Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Проверка домашнего задания | Проверяет выполненные задания | Обмениваются карточками, составленными дома, и вписывают слова в соответствующий столбик таблицы «Морфемные способы образования слов» | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
II. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
III. Работа по теме урока. 1. Игра «Кто вперед?» | – Обратите внимание: тема нашего урока звучит как основные способы словообразования, а в таблице мы разбирали только морфемные. Значит, есть другие способы образования слов. Они указаны на с. 95. Кто первым их найдет? – Чем сложение основ отличается от сложения слов? Далее учитель знакомит с понятиями словообразовательная пара, словообразовательнаяцепочка, словообразовательное гнездо | Внимательно слушают. Выполняют задание. Отвечают на вопрос. Внимательно слушают | Владеют навыками работы с учебной статьей. Формулируют ответы на вопросы. Извлекают необходимую информацию |
2. Выполнение упражнений 171, 172 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения 171, 172 | Осуществляют контроль и оценку |
3. Самостоятельная работа | – Образуйте слова, используя все известные вам способы, укажите исходное слово, сделайте морфемный разбор. – Исправьте ошибки в образовании слов. У него был воинствующий вид. Совершил логический поступок. Продолжается ли ваше сотрудничание? | Выполняют задания | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Что нового узнали? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: из «Краткого этимологического словаря русского языка» Н. М. Шанского выписать одну словарную статью (на выбор), составить карточку; выполнить упражнение 174. Двум ученикам подготовить доклады: «Пенорожденная Афродита», «Наверхия и Удалия» | Отвечают на вопросы. Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Урок 45. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ (с. 100–102)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия обучающимся для ознакомления с наукой этимологией, этимологическим словарем; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: карточки, толковый и этимологический словари |