Реформы в сфере образования и просвещения




Материалы к семинару №10

 

После окончания гражданской войны в числе главных задач подъема культурного уровня трудящихся масс острейшей была проблема ликвидации неграмотности. В апреле 1924 года в Казахской АССР было организовано общество «Долой неграмотность». Процесс ликвидации неграмотности продвигался медленно: не хватало учителей, букварей для взрослых. К 1939 году грамотность в республике уже достигла 65 %. В мае 1926 года СНК республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение «трехлеток» и «четырехлеток». Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, для которых были созданы специальные школы. В 1930/31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года – в районах с кочевым образом жизни. Предусматривалась материальная помощь учащимся в виде стипендий, пособий, бесплатных учебников, одежды, расширения сети интернатов и общежитий. В создании учебников принимали участие представители казахской интеллигенции (С.Сейфуллин, С.Садвокасов, А.Байтурсынов, К.И.Сатпаев и др.). Школьная сеть отвечала многонациональному составу населения Казахстана: функционировали татарские, узбекские, уйгурские, немецкие, эстонские школы. Однако были и трудности. В результате голода 30-х гг. количество детей резко сократилось, увеличилось число сирот и беспризорных.

В 1928 году в Казахстане в Алма-Ате был открыт первый педагогический институт, затем сельхозинститут, мединститут. В 1934 году открылся Казахский государственный университет им. С.М.Кирова. Уже в 1940 году в нем действовало 15 кафедр, велась серьезная научно-исследовательская работа. Накануне войны в Казахстане действовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек.

На пути осуществления культурного строительства в крае стояло немало преград. В колониальной окраине, каким был Казахстан, весьма тонким был слой старой интеллигенции, мно­гие из них, примыкавшие к алашскому движению, пострадали в ходе революции. Край не располагал и материально-технической базой для развертывания культурного строительства.

Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По их инициативе в 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход, ставший в реконструктивный период действенной формой ликвидации безграмотности. Всего за годы довоенных пяти­леток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно-массовой и политико-воспитательной работы.

В 1936 году в ликпунктах обучалось более полумиллиона человек. Эффективность работы учителей школ для взрослых возросла в результате методической помощи журнала «Аул мугалим» («Аульный учитель»), республиканской газеты «Тоте жол» («Прямой путь»). На страницах республиканской печати живо обсуждались организационные, учебно-методические и другие вопросы ликвидации неграмотности, систематически освещался ход этой работы в республике.

В 1939 году грамотность населения республики уже достиг­ла 65 %, а среди казахского населения – 40 %. Ряд городов - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер (ныне Лениногорск). Чимкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк стали районами сплошной грамотности. Всего за 1926-1939 годы грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2 % до 83,6 %, в том числе мужчин - с 35,5 % до 90,3 %, женщин - с 14,5 до 75,8%. Задачу полного искоренения азбучной неграмотности уда­лось выполнить в конце 50-х годов.

Приобщение широких слоев трудящихся к грамоте являлось одним из важных итогов преобразования Казахстана. Вместе с тем, ликвидация неграмотности населения натолкнулась на се­рьезные трудности: в конце 20-х годов была осуществлена ре­форма казахской письменности. Она была переведена с араб­ской графики на латинскую, через десять лет - с латиницу на кириллицу. «Благодаря» этим реформам казахи были искусст­венно оторваны от литературного наследия, которое было соз­дано на протяжении веков народами Центральной Азии

Завершение, в основном, ликвидации неграмотности среди взрослого населения, введение всеобщего обязательного началь­ного обучения, рост срезного образования, вовлечение в школу девушек восточных национальностей - все это создало необхо­димые предпосылки для формирования национальной интелли­генции, в том числе технической, для подготовки механизатор­ских кадров для сельского хозяйства и грамотных рабочих для промышленности, для службы в рядах Вооруженных Сил и защите Оте­чества сотен тысяч юношей и взрослых в суровые военные годы.

В 1928 году в Казахстане был открыт первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя великого поэта Абая. В 1931-1932 годах были открыты Уральский и Кзыл-Ординский пединституты. Первенцем сельхозвузов стал Алма-Атинский ветеринарно-зоотехнический институт (1929 г.) Вслед за ним открылся Казахский сельскохозяйствен­ный институт (1930 г.). В марте 1931 года начал свой первый учебный год Алма-Атинский медицинский институт, над кото­рым в то время шефствовала Ленинградская военно-медицинская академия.

Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году Казахского государственного университе­та им. С. М. Кирова. Ровес­ником университета стал открытый в столице Казахский горно­металлургический институт, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров. В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты, реорганизованные позд­нее в педагогические.

Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане дей­ствовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек. За короткий срок было подготовлено около 10 тыс. специалистов высшей и 20 тыс. средней квалификации.

Значительно расширилась сеть средних учебных заведений. Были созданы техникумы- горный, финансовый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный. В 1940 году в республике действовало 118 техникумов против 24 в 1928 году. В годы вто­рой и третьей пятилеток техникумы, включая заочные, ежегод­но выпускали от 4000 до 8000 специалистов. На 12 рабфаках обу­чалось свыше 2800 студентов.

По данным переписи 1939 года в Казахстане насчитывалось око­ло 430 тыс. работников умственного труда (117,7%), из них 27 454 с высшим образованием. Выросла интеллигенция, но народное хозяйство всё ещё ощущало нехватку научно-технических кадров. Имевшиеся вузы, средние специаль­ные учебные заведения отражали сырьевой характер специализации отраслей промышленности республики. Вузы также испытывали недостаток в выпускниках средней школы, особенно казахской молодежи.

Росла сеть культурно-просветительных учреждений и мас­совых библиотек, клубных учреждений. Широко практикова­лись культэшелоны, культбригады. В 1934 г. в Алма-Ате был открыт библиотечный техникум, при педагогических технику­мах в Уральске и Семипалатинске библиотечные отделения, в Усть-Каменогорска — такое же отделение при политпросветтехникуме. Если, в 1930 году в республике было 290 массовых библиотек, то в 1939 их стало - 3304. В 1939 году была открыта Государственная публичная библиотека им. А.С. Пушкина. В республике, где до рево­люции не было ни одного клубного учреждения, действовало 5237 домов культуры и клубов, из них 4908 находились в аулах и селах. В 1939 году действовали 38 театров, в том числе свыше 20 колхозно-совхозных и 1104 киноустановки.

Переход от карликовых школ, введение в 1933 году всеобщего 7 летнего образования, появление оригинальных учебников на казахском языке (С.Асфендияров «Очерки истории Казахстана», К.Жубанов «Грамматика казахского языка», С.Сейфуллин и У.Турмажанов «История казахской литературы») привело к тому, что к 1937 году грамотность населения поднялась на 65 %. После войны возобновился переход к всеобщему семилетнему, а в городах и промышленных центрах - десятилетнему обучению.

Образование в Казахстане формировалось в основном на принципах, заложенных в 30-е годы: общественный характер, бесплатность, плановость. Достижениями являлись: высокий уровень грамотности: по итогам переписи 1989 года в группе «15 и старше» составлял 97,5 %, что выводило республику в число государств с высоким уровнем грамотности; средняя продолжительность обучения приближало Казахстан к высокоразвитым странам.

Литература, музыка, искусство

 

В области культуры, как и в области экономики, государст­венного строительства, в 20-30-е годы происходили сложные, весьма противоречивые процессы. Одновременно развивались процессы и создания и истребления культуры. С одной сторо­ны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, осущест­влялось всеобщее обязательное начальное образование, созда­вались вузы и техникумы, формировались все новые и новые отряды интеллигенции. С другой стороны, репрессии националь­ной интеллигенции. Неисчерпаемые потенциальные возможности нового строя, столь необходимые для расцвета национальной культуры казах­ского народа, оказались растоптанными.

Видным общественным деятелем, автором брошюры «Оян, казах» является М.Дулатов, в апреле 1930 года он был осужден на 10 лет заключения по статье 58 УК РСФСР, скончался в Соловецком лагере 5 октября 1930 года.

Основателем казахской литературы считают М.Жумабаева, его творчеству принадлежат стихи «Свобода», «Красный флаг» и другие.

Положение казахского народа во время национально-освободительного восстания 1916 года, революций 1917 года и гражданской войны описал в романе «Трудный путь, опасный переход» С.Сейфуллин в 1927 году. Он же является автором «Марсельезы казахской молодежи», произведений «Советстан», «Кокшетау».

Восстание 1916 года нашло отражение и в произведениях писателя Сабита Муканова - «Ботагоз», известность получили его романы «Сулушаш», «Жумбак жалау».

Литератор, основоположник казахской советской литературы Ж.Аймаутов был приговорен к расстрелу 4 апреля 1930 года. В 20-30 годы появились плеяда авторов, написавших такие произведения, как: Иса Байзаков - «Куралай сулу», И.Джансугуров - «Кулагер», Б.Майлин – «Азамат Азаматыч», Ж.Аймаутов- «Карткожа», М.Ауэзов – «Выстрел на перевале Караш-Караш», С.Ерубаев – «Мои ровесники», Г.Мустафин – «Жизнь и смерть», И.Шухов – «Горькая линия», Мате Залки – «Село за туманами».Казахский писателем, участником битвы под Москвой является Б.Момышулы Лауреатом Государственной премии СССР в 1949 году стал казахский писатель М.Ауэзов

В 20-е годы стали возникать клубы, народные дома, литературные кружки, народные театры, агитбригады. Изучалась казахская музыка А.Бимбоас, А.Затаевичем. Звания народного артиста Казахстана, русский этнограф и композитор, «искатель жемчуга» среди песен и кюев, автор сборника «1000 песен киргизского (казахского) народа» А.В.Затаевич был удостоен в 1932 году.

В 1922 году прошел в Каркаралинске конкурс народных певцов, в 1924 году казахский хор Петропавловского педагогического училища под руководством И.Коцыка выступил в Москве на концерте музыки народов СССР.

Музыкальная шкатулка пополнилась такими личностями, как: Куляш Байсеитова в 1924 году стала народной артисткой СССР; Амре Кашаубаев в 1925 году на Мировом этнографическом концерте в Париже занял второе место, выступал в концерте творчества народов СССР на всемирной выставке декоративных искусств в Париже, в 1927 году - на всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Казахский государственный оркестр имени Курмангазы создан в 1934 году, руководителем его стал А.Жубанов. С 1936 года начала деятельность казахская Государственная филармония имени Жамбыла. В 1939 году 77 летняя Дина Нурпеисова заняла первое место на Всесоюзном концерте исполнителей на народных инструментах. Шамшы Калдаяков – автор серии песен, стал известен как «король казахского вальса», с его произведениями связывают свою молодость поколение 50-80 годов 20 столетия.В 1977 году Р.Рымбаева стала обладательницей приза «Золотой Орфей» в Болгарии.

В январе 1926 года в Кызылорде открылся первый в республике национальный казахский театр, который возглавил Ж.Шанин. Первая пьеса, постановленная на сцене Казахского национального театра – «Енлик-Кебек». В 1937 году за достижения в области культуры театру было присвоено звание Казахский академический театр драмы. Открытие театров последовало в Актюбинске, Чимкенте, Перовске, Караганде. В 1933 году в Алма-Ате начал театральный сезон уйгурский музыкально-драматический театр (известен постановками пьесы «Анархан»), в 1937 году – корейский (популярная постановка «Чупхин-дон»)

Евгений Брусиловский – один из авторов гимна 1944 года, стал создателем первых казахских опер «Кыз Жибек», «Ер Таргын», «Жалбыр», «Дударай». Положил на ноты 250 песен и кюев казахского народа.

В январе 1934 года в Алма-Ате был открыт Казахский государственный музыкальный театр (Казахский академический театр оперы и балета имени Абая), в первом же сезоне более сто раз была поставлена казахская опера «Айман-Шолпан». Основой первой казахской оперы Е.Брусиловского стала лирическая поэма «Кыз Жибек».

В ходе первой декады казахского искусства в Москве в мае 1938 года были продемонстрированы оперы «Кыз-Жибек» и «Жалбыр».

Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» выпустило документальные фильмы («На джайляу», «Турксиб») и немые художественные ленты («Песни степей» и другие). В 1934 году появились первая студия хроникальных фильмов. Первым казахским звуковым фильмом стала кинокартина «Амангельды», выпущенная студией «Ленфильм» в 1938 году.

С прибытием Московской и Ленинградской киностудий, Алма-Атинскую студию документальных фильмов реорганизовали в студию «Казахфильм». Таким образом, центральная объединенная киностудия художественных фильмов в годы Великой Отечественной войны была создана в Алма-Ате. Народный художник А.Кастеев стал лучшим представителем мастерской П.Хлудова.

Возрождение национальных мотивов в культуре можно начать с произведения О.Сулеменова «Аз и Я» (книга благонамеренного читателя), которая вышла в Алма-Ате в 1975 году и вызвала широкий резонанс, вплоть до изъятия книги из библиотек, запрета новых изданий.

В 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана началась акция по реабилитации представителей национальной интеллигенции. В конце 80-х годов было реабилитировано творческое наследие поэта М.Жумабаева, его назвали казахским Блоком, А.Байтурсынова, Ж.Аймаутова, М.Дулатова и других. Были отмены ряд постановлений по вопросам идеологии и науки, принятые в 1946-1953 годы. Указ «О мерах по оказанию помощи реабилитированным гражданам, пострадавшим от незаконных репрессий в период 30-40-х годов и начала 50-х годов» был издан в сентябре 1990 года.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: