Краткая расшифровка темы.




Тема 4. Развитие личности в деятельности

Структура темы.

1. Взгляды в психологии на движущие силы и факторы развития личности. Методологическое обоснование в советской психологии влияния на развитие личности осуществляемой деятельности.

2. Понятие о деятельности человека. Отличие деятельности от других форм активности личности. Структура деятельности. Соотношение потребностей человека, целей и мотивов деятельности. Потребности и их классификации. Мотивация деятельности. Существование различных мотивов деятельности. Понятие «внутренней» и «внешней» мотивации. Мотив достижения успеха и избегания неудачи в деятельности человека.

3. Условия деятельности и ее основные виды. Действия и их структура. Регуляция деятельности. Самоконтроль и самооценка. Результат деятельности. Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Психологическая характеристика основных видов деятельности. О единстве психики, деятельности и поведения человека.

Краткая расшифровка темы.

1. Взгляды в психологии на движущие силы и факторы развития личности.

При рассмотрении проблем личности важно учитывать, что психическая организация — это один из уровней жизни человека. Кроме этого, мы можем говорить и о других уровнях, например, биологическом, социальном, духовном.

Одно из центральных мест в психологической науке занимает проблема соотношения в личности биологического и социального. Очевидно, что человек — это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих). С другой стороны, человек приобретает свою суть потому, что он существо общественное, т.е. он развивается только при условии включения в общественные отношения.

Изучение биологических характеристик человека в психологии связано с анализом того, как органическое, природное проявляется в психическом и влияет на него. Во многих исследованиях установлены многочисленные связи между биологическим и психическим, социальным и психическим, психическим и духовным. Психологи, говоря о процессе биологического развития, пользуются термином созревание.

В науке однозначно не установлено, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой – научением. Процессы созревания младенца, например, имеют определенную последовательность: он сначала садится, затем встает и, наконец, идет. Но и в этот во многом природно обусловленный процесс могут «вмешаться» другие факторы (лекарства, плохое питание, болезнь, запреты или эмоциональное напряжение и др.). С другой стороны, мы можем отчетливо наблюдать, как благодаря научению, регулярным упражнениям человек добивается выдающихся результатов в различных сферах.

Природные, биологические характеристики человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. В формировании важнейших личностных характеристик, направленности и характера роль биологического незначительна, в то время как значение социального опыта, воспитания - исключительно велика. Вопрос о соотношении биологического и социального в личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. В истории психологии сформировались следующие позиции в отношении основных движущих сил и факторов развития личности.

• Биогенетическая концепция утверждает, что развитие наследственно и самопроизвольно. Предрасположенность к преступности, к успехам в управленческой деятельности, к несчастным случаям и «везению» – все это от природы, все заранее запрограммировано. Человек лишен собственной активности.

• Социогенетическая концепция утверждает, что человек – это слепок среды, к которой он пассивно приспосабливается.

• Концепция конвергенции утверждает, что человек – это результат механического взаимодействия среды и наследственности.

• Диалектико-материалистическая концепция утверждает, что развитие личности происходит через разрешение противоречий между непрерывно изменяющимися потребностями человека и его возможностями удовлетворить их. Это противоречие является движущей силой психического развития.

Факторы психического развития личности – это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле слова. Внешними факторами выступает среда: природа и общество (в широком и узком смысле слова). Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень его психического развития. Внешние предпосылки – особенности обучения и воспитания. Внутренние – активность и желание, мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности. Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, а только с помощью других.

Личность развивается и формируется в деятельности. Деятельность, с одной стороны, есть условие развития личности и проявления ее качеств. С другой стороны, сама деятельность в свою очередь зависит от уровня развития личности, выступающей субъектом этой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: