались, что такое речевая ситуация и каким образом ее компоненты отражены в схеме? Для этого мы, во-первых, поняли, кто нам рассказывает о речевой ситуации (ученый, автор учебника); кому адресована схема (ученикам, детям); где и когда мы знакомимся с понятием (на уроке русского языка в школе). А если это учебный материал, то понятно, что он должен передаваться научным языком, возможно, схемой, но в то же время должно быть и доступным его изложение, ведь адресован материал детям. А вот почему и зачем мы должны узнать о речевой ситуации и ее компонентах? – Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Кратко запишите его в тетрадь. Предлагает выполнить упражнение   – Важная часть культуры поведения – это вежливость. Какие слова чаще всего употребляются в речевом пове- дении? (Здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста.) – Верно. Именно эти слова являются основными, базовыми. Исходя из них, мы выделяем четыре направления возникновения речевых ситуаций. Вспомните эти речевые ситуации. (Записывает их на доске.) – Мы с вами знаем, что приветствие должно иметь правильную форму. Что это значит? (Нельзя путать обращения «Здравствуйте!» и «Привет!», неправильное их употребление может прозвучать обидно.) – Что мы имеем в виду, говоря другому: «Здравствуйте!»? (Мы желаем человеку здоровья.) – А как, по-вашему, выглядит приветствие «Доброе утро!» человеку, у которого разболелся зуб? (Это может быть воспринято им как насмешка.) – Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию? (Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение.) – Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать кого-либо? (Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой.) – Кто должен приветствовать первым? (Младший первый приветствует старшего. А руку первым подает старший.) – Какое бывает обращение? (Обращение бывает уважительное и сердечное, например: «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!») – Чего нужно опасаться при обращении с просьбой? (При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу, например: «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно.) – А какими словами выражается благодарность? (Словами «спасибо», «большое спасибо», «благодарю».) – К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить? (Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить.) – Формы прощания тоже бывают разными. От чего это зависит? (Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаешься. Например, учителю надо говорить: «До свидания!», а однокласснику мы говорим: «Пока!») – Теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили эти нормы поведения. Вы должны разыграть ту или иную речевую ситуацию. Сопровождает деятельность групп по подготовке инсценировки. – Теперь посмотрим и проанализируем речевые ситуации, подготовленные группами Выполняют задание. Приходят к выводу о том, что содержание схемы им непонятно, потому что неизвестен замысел составителя схемы и нет ответов на предложенные схемой вопросы. Читают статью в учебнике. Принимают участие в обсуждении схемы. Отвечают на вопрос. Представители каждой группы зачитывают свои ответы.   Работают в группах: выразительно читают диалог по ролям, анализируют ситуацию общения, комментируют, какие компоненты речевой ситуации учли участники диалога, а какие – упустили Отвечают на вопросы. Называют направления возникновения речевых ситуаций: 1. Приветствие. 2. Обращение с просьбой. 3. Умение благодарить. 4. Прощание.   Отвечают на вопросы     Подготавливают и разыгрывают инсценировку ситуации общения: первая группа разыгрывает приветствие; вторая группа – обращение с просьбой; третья группа – умение благодарить; четвертая группа – прощание. При необходимости обращаются за консультацией к педагогу. Оценивают ситуации и называют ошибки, допущенные участниками инсценировок Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Применяют навыки работы со справочной литературой, групповой работы. Формулируют ответы на вопросы, принимают участие в обсуждении   Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Применяют навыки групповой работы. Формулируют ответы на вопросы. Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией.     Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.     Владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Осуществляют анализ учебной деятельности
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности – Обратите внимание на высказывания, которые лежат перед вами. (См. Ресурсный материал.) Какое из них вы подобрали бы к сегодняшней теме в качестве эпиграфа? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: объяснить смысл выбранного высказывания и записать ответ в тетрадь Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения.     Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задания, задают уточняющие вопросы Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности

Ресурсный материал

Высказывания-эпиграфы

1) Культура – это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. (Из толкового словаря.)

2) Культура общения – это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека. (Из толкового словаря.)

3) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: