ДЕТЕЙ 3—4 ЛЕТ
Октябрь, 2-я неделя | Детский сад. Игрушки | |||
Тема «Хорошо у нас в саду» | Тема «Игрушки» | Тема «Магазин «Игрушки» | ||
Цель: формирование представлении с помещениях детского сада, их назначении; обучение употреблению притяжательных прилагательных и личного местоимения «мой» | Цель: развитие пассивного и активного словаря по теме, формирование простого предложения | Цель: закрепление на- званий игрушек, формирование простого предложения | ||
Октябрь, 3-я неделя | Мебель | |||
Тема «Предметы мебели» | Тема «Расположение мебели в комнате» | Тема «Назначение мебели» | ||
Цель: знакомство с названиями предметов мебели, уточнение назначения мебели; согласование слов «один», «много» с существительными в единственном и множественном числе | Цель: расширение и активизация словаря по теме; обучение употреблению предлогов «около» и «рядом» по образцу | Цель: расширение и активизация словаря по теме, работа над пони- манием значений относительных прилагательных | ||
Октябрь, 4-я неделя | Чайная посуда | |||
Тема «Чаепитие с друзьями» | Тема «Чайная по- суда из разных сервизов» | Тема «Чайная посуда, ее свойства» | ||
Цель: знакомство с названием предметов из чайного сервиза, закрепление согласования качественных прилагательных с существительными | Цель: закрепление названии и сравнение однородных предметов чайной посуды по форме, раскраске, размеру; закрепление согласования качественных прилагательных с существительными | Цель: закрепление на- звании и назначения посуды; закрепление понятии «один» — «много» в сочетании с именами существительными женского и среднего рода | ||
Ноябрь, 1 -я неделя | Столовая посуда | ||
Тема «Готовимся к обеду» | Тема «Кукла ждет гостей» | Тема «Столовая посуда» | |
Цель: знакомство с названиями предметов столовой посуды, их фор- мой, цветом; обу- чение употребле- нию качественных прилагательных | Цель: закрепление употребления на- званий предметов столовой посуды в единственном и множественном числе | Цель: закрепление на- званий предметов сто- ловой посуды; согласо- вание прилагательных «грязный», «чистый» с существительными, обучение пониманию прошедшего и настоящего времени глаголов | |
Ноябрь, 2-я неделя | Кухонная посуда | ||
Тема «Экскурсия на кухню» | Тема «Учим куклу готовить» | Тема «Обед для трех медведей» | |
Цель: знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной по- суды, обучение употреблению превосходной степени прилагательных | Цель: закрепление названий предметов кухонной по- суды, их назначения; обучение употреблению сравнительной степени прилагательных | Цель: уточнение и за- крепление понятий «маленький» — «большой» — «очень большой» применительно к предметам кухонной посуды; обучение употреблению превосходной степени прилагательных | |
Ноябрь, 3-я неделя | Домашние животные. Кошка | ||
Тема «Наша кошка» | Тема «Игрушечные кошки» | Тема «Неизвестный зверь» | |
Цель: уточнение характерных при- знаков внешнего вида кошки, активизация соответствующей лексики, согласование существительных с глаголом настоящего времени | Цель: закрепление характерных при- знаков внешнего вида кошки, закрепление понятий «один» — «много», употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных (кошечка, кисонька, котенок, котеночек) | Цель: формирование умения вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его обучение однословным ответам на вопросы |
Декабрь, 3-я неделя | Зимние забавы | ||
Тема «Снежная | Тема «Зимние | Тема «Зимние забавы» | |
баба» | игры» | ||
Цель: ознакомление с русской народной зимней забавой «лепить снежную бабу», закрепление употребления предлога «на» | Цель: формирование элементарных представлений о зимних спортивных играх, закрепление употребления предлога «на» | Цель: закрепление знаний о зимних играх; обучение ответам на вопросы распространенным предложением с предлогами «на» и «в» | |
Декабрь, 4-я неделя | Новогодний праздник | ||
Тема «Скоро праздник» | Тема «Подготовка к празднику» | Тема «Новогодний праздник» | |
Цель: формирование элементарных представлений о новогоднем празднике, обучение согласованию личного местоимения с глаголом прошедшего времени 1 -го лица | Цель: закрепление знаний об атрибутах новогоднего праздника, обучение согласованию качественного прилагательного с существительным | Цель: закрепление в активной речи лексики по теме, закрепление употребления грамматически правильных форм слов в автоматизированной речи | |
Январь, 2-я неделя | Зимняя одежда | ||
Тема «Наша одежда» | Тема «Кукольная одежда» | Тема «На прогулку» | |
Цель: уточнение назначения одежды, практическое усвоение правильных форм названий предметов предметов одежды | Цель: ознакомление с предметами кукольной одежды, ее деталями, рисунком, цветом; активизация глагольной лексики по теме в предложении | Цель: обучение самостоятельным ответам на вопросы по картине | |
Ноябрь, 4-я неделя | Домашние животные. Собака | |||
Тема «Наша собака» | Тема «Игрушечные собаки» | Тема «Кто сказал «мяу?» (по рассказу В. Сутеева) | ||
Цель: уточнение характерных при- знаков внешнего вида собаки, активизация соответствующей лексики, обучение однословным ответам на вопросы | Цель: закрепление характерных при- знаков внешнего вида собаки, употребление уменьшительно- ласкательной формы существительных (собачка, песик, щеночек) | Цель: формирование умения вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его; обучение однословным ответам на вопросы | ||
Декабрь, 1-я неделя | Дикие животные. Заяц | |||
Тема «Заяц в лесу» | Тема «Игрушечные зайцы» | Тема «Заяц зимой» | ||
Цель: уточнение характерных при- знаков внешнего вида зайца, активизация соответствующей лексики, обучение одно- словным ответам на вопросы | Цель: закрепление характерных при- знаков внешнего вида зайца, закрепление понятий «один» — «много»; употребление уменьшительно- ласкательной формы существительных (зайчик, зайчишка, зайчонок) | Цель: формирование умения вслушиваться в содержание прозаического текста, понимать его; обучение ответам на вопросы словосочетанием или предложением | ||
Декабрь, 2-я неделя | Деревья. Лес | |||
Тема «Дерево» | Тема «Елка» | Тема «Зимний лес» | ||
Цель: ознакомление со строением дерева, с названиями его основных частей; обучение ответам на вопросы простым предложением | Цель: ознакомление с особенностями строения елки, с многозначным словом «иголка»; обучение ответам на вопросы слово- сочетанием или простым предложением | Цель: формирование элементарных представлений о характерных признаках леса, обучение ответам на вопросы словосочетанием или простым предложением | ||
Февраль, 2-я неделя | Зимующие птицы. Воробей, ворона | ||
Тема «Воробей» | Тема «Ворона» | Тема «Кормушка для птиц» | |
Цель: знакомство с характерными внешними признаками воробья, с особенностями его жизни в зимних условиях; составление короткого предложения по картинке | Цель: знакомство с характерными внешними признаками вороны, с особенностями ее жизни в зимних условиях; обучение сравнению двух птиц по словесному образцу | Цель: развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины | |
Февраль, 3-я неделя | Домашние животные. Корова | ||
Тема «Корова с теленком» | Тема «Игрушечная корова» | Тема «Пастух и корова» | |
Цель: знакомство с характерными признаками внешнего вида коровы, с частями ее тела; обучение ответам на вопросы простым предложением | Цель: закрепление характерных внешних признаков коровы, составление короткого рассказа-описания | Цель: развитие понимания текста потешки, умения отвечать на вопросы по содержанию | |
Февраль, 4-я неделя | Родная страна | ||
Тема «Моя Родина» | Тема «Защитники Родины» | Тема «Праздник нашей армии» | |
Цель: знакомство с названием нашей страны, столицы; обучение ответам на вопросы по содержанию рассказа | Цель: формирование элементарных представлений об армии, обучение ответам на вопросы по содержанию рассказа | Цель: формирование элементарных представлений о празднике 23 февраля, обучение ответам на вопросы по содержанию сюжетной картины | |
Март, 1 -я неделя | Женский день | ||
Тема «Готовимся к празднику» | Тема «Праздник "Женский день"» | Тема «Моя мама» | |
Цель: дифференцирование понятий «мужчина» и «женщина», их роли в семье; употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных «мама», «бабушка» | Цель: обучение выделению главного при рассматривании картины, развитие умения отвечать на вопросы распространенным предложением | Цель: формирование эмоционально-экспрессивной лексики, употребление ее в правильной грамматической форме |
Январь, 3-я неделя | Дикие животные. Лиса | ||
Тема «Лиса» | Тема «Лиса с лисятами» | Тема «Лиса и колобок» | |
Цель: знакомство с характерными внешними признаками лисы, частями ее тела; закрепление согласования качественных прилагательных с существительными | Цель: знакомство с детенышами и жилищем лисы, употребление существительных в уменьшительно- ласкательной форме | Цель: развитие умения отвечать на вопросы, заданные по содержанию сказки «Колобок» словосочетанием в правильной грамматической форме | |
Январь, 4-я неделя | Дикие животные. Медведь | ||
Тема «Бурый мед- ведь» | Тема «Белый мед- ведь» | Тема «Игрушечные медведи» | |
Цель: знакомство с характерными при- знаками внешнего вида медведя, уточнение знаний о частях его тела; обучение самостоятельным ответам на вопросы | Цель: закрепление в активной речи знаний о внешних признаках медведя, употребление в речи уменьшительно- ласкательной формы существительных | Цель: уточнение значений слов, обозначающих цвет и размер; обучение распространению предложения однородными прилагательными | |
Февраль, 1-я неделя | Дикие животные. Волк | ||
Тема «Серый волк» | Тема «Игрушечный волк» | Тема «Волки» | |
Цель: уточнение характерных при- знаков волка (серый, голодный, злой, зубастый, сердитый), обучение ответам на вопросы распространенным предложением | Цель: закрепление характерных внешних признаков волка, обучение составлению короткого рассказа-описания | Цель: знакомство с содержанием песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик...»; формирование умения устанавливать причинно - следственные связи, отвечая на вопросы: Почему?», «Зачем?» |
Апрель, 4-я неделя | Фрукты | ||
Тема «Фрукты» | Тема «Качественные признаки фруктов» | Тема «Фруктовый сад» | |
Цель: уточнение названий фруктов, воспитание слухового внимания, обучение ответам на вопросы распространенным предложением | Цель: уточнение качественных при- знаков фруктов и употребление их в активной речи в правильной грамматической форме | Цель: самостоятельное составление предложений по сюжетной кар- тине | |
Май, 1-я неделя | Транспорт | ||
Тема «Машины на улице» | Тема «Игрушечные машины» | Тема «Разные машины» | |
Цель: знакомство с внешним видом и названием легко- вых и грузовых машин, их частями, окраской, формой; обучение ответам на вопросы об уви- денном распро- страненным пред- ложением | Цель: уточнение названий игрушеч- ных машин и их окраски, формиро- вание понятия «гру- зовая машина»; обучение ответам на вопросы по содер- жанию короткого стихотворения без опоры на наглядный материал | Цель: уточнение знаний о том, что перевозят на грузовых машинах; закрепление знаний о внешнем виде и назна- чении машин; обучение сравнению двух машин по образцу | |
Май, 2-я неделя | Домашние птицы. Петушок с семьей | ||
Тема «Петух, курица и цыплята» | Тема «Рассказ К.Д. Ушинского "Ходит по двору петушок"» | Тема «Игрушечный петушок с семьей» | |
Цель: знакомство с внешним видом, повадками птиц (клюют зерна, пи- щат, кукарекают, ходят); уточнение названий частей тела; закрепление навыка сравнения двух птиц по образцу | Цель: уточнение представлений о внешнем виде, повадках, названиях частей тела; закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию рассказа | Цель: формирование умения действовать с предметами в соответствии со словесными инструкциями; побуждение к самостоятельным высказываниям, грамматически правильно оформленным |
Mай, 3-я неделя | Насекомые. Жук, бабочка | ||
Тема «Жук» | Тема «Бабочка» | Тема «Жук и бабочка» | |
Цель: ознакомление с внешними признаками жука, особенностями его строения, окраски, питания;активное употребление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме | Цель: ознакомление с внешними признаками бабочки, особенностями ее строения, окраски, питания; активное употребление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме | Цель: обучение сравнению двух насекомых по образцу, закрепление активного использования названий цветов в правильной грамматической форме | |
Май, 4 я неделя | Полевые цветы. Одуванчик, ромашка | ||
Тема «Одуванчик» | Тема «Ромашка» | Тема «Собираем букет» | |
Цель: знакомство с характерными признаками полевого цветка — одуванчика, закрепление лексики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грамматической форме | Цель: уточнение характерных признаков ромашки, закрепление умения сравнивать два цветка с выделением общих и отличительных признаков; составление сложных предложений по образцу | Цель: закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины |
КОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙ
СЕМЬЯ
Приблизительный пассивный и активный словарь: мама, папа, де душка, бабушка, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, имя, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, помогает, идет большой, маленький, старший, младший, ласковый, любимый.
Занятие 1 Тема «Состав семьи»
Цель: расширение пассивного и активного словаря, формирование простого предложения.
Оборудование: сюжетная картинка, изображающая семью, семейные фотографии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Детям предлагается назвать свои имена.
2. Знакомство с составом семьи каждого ребенка.
Громко назовите имя ребенка, к которому я подойду.
Дети должны громко и четко назвать имя ребенка. Названному ребенку задаются вопросы.
У тебя есть мама (папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)! Давайте познакомимся с фотографиями Ваниной семьи.
Детям последовательно показывают фотографии разных членов семьи названного ребенка. Например, показывают фотографию папы и спрашивают ребенка: «Это мама?» Ребенок должен ответить: «Нет. Это папа». Затем всем детям задается вопрос: «Кто это?» На одном занятии желательно рассмотреть фотографии членов семьи двух-трех детей. При рассматривании фотографий членов семьи другого ребенка ему задается вопрос: «Кто это?» Упрощенный вариант этого задания — альтернативный вопрос: «Это мама или папа?»
Рассматривание сюжетной картинки.
Посмотрите на картину. Здесь нарисована семья. Помо-гите мне правильно назвать всех членов семьи. Вот... (папа, мима, дочка, сын, бабушка, дедушка).
Затем предлагается дать имена детям (мальчику и девочке), изображенным на картине, например Коля и Маша.
4. Выяснение родственных отношений в семье (задание по картине).
Для мамы Маша дочка. Для папы Маша... кто? Помогите мне... (Дочка.) Для мамы Коля кто? Помогите мне... (Сын.) Для папы Коля...? (Сын.) Мама (папа) говорит о Маше: Маша — моя дочка». Мама (папа) говорит о Коле: «Коля — I мой сын». Как говорит мама о Коле (о Маше)?Как говорит Папа О Коле (о Маше)! Для Маши Коля брат. Для Коли Маша сестра. Как зовут Колину сестру? Как зовут Машиного брата? Коля говорит о Маше: «Маша — моя сестра». Маша говори го Коле: «Коля — мой брат». Как Коля говорит о Маше? Как Маша говорит о Коле? У Маши есть бабушка и дедушка. А у Коли есть бабушка и дедушка?
Затем детям предлагается подумать, как бабушка скажет о Маше, О Коле. Как дедушка скажет о Маше, о Коле?
5, Итог.
О ком мы сегодня говорили? (О семье.)
Каждому ребенку предлагается назвать членов семьи: «Ваня, назови членов твоей семьи».
Занятие 2 Тема «Я и моя семья»
Пул (..активизация словаря по теме, формирование простого предложения.
Оборудование: сюжетная картина «Семья»; отдельные картинки, Изображающие членов семьи в действии; предметы: портфель, сумка,. фартук, машинка, кукла, книга, очки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент.
Детям предлагается назвать имена мамы и папы. В случае затруднения можно использовать альтернативный вопрос: «Твою маму зовут Катя или Света?»
Рассматривание картинок.
Детям раздаются картинки, на которых изображены члены всей семьи в действии, и предложить их рассмотреть. При этом необходимо комментировать действия каждого члена семьи, называя их: «Boт папа. Папа стоит. Вот мама. Мама сидит. Вот дедушка. Дедушка спит. Вот сын. Сын играет» и т.д. Затем дети отвечают на вопросы: «Кто сидит? Кто играет? Кто стоит? Кто спит?»
3. Рассматривание сюжетной картинки «Семья».
Дети, посмотрите на картину. Здесь нарисована семья. Кто! это? (Мама.) Что делает мама? (Мама сидит.)
Каждый ребенок составляет простое предложение про одного члена семьи. В результате получается небольшой рассказ.
4. Ролевая игра «Семья».
На столе располагаются предметы: портфель, сумка, фартук, машинка, кукла, книга, очки. Детям предлагается поиграть в «семью», распределив роли.
Боря будет папой. Боря, кто ты? (Я папа.) Лена будет мамой. Лена, кто ты? (Я мама.) Ира будет дочкой. Ира, кто ты? (Я дочка.) Саша будет сыном. Саша, кто ты? (Я сын.) Дима будет дедушкой. Дима, кто ты? (Я дедушка.) Света будет бабушкой? Света, кто ты? (Я бабушка.)
Дети, кто у нас папа? (Боря.) Боря, возьми со стола один предмет, который нужен папе, чтобы отнести бумаги на работу.
Каждый играющий выбирает нужный его персонажу предмет.
Утром папа и мама идут на работу. Боря, покажи, как папа идет на работу. Дети, что делает папа? (Папа идет.) Лена, покажи, как мама идет на работу. Дети, что делает мама? (Мама идет.) Ира, покажи, что делает дочка. Дети, что делает дочка? (Дочка играет.) Саша, покажи, что делает сын. Дети, что делает сын? (Сын играет.) Света, покажи, что делает бабушка. Дети, что делает бабушка? (Бабушка готовит еду.) Дима, покажи, что делает дедушка. Дети, что делает дедушка? (Дедушка читает.) Вечером родители возвращаются с работы. Кто идет домой? (Папа идет домой. Мама идет домой.)
5. Итог.
Давайте, дети, вспомним, кто был папой (мамой, бабушкой и т.д.)?
Занятие 3 Тема «Занятия членов семьи»
Цель: расширение глагольного словаря и активизация словаря признаков «большой» — «маленький», практическое использование простого предложения.
Оборудование: картинки с изображением всех членов семьи, выполняющих новые действия (рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, помогает); предметные картинки с изображением членов семьи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Дети вспоминают, кто есть кто в семье. На наборное полотно выставляются картинки с изображением всех членов семьи.
2. Рассматривание картинок с изображением членов семьи в действии.
Поочередно детям показываются картинки, на которых изображением члены семьи в действии, и затем выставляются на наборное полотно. При этом необходимо рассказывать, комментируя изображаемые действия каждого члена семьи.
Вот папа. Папа чинит. И это папа. Папа смеется. А тут папа
рисует. Вот мама. Мама гладит. И это мама. Мама стирает. Вот дедушка. Дедушка спит. А тут дедушка рассказывает. Вот бабушка.
Бабушка шьет. А тут бабушка варит. Вот сын. Сын играет. Тут сын рисует. А тут сын помогает папе. Вот дочка. Дочка плачет. А тут дочка убирает. Вот дочка помогает маме.
Затем дети отвечают на вопросы по картинкам, составляя предложения из двух слов: «Кто чинит?» (Папа чинит.) «Кто рисует?» (Сын рисует.) «Кто гладит?» (Мама гладит.)
Рассматривание «парных» картинок. Детям предлагаются картинки с изображением папы и сына.
Пана большой, а сын маленький. Кто большой? (Папа.) Кто маленький? (Сын.) Папа какой? (Папа большой.) Сын какой? (Сын маленький.)
Детям показываются картинки с изображением мамы и дочки.
Кто большая? (Мама.) Кто маленькая? (Дочка.) Мама какая? (Мама большая.) Дочка какая? (Дочка маленькая.)
Выставляются все картинки, изображающие членов семьи.
Кто большой? (Папа большой. Дедушка большой.) Кто большая? (Мама большая. Бабушка большая.) Кто маленький? (Сын маленький.) Кто маленькая? (Дочка маленькая Кто в вашей семье большой, а кто — маленький?
4. Итог.
Сегодня мы выяснили, кто в вашей семье большой, а кто маленький.
ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА
Приблизительный пассивный и активный словарь: человек, части тела, голова, глаза, нос, рот, губы, язык, зубы, уши, щеки, лицо, волосы, туловище, живот, руки, ладошка, ноги, коленка, палец] пяточка, большой, маленький, мыть, вытирать, слышать, смотреть, почесать, помазать, нюхать, ходить, причесать, потрогать, кушать, разговаривать, думать, чистый, грязный, сухой, мокрый теплый, холодный, один, два.
Занятие 1 Тема «Я и моя кукла»
Цель: активизация словаря по теме, развитие зрительного и слухового восприятия, формирование элементарных математических представлений о парных частях тела.
Оборудование: кукла, зеркало.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Всем детям дается несколько заданий.
Поднимите руки. Потопайте ногами. Похлопайте в ладоши. Покажите свой нос.
2. Рассматривание частей тела у ребенка и у куклы.
Детям показывается кукла.
К нам на занятие пришла кукла Оля. Посмотрите, что есть у Оли?
Педагог просит одного ребенка показать названную частьтела у куклы, затем посмотреть в зеркало и показать эту же часть тела у себя. Дети повторяют название части тела.
Выполнение поручений.
Педагог подзывает к себе ребенка, на ушко называет часть тела,
которую тот должен показать. По просьбе педагога другой ребенок
|называет показанную часть тела: «Это ухо».
4. Игра «Что есть у куклы?»
Детям предлагается отвечать словами «да» или «нет» на вопросы.
Например: «У куклы одна ручка?» — «Нет, две». «У куклы одно ушко? - Нет, два». «У куклы один носик?» — «Да, один».
5. Итог.
Сегодня мы с вами говорили о кукле Оле. Кукла Оля похожа на нас с нами. У нее есть такие же части тела, как и у людей.
Занятие 2 Тема «Части тела и их действия»
Цель: активизация глагольного словаря по теме, практическое усвоение простого предложения.
О борудование: картинки с изображением отдельных частей тела, рисунки с изображением мальчика, предметы (платок, расческа, кофта туфли, ложка, чашка).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I Оргмомент.
Вспомните, покажите и назовите, какие части тела есть у человека.
Дети по очереди должны показать на себе и назвать разные части тела
2. Рассматривание картинок и ответы на вопросы.
Поочередно детям показываются картинки с изображением отдельных частей тела. Дети должны назвать изображенную часть тела и ответить на вопрос: «Что мы делаем этой частью тела?»
Что мы делаем ушами? (Слушаем.) Что мы делаем ртом? (Едим, пьем, разговариваем.) Что мы делаем носом? (Дышим.) Что мы делаем глазами? (Смотрим.) Что мы делаем головой? (Думаем.) Что мы делаем руками? (Хлопаем, берем, трогаем, гладим.) Что мы делаем ногами? (Ходим, топаем, бегаем.)
.3.Сюжетно-ролевая игра «Помоги Оле».
Нa столе лежат предметы: платок, расческа, кофта, туфли, ложка, чашка.
Посмотрите, к нам опять пришла кукла Оля.
Педагог обращается к детям с индивидуальными поручениями используя такие глаголы, которые предполагают выбор определенного предмета из предложенной группы.
Таня, вытри Оле нос. Вова, обуй Олю. Лена, напои Олю. И так далее.
4. Итог.
Мы сегодня с вами говорили о частях тела. Всех, кто хорошо работал, я поглажу по... (головке).
Занятие 3